Авторское право википедия

Содержание

10 мифов об авторском праве

Авторское право википедия

Уже более 10 лет я практикую в области авторского права. Я регулярно консультирую клиентов из всех уголков нашей страны и за ее пределами. И, к сожалению, практически каждый день я отвечаю на вопросы, которые вытекают из самых распространенных мифов об авторском праве.

В этой статье предлагаю рассмотреть 10 самых распространенных мифов и заблуждений об авторском праве.

Можно про каждый из них написать отдельную объемную статью (что, кстати, мною уже сделано по многим вопросам), но сегодня я не буду останавливаться на подробных разборах, а лишь укажу почему миф является мифом и дам ссылку на «развеивающую» норму права или практику.

Будем двигаться от самых распространенных к менее популярным:

1) Авторские права надо зарегистрировать!

НЕТ! Не надо. Действующим законодательством не предусмотрена регистрация авторских прав. Такой процедуры не существует. Есть похожая процедура – депонирование. Но это не регистрация. Основание: п.4. ст.1259 ГК РФ: Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

2)Если объект размещен в открытом доступе в интернете, то его можно взять и использовать.

НЕЛЬЗЯ! Использование объектов авторских прав в интернете регулируется практически так же как и использование вне сети.

Согласно ст.1229 ГК РФ, только правообладатель может использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению и распоряжаться своим исключительным правом. При этом в упомянутой статье специально отмечено, что «отсутствие запрета не считается согласием (разрешением)».

Однако часто приводятся аргументы, что существует статья 1276 ГК РФ, в которой говорится, что допускается использование без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, если нет извлечения прибыли. Это действительно так (с некоторыми уточнениями, которые содержатся в статье), но эта норма не распространяется на интернет. Об этом написано в п.13. Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015г.

3) Если нет знака/надписи копирайта, то объект можно использовать.

НЕЛЬЗЯ! Знаки охраны авторского права – отличная штука. Подробно о них я рассказывал в отдельной статье. Но использование знака охраны ©и уведомления о том, что права защищены – это право автора, а не обязанность. Это право закреплено в ст.1271 ГК РФ. Отсутствие на объекте знака/надписи копирайта не лишает его правовой защиты.

4) Существуют объекты без авторских прав, будем свободно использовать их!

ЛОЖЬ! Объектов без авторских прав не существует. Об этом у меня тоже есть отдельная подробная статья.

Если коротко: авторские права делятся на имущественное исключительное право и личные неимущественные права (право авторства, право на имя).

Если обладатель исключительного права может распорядится им таким образом, что позволит всем использовать произведение любыми способами и отказаться от каких-либо действий по пресечению нарушений, то обладатель личных неимущественных прав не может от них отказаться. Согласно ст.

1228 ГК РФ, личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Так что даже при использовании объектов, на которые не нужно получать дополнительное разрешение, необходимо обеспечивать соблюдение личных неимущественных прав; в противном случае есть риск получить претензию и иск о защите личных неимущественных прав. ответственность за это тоже суровая. В этой связи не все условия иностранных открытых лицензий (таких, например, как Creative Commons) могут применяться в РФ; мы говорили об этом подробнов другой статье.

5) Можно использовать, если указать автора и источник.

ВСЁ НЕ ТАК! Указание автора обеспечит соблюдение личных неимущественных прав. Однако имущественное исключительное право все равно будет нарушено, если не было получено разрешение правообладателя.

В то же время существуют нормы о цитировании, которые позволяют в некоторых случаях не спрашивать разрешения правообладателя. Но цитирование разрешено только в строго определенных целях. Если цель Вашего использования не та, что указана в ст.1274 ГК РФ, то Вам необходимо разрешение правообладателя вне зависимости от того, укажите Вы автора и источник или нет.

6) Если нет извлечения прибыли, то можно использовать.

ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ! В судебной практике полно случаев, когда нарушитель привлекался к ответственности при использовании охраняемых объектов без цели получения дохода.

Да, ответственность в данном случае может быть смягчена судом. Но уйти от нее не получится. Согласно п.2. ст.

1270 ГК РФ, использование объекта признается таковым независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели.

7) Возьму всего пару секунд, это допустимо.

НЕДОПУСТИМО! Согласно п.7. ст.1259 ГК РФ, авторские права распространяются и на часть произведения тоже. При этом в законе не установлено какая именно часть это должна быть.

