Что такое дорожно транспортное происшествие

Содержание

ДТП. Понятие, виды, причины, условия, последствия

Что такое дорожно транспортное происшествие

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Статья 2 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет и описывает «дорожно-транспортное происшествие» как событие, возникшее в процессе движения по дороге, с участием транспортного средства, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Сходное определение содержится в Постановлении Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий». ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Перечень видов ДТП и их определения приведены в Приложении 6 к Приказу МВД РФ от 18 июня 1996 г. № 328:

1) столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

 К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством;

2) опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось;

3) наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

4) наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

5) наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.);

6) наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство;

7) наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное;

8) падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду дорожно-транспортных происшествий.

Падение пассажира из не движущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием;

9) иной вид дорожно-транспортного происшествия — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

  Ответственный за эксплуатацию тахографов
В соответствии с перечисленными видами ДТП необходимо наличие трех условий: транспортное средство должно двигаться; само событие должно быть связано с транспортным средством; последствия события должны соответствовать названным условиям (погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб).

Под условиями возникновения ДТП понимается совокупность характеристик дороги, транспортных средств, водителя и окружающей среды в момент совершения дорожно-транспортного происшествия. Эти характеристики могут оставаться неизменными до и после возникновения дорожно-транспортного происшествия и не обязательно имеют с ним причинную связь.

Обстоятельства возникновения ДТП — действия (или бездействие) участников дорожного движения, иных причастных к дорожно-транспортному происшествию лиц, а также другие события, имевшие место до момента и в процессе возникновения дорожно-транспортного происшествия. В отличие от условий, обстоятельства представляют собой описание механизма возникновения дорожно-транспортного происшествия по времени.

Причины возникновения ДТП можно определить как некоторое явление или совокупность условий и обстоятельств возникновения ДТП, устранение которых сделало бы невозможным возникновение данного дорожно-транспортного происшествия. Различные виды ДТП могут быть вызваны одной причиной или несколькими.

Большинство специалистов, считает, что к дорожно-транспортному происшествию приводит большое число одновременно возникающих факторов, а поскольку число этих факторов и динамика их изменения в цепи событий, ведущих к дорожно-транспортному происшествию, составляют различные комбинации, изучение причинных связей является сложной задачей с множеством неизвестных.

Исходя из статистики, в 80 — 90% случаев причины ДТП связаны с человеческим фактором, в оставшихся 10 — 20% — носят техногенный характер.

Такое разделение основано на предположении, что участник дорожного движения должен приспосабливаться к любой ситуации, возникающей на дороге, компенсировать сбои, происходящие в системе водитель — автомобиль — дорога.

Однако процесс исследования причин будет более эффективным, если выяснять, почему человек действует ошибочно при данных обстоятельствах и в данной ситуации.

При таком подходе часто могут быть выявлены устранимые причины ДТП в системе организации движения, организации перевозок, конструкции автомобиля и т.д.

В зависимости от степени тяжести последствий ДТП делятся на повлекшие: материальный ущерб; легкие телесные повреждения; телесные повреждения средней степени тяжести и тяжкие; смерть потерпевшего; особо тяжкие последствия (погибло 4 и более или ранено 15 и более человек).

Материальный ущерб.

Материальный ущерб от ДТП может, например, складываться из стоимости ремонтно-восстановительных работ при повреждении транспортного средства, грузов, дорожных и иных сооружений; затрат на выполнение функций правоохранительных органов либо аварийно-спасательных служб; оказание первой или медицинской помощи; потерь от остановки движения.

Степень тяжести вреда здоровью.

Судебно-медицинская экспертиза устанавливает характер телесных повреждений участников ДТП и причины смерти, причины телесных повреждений и их связь с ДТП.

Квалифицирующими признаками тяжести вреда здоровью являются: опасность вреда здоровью для жизни человека; длительность расстройства здоровья; стойкая утрата общей трудоспособности; утрата какого-либо органа или утрата органом его функций; утрата зрения, речи, слуха; полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; неизгладимое обезображивание лица (установление неизгладимого обезображивания лица не входит в компетенцию судебно-медицинского эксперта, так как это понятие не является медицинским); психическое расстройство.