Это может быть и 2 секунды музыкального трека и 1 минута из фильма и 3 предложения из текста.

В любом случае незаконное использование такой части (если она создана творческим трудом автора) будет наказываться точно так же, как и использование всего произведения.  

8) Эту идею надо запатентовать!

НЕ ПОЛУЧИТСЯ! Всё дело в том, что в мире полно классных идей. И если бы все они патентовались или защищались каким-либо иным способом, то не существовало бы нормальной здоровой конкуренции.

Защитить идею посредством авторского права не получится: согласно п.5. ст.

1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах.

Однако можно прибегнуть не к авторскому праву, а к патентному. При этом, правда, стоит понимать, что саму по себе идею тоже на запатентуешь; она должна быть выражена в виде технического решения или способа (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств). Тогда идея превратиться в изобретение, которое можно запатентовать и которое будет охраняться.

9) Я читал закон об авторских правах – сам разберусь.

ГЛУПОСТЬ! Удивительно, но у Закона об авторском праве и смежных правах есть потрясающая особенность: он настолько сильно врезался в память наших граждан, что даже тот факт, что онутратил силу более 10 лет назад не может его оттуда выкинуть.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b713df3654a8700a889c500/10-mifov-ob-avtorskom-prave-5b9611c5afa75b00a992f278

Авторское право: История появления и принцип действия — Право на vc.ru

Авторское право википедия

В Греции, в Римской империи, в средневековой Европе не было никаких проблем с тем, что сейчас называется «интеллектуальной собственностью». Картины писали месяцами, обычно на стенах (фрески, мозаика).

Книги переписывали целыми монастырями, причем рынок книг был настолько мал и настолько закрыт, что авторы при всем желании не смогли бы определить тираж своих работ.

Впрочем, авторы книг того времени обычно умирали мученической смертью и не оставляли после себя наследников. Так что проблема продаж никого особенно не волновала.

Ситуация изменилась, как только появилось первое тиражное искусство — я имею в виду литературу и печатный станок. Книгопечатание породило пиратство.

Поначалу с явлением боролись стандартными методами из средневековой цензуры (все книги и так проходили еретик-контроль).

Однако постепенно издатели и авторы добились смягчения цензуры, а вместо лицензирования и контроля создали совершенно новую концепцию авторских прав.

В чем заключалась новизна? Дело в том, что римское (и последующее средневековое) право работало только с материальными вещами.

Скажем, если должник не возвращает раба («говорящее орудие»), нужно было предъявить вполне конкретный иск к тогдашнему «мировому судье» — претору.

Если кто-то мешает вам пользоваться имуществом (скажем, заблокировал ворота повозкой), на это есть другой иск. И так далее.

Но что делать, если похищен не материальный предмет, а абстрактный текст книги? Ведь автор не теряет своей собственности, ему никто не создает препятствий.

Так появилась концепция «авторских прав», которые принадлежат создателю произведения.

А объект авторских прав назвали «интеллектуальной собственностью», противопоставляя ее традиционным вещам (деньгам, недвижимости, животным, рабам и так далее).

Концепция авторских прав

Согласно концепции, автор произведения имеет целый «пучок» прав на него. Во-первых, права на его коммерческое использование (продажу, исполнение за деньги, словом, любое получение прибыли).

Даже некоммерческое использование в ряде случаев должно согласовываться с автором.

Например, формально нельзя ставить в кафе музыку, не выплачивая автору отчислений (вот что значит надпись «только для домашнего прослушивания / просмотра»).

Во-вторых, автор имеет «личные», неотчуждаемые права на свое произведение, которые принадлежат только ему. Автор сохраняет их, даже если передал свое произведение для продажи издательству, студии и так далее.

О каких правах идет речь? В первую очередь это право авторства (не путать с авторским правом) — произведение нельзя приписывать никому, кроме автора.

Также речь идет о защите произведения: издатель не может, скажем, изменить имена героев романа без согласия с автором.

Авторские права появились в 1886 году в Бернской конвенции. Впоследствии сроки неоднократно пересматривались, принимались новые документы, но принцип глобально остался тем же. Так что законодательство об интеллектуальной собственности и, в частности, авторское право во всем мире более-менее единообразное. В России оно применяется в рамках IV части Гражданского кодекса.

Вернемся к концепции авторских прав. С одной стороны, такой подход — авторское право возникает у автора и только он имеет право им пользоваться — самый простой из возможных.

Авторам просто дали юридическое право на свои произведения, признали, что право может быть не только на материальные объекты, но и на слово, изображения, музыку.

Впоследствии к объектам авторских прав добавились и другие: гарнитуры шрифтов, крой одежды, 3D-модели и так далее, но принцип остался тот же: у автора есть права извлекать прибыль и этим правом может распоряжаться только он.

С другой стороны, такой подход вызывает проблемы при доказывании авторства. Ведь авторские права согласно концепции появляются в момент создания произведения.

Они нигде не регистрируются, нигде не фиксируются автором. Значит, на практике автором будет тот, у кого произведение появилось раньше: в случае спора права передадут ему.

Из-за этого авторы вынуждены идти на ухищрения, чтобы подтвердить свое первенство на случай спора.

Доказывание первенства

Конечно, самый простой способ обеспечить свое авторство — опубликовать работу под своим именем. Статья в журнале, запись в блоге имеют независимый «показатель времени публикации». Но что, если автор не хочет публиковать свою работу? В этих случаях применяется целый ряд «костылей», чтобы привязать произведение к дате.

Во-первых, определенный вес имеет датировка почты. Особенно это было популярно у советских авторов. Книгу отправляли себе на почту заказным письмом. Если не вскрывать конверт, дата на штемпеле будет подтверждать, что содержимое было у автора (адресата) на определенный момент.

Другой вариант датировать документ — нотариус. Он не удостоверяет авторство, да и дату, в общем, не гарантирует. Основная задача нотариуса — устанавливать тождественность документов, подписей и так далее. Однако при заверении, скажем, подписи нотариус ставит дату. Соответственно, можно попросить его заверить подпись на фотографии — и нотариус проставит рядом печать и дату заверения.

Более серьезный вариант — депонирование, то есть ответственное хранение произведения. Эта услуга есть у нотариуса (дороже), а также у ряда негосударственных организаций, связанных с интеллектуальной собственностью (дешевле).

В этом случае вы сможете предъявить суду бумагу о том, что с определенной даты произведение находилось на хранении (скажем, в Российском авторском обществе). Конечно, это не государственный орган, но суды доверяют таким бумагам.

произведения

Поскольку права возникают с момента создания произведения, никто не проверяет, имеет ли оно смысл. Даже случайный набор символов (как в последних главах «Нормы») защищается авторским правом.

То же самое относится и к абстрактной живописи, скажем, и к детским рисункам.

Под вопросом права на рисунки или фотографии, сделанные животными: известен кейс с обезьяньим селфи, которое в равной степени принадлежит и владельцам зоопарка, и владельцу камеры.

При таком буквальном толковании произведения — все, что создано автором — неминуемо возникают споры. Скажем, до какой степени нужно исказить произведение, чтобы оно стало новой работы? Это может касаться как коллажа, так и пародии или постмодернистской аллюзии.

Вопрос в каждом случае решается по-разному. Так, «Порри Гаттер и каменный философ» — однозначно законная пародия, а «Братва и кольцо» Гоблина точно нарушает авторское право (поэтому официально это произведение не транслировалось).

Установленного процента оригинальности, после которого произведение перестает считаться плагиатом, нет.

Наличие у автора прав практически не влияет на появление произведений других авторов. «Евгений Онегин» не закрыл рынок для «Героя нашего времени».

Поэтому авторское право работает очень долго: сейчас это 70 лет с момента смерти автора (после смерти его правами распоряжаются наследники).

А в тех случаях, когда произведение нужно для научных, образовательных или иных подобных целей (скажем, в качестве иллюстрации), есть исключение в виде статьи 1274 Гражданского кодекса.

Срок в 70 лет, правда, не всегда был таким. Скажем, до присоединения СССР к Женевской конвенции в 1973 году авторское право на фотографии действовало всего 5 лет с момента съемки.

Поэтому советские фотографии, сделанные до 1968 года, можно свободно воспроизводить без согласования с авторами.

В каждом случае, чтобы определить, защищено ли произведение, нужно знать время его создания, а часто и даты смерти участников (скажем, для кинофильмов).

Что же происходит, когда срок действия авторских прав наконец заканчивается? После этого произведение переходит в общественное достояние (public domain). Это значит, что произведение можно использовать как угодно: издавать, продавать и так далее.

Да, вы можете издавать, скажем, русскую классику и при этом никому не платить отчислений. Нельзя только нарушать неимущественные права — права авторства и праву на защиту от искажений.