Для установления тяжести вреда здоровью достаточно наличия одного из квалифицирующих признаков. При наличии нескольких квалифицирующих признаков тяжесть вреда здоровью устанавливается по тому признаку, который соответствует большей тяжести вреда здоровью.

С судебно-медицинской точки зрения стойкой утратой общей работоспособности следует считать утрату общей трудоспособности либо при определившемся исходе, либо при длительности расстройства здоровья свыше 120 дней.

Легкие телесные повреждения.

Телесные повреждения признаются легкими, если сопровождаются: кратковременным расстройством здоровья, продолжительностью не свыше 21 дня; либо незначительной стойкой утратой работоспособности (до 5%).

Телесные повреждения средней степени тяжести.

Признаками вреда здоровью средней тяжести являются: отсутствие опасности для жизни; длительное расстройство здоровья (более 21 дня); значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее, чем на одну треть (от 10% до 30% включительно).

Тяжкие телесные повреждения.

Вред, причиненный здоровью, считается тяжким, если это: опасный для жизни вред здоровью; потеря зрения, речи, слуха; потеря какого-либо органа либо утрата органом его функций; неизгладимое обезображение лица; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более, чем на 33%); полная утрата профессиональной трудоспособности; прерывание беременности; психическое расстройство.

Опасным для жизни является вред здоровью, вызывающий состояние, угрожающее жизни, которое может закончиться смертью. Предотвращение смертельного исхода в результате оказания медицинской помощи не изменяет оценку вреда здоровью как опасного для жизни.

Отметим, что согласно Правилам учета ДТП «погибшим» считается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 30 последующих суток.

Российский порядок учета количества погибших в ДТП многие годы был основан на 7-дневном правиле, слегка «улучшавшем» статистику: если участник ДТП умирал в больнице на восьмой день после аварии, его погибшим в ДТП не считали. Только с начала 2009 г.

отечественный порядок соответствует международным нормам (Постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 859).

«Раненый» — это лицо, получившее в ДТП телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения.

Напоминаю что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения.

Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документов, то на сайте «Транспортный отдел», в разделе «Услуги», можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей.

Источник: https://trans-otdel.ru/%D0%B4%D1%82%D0%BF-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D1%83%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D1%81/

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП). Понятие и виды

Что такое дорожно транспортное происшествие

Дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)

Тождественное определение понятия «дорожно-транспортное происшествие» содержится в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Понятие ДТП раскрывается и в правилах учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации», утвержденных руководителем Федеральной дорожной службы России 29.05.1998 года.

В приложении 3 к указанному документу дается аналогичное определение понятия ДТП:

«дорожно-транспортным происшествием (ДТП) называется событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или были ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».

Виды ДТП

В п. 3 приложения 3 к упомянутым правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, также раскрываются виды ДТП.

Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся также столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось (например, суд пришел к выводу о том, что опрокидывание автокрана на территории ОАО не может быть расценено как дорожно-транспортное происшествие, поскольку произошло не в процессе движения транспортного средства по дороге, как это предусматривает пункт 1.1 Правил дорожного движения; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.10.2008 N Ф04-6437/2008(14507-А70-11) по делу N А70-470/11-2008).

Наезд на стоящее транспортное средство — происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп.

Наезд на препятствие — происшествие, при котором транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.).

Наезд на пешехода — происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство.

Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные, или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

Падение пассажира из недвижущегося транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.

Иной вид ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам. Сюда относятся падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

Последний абзац п.3 приложения 3 к указанным правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах…, как видно, включает также «иной вид ДТП». Речь, в частности идет о так называемых бесконтактных ДТП.

При бесконтактном ДТП по вине водителя транспортного средства (нарушившего правила дорожного движения) причиняется вред третьим лицам, при этом, физического контакта между транспортным средством причинителя вреда и транспортным средством потерпевшего лица (а также любым иным объектом, которому причинен вред) не происходит. Более подробно по теме бесконтактного ДТП см. статью «Бесконтактное ДТП. Судебная практика»

Падение предметов на автомобиль, снега с крыш – ДТП?