Так как произведением владеет «общество», то, увидев книгу Толстого под фамилией Пупкина, любой сознательный гражданин может подать иск в защиту чести классика.

Смежные права

Года 3-4 назад «ВКонтакте» стала блокировать музыку по запросу правообладателей. Помню бугурт, который с этим был связан. Люди бойкотировали Лазарева, кидали друг другу возмущенные демотиваторы и все такое. Так вот, успехом пользовались скриншоты, на которых были изъятые «по требованию правообладателей» треки «пение соловья» или «Реквием» Моцарта.

Однако ничего удивительного здесь нет. Авторские права могут возникать не только у авторов. Эти права называются смежными («смежные с авторскими») и имеют совершенно ту же природу.

Скажем, произведения Моцарта давно в общественном достоянии. Но ведь Моцарт написал только ноты. Исполнение музыки сильно отличается от состава оркестров, условий записи, инструментов и так далее. Согласитесь, оркестр, записав Моцарта, имеет моральное право потребовать вознаграждения. Это и есть смежное право исполнителя.

Другое смежное право, которое тоже часто встречается — право транслятора. Скажем, радиостанция имеет право на защиту трансляции, даже скомпилированной из сетов отдельных музыкантов. И «Рекорд», например, может потребовать убрать свои сеты с вашего сайта, даже если авторы треков не против.

Защита прав

Концепция авторских прав практически не включает государство. Не нужно ничего регистрировать, удовлетворять требованиям, нужно лишь доказать первенство. Однако авторское право — это право конфликтов. Оно не нужно в «спокойном» состоянии, когда авторские права никто не нарушает. Оно нужно в случае спора, в частности, судебного спора о прибылях и упущенной выгоде.

Представьте, что вы позвали друга в гости, ушли в магазин за пивом, а когда вернулись, он отказался вас впускать. У вас есть абстрактное право на жилище, возможно, даже право собственности на квартиру. Но для наряда милиции, который приедет разбираться с ситуацией, сыграет роль в первую очередь штамп в вашем паспорте: прописки будет достаточно, чтобы вскрыть дверь и выпроводить друга.

Точно так же и с интеллектуальной собственностью. Авторское право — это абстрактное право на жилище. А вот штампа прописки оно не дает. Без конкретной прописки в случае спора вам нужно доказывать свое право на часть помещения, а с пропиской все легко: один раз поставил и можешь не беспокоиться.

Из-за этого всего защита авторских прав — долгое и кропотливое дело. Мейджор-лейблы, кинокомпании и подобные гиганты берут судебную и прочую волокиту на себя.

Но как быть исполнителям, которые сами хотят зарабатывать на своих произведениях? Они могут обратиться в фирмы, занимающиеся «защитой прав», в организации, борющиеся за копирайт. Эти структуры зарабатывают «доением» пиратов исками и штрафами, а музыканты получают с этого определенный процент.

Правда, случается и «friendly fire» — например, когда копирайт-головорезы группы Deep Purple засудили саму группу за концерт в Ростове-на-Дону. И юридически, кстати, были совершенно правы.

В общем, авторские права — самый очевидный способ оформления интеллектуальной собственности без участия государства. Однако он неудобен на практике и неприменим для интеллектуальной собственности, основанной не на форме, а на содержании. Я имею в виду изобретения (патенты), о них в следующем выпуске.

P. S. Какие темы вам еще интересны? Напишите в комментарии, и я обязательно про них расскажу.

Источник: https://vc.ru/legal/8977-about-copyright

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Авторское право википедия

Под исключительным правом автора подразумевается группа прав, которые обеспечивают автору и его наследникам контроль над использованием творения и получения доходов от использования этого произведения. То есть, исключительное авторское право (эксклюзивное право) – это право использовать объект авторского права, а также распоряжаться им. Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Основная цель исключительных прав

Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.

Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.

В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.

Срок правовой охраны исключительных прав

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

РФ как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора.

После этого произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому вознаграждение.

Исключительные личные (неимущественные) и исключительные имущественные права

Авторское право – это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.

Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.

Исключительные личные (неимущественные) права

Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.

Исключительные имущественные права

Автор обладает и исключительными имущественными правами.

Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

  • распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;
  • воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;
  • передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;
  • импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;
  • показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;
  • исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

Понятие исключительных прав и ГК РФ

Понятие исключительных прав нашло свое отражение в статье 1291 ГК РФ «Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение»:

  1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

    При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

    Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

  2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Отличие авторских прав от исключительных прав

При режиме авторства возникают личные и исключительные прав на произведение. Законодательство РФ и международные акты допускают распоряжение только имущественными правами на творение. А личные права сохраняются неизменными в течение бессрочного периода.

Рассмотрим основные отличия между личными и исключительными правами на авторский объект. Отметим, что сразу после создания нового произведения у его автора появляются личные и исключительные права. При этом не имеет никакого значения ценность творения, содержание произведения или целевое назначение авторского объекта.

Исключительные права дают возможность автору творения самостоятельно определять дальнейшую судьбу своего произведения, в том числе:

  • продавать или передавать права иным субъектам – правообладатель может оговорить выплату вознаграждения, либо передать творение на безвозмездной основе;
  • передавать права по наследству – по условиям завещательного бланка правопреемником может быть назначено любое лицо, а по закону наследовать будут родственники покойного автора;
  • использовать объект для собственных целей, издавать его в коммерческих целях или на безвозмездной основе, публиковать или оставить неопубликованным.

Эти указанные права могут быть реализованы на весь срок действия правовой охраны. Этот срок определяется периодом жизни создателя или правообладателя, а также на протяжении 70 лет после его кончины. Поэтому, после истечения указанного срока творение будет признано общественным достоянием, а исключительные права будут аннулированы.

Совсем другой режим защиты действует в отношении личных прав автора. Эти права действуют без ограничения срока и не могут передаваться иным лицам. Это означает следующее:

  • личные права сохраняются при наследовании – любые наследники или правопреемники не могут произвольно нарушать право на имя автора или на неприкосновенность объекта;
  • даже при заключении договора уступки или лицензионного соглашения создатель сохранит право на авторство и имя, а также на неприкосновенность своего творения;
  • режим личных прав сохранится даже при переходе творения в статус общественного достояния – при свободном использовании или распространении объекта не допускается изменять имя автора или нарушать неприкосновенность произведения.

Возможность внести в произведение исправления и изменения может предусмотреть только сам автор творения.

Еще одним существенным отличием является возможность оценки исключительных прав. Так, стоимость исключительных прав определяется при заключении и согласовании условий договора, либо в результате независимой оценки.

Для личных прав оценка невозможна. И при защите личных прав допускается лишь возмещение фактически причиненных убытков.

Исключительное авторское право: подробности для бухгалтера

  • Селебрити, актеры, исполнители в рекламной кампании: некоторые правовые и налоговые нюансы … доходы физического лица как правообладателя исключительных авторских прав по договорам об отчуждении исключительных …
  • Нематериальные активы организаций стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности … -1 указано, что обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах … : C;
    имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
    года первого опубликования произведения».
    Так … экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
    публично … -1. В частности обладатели исключительных авторских прав вправе требовать по своему выбору … , промышленный образец, полезную модель;
    – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …
  • Создание интернет-сайта … примера.
    Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …
  • Создание интернет-сайта … сайт в составе НМА, если исключительные авторские права на элементы сайта, а главное … возможна ситуация, когда к организации исключительные авторские права переходят только на дизайн сайта …
  • Учет и налогообложение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … /2000 исключительные авторские права на литературные произведения не указаны. Но организация может получить исключительные авторские права …
  • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …
  • Учет расходов на приобретение авторских прав у издательства для целей бухгалтерского и налогового … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Создал web-сайт? Учти расходы! … на нее авторское свидетельство. Тогда исключительные авторские права бухгалтер будет учитывать в составе …
  • Учет товарных знаков … изобретение, промышленный образец, полезную модель;исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Объект налогообложения по упрощенной системе налогообложения … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … ПБУ 14/2000, если имеется исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных …
  • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Признание и оценка НМА по МСФО и РСБУ … образец, полезную модель
    Фирменные наименования
    Исключительное авторское право или право иного правообладателя на …
  • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
    –    исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
  • Учет расходов организации на создание Интернет – сайта … сайту
    Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/isklyuchitelnoe_avtorskoe_pravo.html

Копирайт: что это за символ и зачем он копирайтеру

Авторское право википедия

В интернете вы наверняка сталкивались со значком авторского права ©. И в то же время вы слышали о «копирайте», на котором можно зарабатывать. Так что же такое копирайт и для чего он применяется — читайте в нашей статье.