Для отнесения события к ДТП имеет значение, двигался ли «пострадавший» автомобиль в момент причинения ущерба или был припаркован, ведь из определения понятия ДТП следует, что дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее, прежде всего в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, суд указал, что «из искового заявления истца усматривается, что в момент причинения ущерба автомобиль был припаркован к зданию, основанием исковых требований явилось причинение ущерба автомобилю в результате падения снега, а не дорожно-транспортное происшествие» (постановление ФАС Центрального округа от 04.02.2014 по делу N А09-1079/2013)

Остановка транспортного средства – процесс движения – ДТП?

От ответа на данный вопрос зависит, относится ли случившееся происшествие при остановке автомобиля к ДТП или нет. Соответственно, будет ли относится событие к страховому случаю или нет.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, «дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

При этом дорожным движением является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства, является остановкой.

Согласно пункту 1.1 Правил дорожного движения, настоящие Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации.

Следовательно, пункты 1.1 и 1.2 Правил дорожного движения, в их взаимосвязи относят остановку транспортного средства к процессу дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Аналогичное понятие дороги содержится в пункте 1.2 Правил дорожного движения.

Например, руководствуясь приведенными нормами права, Третий арбитражный апелляционный суд в своем постановлении от 09.12.2013 по делу N А33-11923/2013 указал, что «поскольку спорное событие произошло на разгрузочной площадке общества…, специально предназначенной для проезда по ней автомобилей для их разгрузки, то есть являющейся дорогой, а остановка транспортного средства для его разгрузки является частью дорожного движения, то опрокидывание принадлежащего истцу транспортного средства произошло в результате дорожно-транспортного происшествия — страхового случая, предусмотренного договором добровольного страхования».

Кто считается погибшим, раненым в ДТП? Определение понятия «ограниченная видимость» и «дорожные условия, сопутствующие ДТП»

П.п. 4-7 приложения 3 к правилам учета и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации, утв. ФДС РФ 29.05.1998:

«4. Погибшим считается лицо, погибшее на месте дорожно-транспортного происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток.
5. Раненым считается лицо, получившее в дорожно-транспортном происшествии телесные повреждения, обусловившие его госпитализацию на срок не менее одних суток либо необходимость амбулаторного лечения. В этом случае оказание амбулаторного лечения подтверждается документами (справками) медицинского учреждения.
6. Ограниченная видимость — расстояние видимости для данных условий движения не соответствует нормативным требованиям из-за геометрических характеристик дороги или по метеоусловиям.
7. Дорожные условия, сопутствующие ДТП, — фактические дорожные условия в месте ДТП на момент его совершения. Факт того, что неудовлетворительное дорожное условие (условия) явилось причиной ДТП, определяется решением суда (на основе результатов расследования)».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/dorojnotransportnoe-proisshestvie-dtp-poniatie-i-vidy-5be1c23eaac00400aad2b1ad

Дтп – это происшествие, которое можно избежать: 6 главных причин аварии

Что такое дорожно транспортное происшествие

ДТПЧто такое ДТП: юрист о понятии, видах ДТП, причинах, приводящих к аварии

В законодательстве России понятие ДТП содержится во многих нормативно-правовых актах, связанных с дорожной обстановкой.

Толкований термина достаточно много. Возьмём за основу следующее понимание, представленное в законе.

В нём определено, что дорожно-транспортное происшествие – это происшествие, которое происходит при движении и с участием средств передвижения.

В результате этого случается:

  • повреждение транспорта;
  • строения;
  • груза;
  • причинён определённый материальный урон;
  • травмы получают участники;
  • либо гибнут люди, оказавшиеся в этой обстановке (ФЗ РФ No 196 «О безопасности дорожного движения»).

Кроме того, существует такой вид дорожного происшествия как бесконтактное ДТП, подробнее о котором вы можете узнать из статьи нашего юриста.