Для начала развеем самый частый миф. Из-за созвучия терминов копирайт часто путают с понятием «копирайтинг». Причем употребляется термин «копирайт» в значении «написание любых текстов».

Так вот: это в корне неправильно. Потому что копирайтинг — это написание коммерческих текстов, веб-райтинг и рерайтинг — это про наполнение сайтов информационными и SEO-статьями, а копирайт — это знак охраны авторских прав.

Вот об этом «копирайте» мы и поговорим.

Знак копирайта: что это такое и как его правильно применять

Копирайт, как знак охраны авторского права, был утвержден Бернской конвенцией еще в 1886 году. Обозначается копирайт символом © и может быть применен к любому объекту авторского права, будь то текст, фото- , видео-контент, дизайн. Мы будем рассматривать копирайт в разрезе применения к текстам, публикуемым в интернете.

Как сообщает нам Википедия, авторское право возникает в момент создания произведения, а копирайт сообщает всем, что правообладателем является определенное физическое или юридическое лицо. Регистрировать или как-то по-иному официально оформлять авторское право необязательно.

В то же время копирайт не создает авторских прав на произведение. Это значит, что если вы опубликуете, например, на своем сайте чужую статью и поставите © —- текст не станет «вашим», правообладателем по-прежнему будет его автор. И он имеет право подать на вас в суд за нарушение его авторских прав, даже если знак копирайта не был им применен.

Простыми словами: ставить знаки охраны — право, а не обязанность автора. А отсутствие знака не значит, что права на произведение никому не принадлежат.

Как относится копирайт к текстам в интернете

В интернете часто встречается мнение, что если автор написал статью на заказ или продал в магазине статей на бирже, то все права по умолчанию переходят к покупателю. А написавший его человек теряет всякое отношение к тексту.

А вот что на эту тему «думает» закон.

Статья 1255 ГК РФ говорит о том, что авторское право состоит из:

  • неимущественных прав. Это права: на авторство, на имя, на обнародование и на неприкосновенность произведения. Неимущественные права всегда остаются за автором произведения. То есть: даже если вы продаете статью, вы все равно остаетесь ее автором.
  • имущественных прав. Имущественное право может принадлежать как автору, так и правообладателю, и на самом деле распадается на множество прав. Применительно к веб-контенту, это исключительные права на воспроизведение и распространение произведения в интернете. Сюда же относятся права на перевод, переделку и т.д. За их передачу автор устанавливает определенную цену (на биржах контента этот параметр может высчитываться в збп (знаках без пробелов)). То есть: продавая статью, вы передаете правообладателю только имущественные (исключительные) права на текст.

В принципе, для автора веб-контента достаточно, чтобы заказчик указал его имя при публикации текста на сайте. Но это — его личное дело. И лучше все нюансы обговорить в самом начале работы.

Даже если заказчик при публикации статьи не указал вас как автора, вы всё равно имеете на нее неимущественные авторские права и можете их отстаивать в суде, если возникнут какие-то спорные моменты. Главное — иметь неоспоримые доказательства, что автором текста являетесь именно вы.

Такими доказательствами могут стать любые исходные материалы: первоначальные версии произведения, черновики, наброски, эскизы, подтверждающие процесс создания произведения.

Совет: сделайте хотя бы скриншот статьи в текстовом редакторе так, чтобы на снимке были зафиксированы дата и время.

Авторам, работающим на фрилансе и выполняющим дорогостоящую работу (например, написание книг), которая заведомо будет подвергаться плагиату, юристы советуют распечатать текст и отправить его самому же себе по электронной почте. А можно и обычным заказным письмом. Тогда хранить конверт нужно будет в запечатанном виде до момента возникновения спорной ситуации.

Что считается нарушением авторского права

Нарушением авторского права считается любое использование произведения без разрешения авторов или правообладателей или с нарушением условий договора об использовании таких произведений (если таковой был составлен и подписан).

Но в отношении именно веб-контента пользователи интернета часто не «видят» (умышленно или по незнанию) наличия авторских прав на опубликованный текст. Тут можно выделить 3 распространенных заблуждения. Разберем их.

Заблуждение 1. Раз текст размещен в свободном доступе, а уж тем более, если в соцсетях, то и пользоваться им можно тоже свободно.