 Причины возникновения ДТП

Водитель, пассажир или пешеход становятся виновниками в произошедшей ситуации, если нарушили требований ПДД или совершили действия, которые создали аварию. Такая вина является как умышленной, так и причинённой по неосторожности.

Самые часто выявляемые причины:

  1. Нарушение требований ПДД, игнорирование знаков и разметки.
  2. Превышение установленной и рекомендованной скорости движения.
  3. Управление ТС в опьянении (алкогольном либо наркотическом), либо изменение физического состояния (сонливость, приступ, испуг).
  4. Невнимательность, отвлечение от движения на разговор по телефону, на переписку в телефоне, на настройку навигатора, радио, приём пищи, оживлённый разговор с пассажирами.
  5. Несоблюдение дистанции, ошибка в выборе верной дистанции обычно происходит в межсезонье, когда водители не готовы психологически к изменению погоды (гололёд, снег).
  6. Неисправность транспорта.

Превышение установленной скорости является частой причиной возникновения аварий. Если вы хотите подробнее изучить вопрос о знаке ограничения скорости, то мы рекомендуем вам прочитать статью нашего специалиста.

Исследуя статистику и выявляя основные факторы, способствующие созданию аварийной обстановки, можно первым и весомым фактором обобщённо назвать – человеческий. Элементарное неуважение к себе и другим участникам на дороге, избыточная самоуверенность, чувство безнаказанности зачастую приводит к трагическим последствиям.

Участники аварии

В законодательстве напрямую не толкуется определение участника ДТП.

Считаю, что под участником следует понимать любого гражданина, который своим действием или бездействием совершил содействие в дорожно-транспортном столкновении.

В такой ситуации пострадавших животных в большинстве случаев относят к категории препятствий. В категории «участники» выделяют водителя, пассажира (часто в общественном транспорте страдают от аварий), пешехода.

Также участников аварии принято подразделять на виновных и потерпевших, уже в их числе выделяют раненых и погибших.

Самые частые нарушения, приводящие к аварии

Здесь можно выявить нарушение сигнала светофора, подрезание, не включение показателей поворота при перестроении, превышение скорости, выезд на встречную полосу, нарушение правил обгона, вследствие этого игнорирование требований дорожных знаков или разметки (обычно ДТП на трассе).

Классификация ДТП

Существует несколько систем подразделения дорожных происшествий по категориям. Классификация ДТП важна и для самих сторон, поскольку от этого может зависеть степень ответственности.

ДТП виды:

1. Столкновение:

  • лобовое столкновение (очень опасное и практически всегда с травмами, случается из-за выезда одного из водителей на встречную полосу движения);
  • заднее столкновение (несоблюдение дистанции, резкое торможение впереди идущего автомобиля). Число участвующих бывает довольно часто больше двух. Такую аварию зачастую называют «паровозиком»;
  • боковое столкновение (происходит из-за пренебрежения требованиями ПДД и не предоставления преимуществ при движении);
  • касательное столкновение (возникает из-за невнимательности одного из водителей).

2. Опрокидывание происходит:

  • на высокой скорости, на повороте, на дороге под уклон;
  • при смене погодных условий и скользкой дороге;
  • при боковом заносе;
  • из-за неправильного расположения или закрепление груза (перевешивание, смещение);
  • при проколе колеса.

3. Наезд:

  • на стоящий транспорт (при выезде из двора, с парковки, на светофоре, при перестроении в полосе). Это возникает из-за невнимательности, нарушения правил, из-за парковки в запрещённом месте, а также в силу неполного обзора;
  • на препятствие (бордюр, дерево, столб, здание). Обычно один участник. Зачастую приравнивается по силе последствий к лобовому столкновению;
  • на пешехода. Случается из-за нарушений ПДД водителем автомобиля или пешеходом, неисправности автомобиля или изменившихся погодных условий (туман, гололёд);
  • на велосипедиста. Велосипедист при таком столкновении может получить серьёзные повреждения или погибнуть;
  • на гужевой транспорт. Это любое тягловое животное (лошадь, вол, осёл). Чаще всего совершается рядом с сельской местностью;
  • на животное. Чаще всего, сбив собаку, кошку, лису или зайца – водитель продолжает движение и не смотрит, что произошло. В случае, когда пострадало домашнее животное, которое по Гражданскому законодательству является чьим-либо имуществом (ст. 137 ГК РФ), то водителю придётся отвечать за причинённый убыток хозяину этого животного. При гибели дикого животного, чаще всего лося, косули возмещается ущерб государству (ст. 4 ФЗ «О животном мире»). Учёт крупных животных ведётся постоянно и их гибель также отслеживается.

4. Падение пассажира. Человек вылетает из транспорта, падает в салоне. Это может произойти из-за перепада скорости или смены траектории движения. Причиной становится не пристёгнутый ремень безопасности, нарушение правил перевозки.

5. Прочие виды ДТП (наезд на человека, не являющегося участником движения (автомобиль влетел в здание; падение груза; съезд с дороги)).

Оформление ДТП

В российском законодательстве зафиксирована потребность оформления аварий с целью компенсации полученных затрат и наказания организатора происшествия.

Фиксация и документирование события происходит: без вызова представителей автоинспекции; с участием аварийного комиссара, с выездом автопатруля ГИБДД.

Вызов сотрудников ГИБДД

Участие автоинспекции необходимо:

  • если сумма полученных повреждений превышает 100000 рублей;
  • по договору одной стороны для применения КАСКО требуется регистрация происшествия сотрудником полиции;
  • если одна из сторон сомневается в существовании и достоверности всех документов у второй стороны;
  • если у одной из сторон аварии отсутствует полис ОСАГО.

На месте произошедшего столкновения обязательно составляется протокол, заполняются объяснительные записки участников и свидетелей. Составляется справка о произошедшем случае.

Аварийный комиссар

Аварийный комиссар может быть представителем страховой организации, фирмы, оказывающей услуги автомобилистам или работать как частное лицо. Такой сотрудник после аварии может оказать помощь как юрист и психолог, а при необходимости и доврачебную.

Специалист, прибыв на место аварии, выполняет следующий процесс:

  • осматривает место происшествия;
  • вызывает скорую помощь, эвакуатор, если потребуется;
  • предварительно даёт оценку ущерба;
  • помогает в оформлении документов;
  • ищет свидетелей, разговаривает с ними;
  • изучает наличие наружных камер, на которых можно увидеть момент столкновения;
  • фиксирует нюансы;
  • оказывает моральную и психологическую поддержку;
  • разъясняет порядок обращения в страховую фирму.

В итоге проделанных действий аваркомом заполняется аварийный сертификат. Заполненные документы передаются в ГИБДД или прибывшему сотруднику.

Вызов такого специалиста может быть оплачен водителями по договорённости, либо пригласившим водителем. При расширенном полисе ОСАГО работу комиссара оплачивает страховая организация.

Аварийный комиссар помогает правильно зафиксировать обстоятельства, проводит разные виды требуемой помощи, защищает от лишних волнений и дополнительных хлопот, выполнив требуемые действия профессионально.

Самостоятельное оформление ДТП

Аварию можно оформить самостоятельно. Для этого необходимо убедиться в том, что:

  • пострадал только транспорт, нет пострадавших среди водителей и пассажиров;
  • гражданская ответственность каждого участника застрахована по полису ОСАГО;
  • участники – только два транспорта, нет более участников и пострадавших;
  • обстоятельства, при которых произошло столкновение, и повреждения имущества согласованы водителями, и по этому моменту нет разногласий, всё зафиксировано в извещении о ДТП;
  • между сторонами есть ряд расхождений, но авария записана с помощью спецсредств на основе сигнала Глонасс, либо с помощью других программ и переданы в обобщённую систему АИС для получения компенсации по страховке, не превышающей 100 000 рублей.

Стороны имеют возможность не оформлять документы о ДТП, в случае, когда повреждения получил только их транспорт или только их имуществу нанесён вред, и у каждого из них нет потребности в оформленных свидетельствах (п. 2.6.1 ПДД РФ).