На самом деле: если на сайте (в пользовательском соглашении, в правилах пользования сайтом или социальной сетью, в подвале сайта, после конкретной статьи) не предусмотрено, что можно перепечатывать статью, то, значит, этого нельзя делать без согласия автора. А если таковое разрешение есть, то нужно строго соблюдать условия использования, указанные правообладателем.

Заблуждение 2. Чтобы не нарушить авторские права достаточно при использовании теста указать имя автора и ссылку на сайт правообладателя.

На самом деле: таким образом защищенным оказывается только право на имя. Если нет согласия правообладателя на использование контента, то налицо нарушение исключительных авторских прав. В то же время указание имени автора обязательно при цитировании части статьи.

Заблуждение 3. Если немного изменить текст статьи, то ее можно свободно размещать — это ведь уже «другая» статья.

На самом деле: нарушения авторских прав не будет в том случае, если из вашей статьи (или нескольких статей) взята только идея и на ее основании создан новый текст. А если статья была чуть-чуть «отрерайчена» — это нарушение авторских прав, в том числе права на неприкосновенность произведения.

Но тут, кстати, есть лазейка. Законодательно не установлено, какого уровня уникализации должен быть рерайт, чтобы из плагиата «превратиться» в новое произведение. То есть каждый конкретный случай рассматривается индивидуально, готового решения нет.

Как правильно оформлять копирайт

В России оформление знака авторского права закреплено в ГОСТе Р 7.0.1—2003 «Издания. Знак охраны авторского права. Общие требования и правила оформления».

Согласно этому стандарту знак охраны авторского права должен состоять из:

  1. символа ©
  2. инициалов и фамилии физического лица, которому принадлежат авторские права, либо наименования юридического
  3. года первой публикации произведения (без слова «год» или сокращения «г.»).

Точка в конце знака охраны авторского права не нужна.

В случае если права принадлежат не на основной текст, а только на его перевод или иллюстрации в издании, то необходимо указать объект защиты права.

Поскольку на сайтах материалы могут публиковаться в разное время и в разные годы (а обычно так и бывает), то допустимо использовать диапазон дат. Важный нюанс: в диапазоне используется тире, а не дефис, и оно не отбивается пробелами от чисел.

В таблице показаны примеры правильного и неправильного написания знака авторского права.

ПравильноНеправильно
© Петрова М. И., 2013

© Петрова М. И., 2013—2018

© Петрова М. И., перевод на русский язык, 2013

© ЗАО «Золотой теленок», 2004

© Издание на территории России, оформление. ЗАО «Золотой теленок», 2004

© 2013

© 2013 Петрова М. И.

© Петрова М. И., 2013.

2013 © Петрова М. И.

© Петрова М. И., 2013 г.

(с) Петрова М. И., 2013

© Петрова М. И., 2013-2018

Для переводных изданий допустимо написание знака охраны авторского права так, как он был написан на оригинале произведения. Например:

  • © Ross Macdonald, 2001
  • © 2002 THE ARXEL GUILD / Wanadoo Edition

А уже после закрепляются авторские права на перевод и оформление согласно российскому ГОСТу:

© Tom Garris, 2000

© Яровая Н. К., перевод на русский язык, 2002

Где ставится знак копирайта

Если говорить о печатных изданиях, то копирайт помещается на каждом экземпляре произведения. Если открыть любую книгу, то знак можно обнаружить в самом начале, на первой странице произведения.

Если это не просто книга, а сборник, то копирайт ставят внизу начальной текстовой полосы каждого произведения.

Если речь идет о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьей, либо один общий в «подвале» сайта (с указанием диапазона дат). «Подвал» или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта. Здесь размещают данные о компании и перелинковку по разделам сайта.

Но даже если копирайт из «подвала» убрать совсем, это не будет означать, что у размещенного на сайте контента нет правообладателя.

Как поставить знак копирайта с различных устройств

В различных операционных системах значок копирайта ставится по-разному.

На Windows: удерживая нажатой клавишу «ALT», наберите цифрами «0169» Если на вашем устройстве установлена клавиатурная раскладка Бирмана, то знак © ставится еще проще: удерживая правый «ALT», нажмите клавишу с буквой С (неважно, какой язык при этом выбран).

На Android: перейдите на цифровую панель клавиатуры и нажмите клавишу «=\

Источник: https://web-copywriting.ru/kopirajt-chto-eto-za-simvol-i-zachem-on-kopirajteru/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.