Оформляя ДТП без полицейских, рекомендовано соблюдать следующий порядок действий:

  1. Произвести осмотр транспорта и выявить полученные дефекты. Совместно оглядеть место, выявить обстоятельства, почему так произошло, степень вреда, величину приобретённых неисправностей. В ненаселённой местности в тёмное время необходимо надевать одежду со световозвращающими элементами (п. 2.3.4. ПДД РФ).

Выявить претензии и разногласия, примерную сумму ущерба.

  1. Зафиксировать обстоятельства:
  • сфотографировать или произвести видеосъёмку не позднее 1 часа после происшествия;
  • регистрационных знаков; при их нехватке – VIN номера;
  • места неисправностей, вмятин;
  • обозначить положение за счёт зданий, сооружений, привязанность к местности, с помощью предметов, которые нельзя переместить;
  • при имеющихся свидетелях – их госзнаки ТС.
  1. Убрать транспорт с дороги. Перед этим провести полную фиксацию произошедшего. Освободить проезд требуют правила движения (п.2.6.1 ПДД), иначе участника ДТП ожидает штраф, равный 1000 рублей (ч.1 ст. 12.27 КоАП РФ).
  2. Проверить документы. Наличие полиса ОСАГО, его номер, действительность, местонахождение страховой компании. Действительность полиса можно проверить через Российский союз автостраховщиков в Интернете. Проверку страховки, приобретённой с начала 2018 года, можно осуществить по QR-коду, который находится в бланке. Если виновны вы, то такая сверка понадобится для подтверждения правильности фиксации аварии без участия полицейских. В любом случае просмотрите все права, страховой полис и документы на транспортное средство.
  1. Оформить документы в страховую организацию. Совместно зафиксировать данные в извещении о дорожной аварии. Такой документ выдаётся при приобретении страховки. Необходимо уделить внимание неисправностям, поломкам и заполнению схемы. Если в транспорте сломалось имущество (разбился ноутбук, телефон, сломалось кресло) необходимо это всё прописать и указать в извещении. Указывается что происшествие оформлено без участия сотрудников инспекции, о том, что разногласия отсутствуют либо прописать, какие есть, проверить записанное.

Копия отдаётся стороне, по чьей вине произошла авария, потерпевшая сторона берёт подлинный экземпляр.

  1. Документы представляются страховщику.

В 5-дневный срок в страховую организацию, в которой приобретён ваш полис, необходимо принести следующее:

  • документ о ДТП, подписанный двумя сторонами;
  • заявление о возмещении полученного ущерба;
  • файлы записи происшествия;
  • заявление, в котором указано, что имеющаяся фото и видеосъёмка не корректировалась.

Если вы не уверены в сумме ущерба (на ваш взгляд она более 100000 рублей), виновник не согласен со своей виной, или документы второго участника вызывают у вас сомнения, то смело вызывайте сотрудников ГИБДД и проводите оформление ДТП по общим требованиям.

Заключение

Большинство аварий можно предотвратить, либо смягчить их последствия.

Для этого необходимо внимательно следить за движением, следовать указанием дорожных знаков и дорожной разметки, следить за технической исправностью автомобиля, обращать внимание на опасные дорожные обстоятельства или погодные явления (ямы, гололёд, туман). В случае, когда столкновение неминуемо, следует сконцентрироваться и постараться смягчить последствия.

Пожалуйста, оцените статью! (7 5,00 из 5)
Загрузка…Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

Источник: https://AutoiZakon.ru/dtp/chto-takoe-dtp

Что такое ДТП, определение в ПДД: виды и классификация

Что такое дорожно транспортное происшествие

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны. Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что такое ДТП, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • Признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • Признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • Признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • Признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • Признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Также по ПДД можно выделить такие категории участников ДТП:

  • автовладельцы;
  • виновники аварий;
  • виновные в ущербе;
  • потерпевшие и пострадавшие.

Виновником ДТП может являться и пешеход, а виновным в нанесении ущерба механик, чинивший авто.

Какие выделяют виды ДТП?

Происшествия можно поделить на разные виды в зависимости от характеристик.

По характеру происшествия Правила выделяют такие виды аварий:

  • столкновение – авария вследствие контакта средств между собой, составами поездов, удар по внезапно затормозившему авто;
  • опрокидывание – происшествие, при котором транспортное средство опрокинулось;
  • наезд на стоящее ТС – движущееся авто наехало на стоящее средство или прицеп;
  • наезд на препятствие – ТС наехало на неподвижный предмет (постройка, забор, ограда, зеленые насаждения, столбы) или произошел удар по нему;
  • наезд на пешехода – авария, при которой авто наезжает на человека либо последний сталкивается с ТС, перевозимым грузом или предметами;
  • наезд на велосипедиста – авто сталкивается с управляемым велосипедом или наоборот;
  • наезд на гужевой транспорт – авария, при которой происходит столкновение ТС с повозками, управляемыми животными, или с самими животными;
  • падение пассажира – лица, перевозимые в авто, падают за пределы транспортных средств или в их салонах ввиду изменения скорости или траектории передвижения.
  • другие виды ДТП – любые типы аварий, которые нельзя отнести к вышеперечисленным: отскакивание колеса на пешехода, столкновение с летящим грузом и т.д.

Существуют и бесконтактные ДТП, которые не обозначены в ПДД. Они возможны в ситуациях, когда водитель провоцирует других участников движения на действия, причиняющие им ущерб, но физического контакта между транспортным средством виновника и потерпевшими не происходит.

По характеру вреда:

  • незначительные;
  • крупные;
  • с ущербом автомобилям;
  • с повреждением не транспортных средств;
  • с ущербом здоровью людей;
  • с гибелью физических лиц.

По количеству участников

  • один водитель;
  • два участника (наиболее распространенное);
  • трое и больше участников.

По степени тяжести телесных повреждений:

  • легкая – короткое расстройство здоровья;
  • средняя – длительное расстройство здоровья;
  • тяжкая – опасные для жизни в момент причинения травмы, утрата органа или его функции, прерывание беременности, стойкая утрата трудоспособности или потеря профессиональных навыков;
  • смертельный исход;
  • тяжкие ситуации – гибель нескольких или ранения множества людей.

Погибшим в ДТП, согласно Правил, является человек, смерть которого наступила вследствие действий других участников дорожного движения в момент аварии или на протяжении семи суток после нее в результате полученных травм.

Раненым при аварии считается физическое лицо, которое получило травмы и повреждения, повлекшие необходимость амбулаторного лечения или пребывания в больнице в течение хотя бы суток.

Что не является ДТП?

Нельзя отнести к авариям ситуации, когда в происшествии не участвовали транспортные средства, они не двигались либо никому не был причинен ущерб.

Кроме того, если столкновение произошло вне мест, движение в которых регулируется ПДД, то оно не является ДТП. Например, если автомобили столкнулись в поле или на льду озера, то нанесенный ущерб нужно рассматривать с точки зрения гражданского права.

Причины ДТП

Дорожным авариям сопутствуют определенные факторы, влияющее на поведение участников движения. Статистика показывает, что наиболее часто на ДТП влияют следующие условия:

  • усталость, болезнь, недомогание шофера;
  • отвлечение внимания (телефон, разговор с пассажиром, громкая музыка, животные в салоне);
  • метеорологические явления, которые мешают обзору или влияют на техническое состояние дороги (снег, дождь, туман, град, ураган, гололед);
  • повреждения дорожного покрытия;
  • алкогольное или наркотическое опьянение, прием лекарств, влияющих на восприятие дорожной обстановки;
  • технические неисправности автотранспортных средств.

Данные причины можно условно поделить на три типа:

  1. Субъективные.
  2. Дорожные условия.
  3. Технические факторы.

К другим факторам можно отнести поведение диких животных, падение на дорогу различных предметов, недостаточный уровень подготовки водителя, незнание ПДД.

Видимость и условия, сопутствующее ДТП

ПДД определяет понятие ограниченной видимости, характерное для возникновения ДТП. Под этим понятием имеют в виду расстояние, которое не соответствует предписанным нормам в связи с физическими характеристиками дорожного участка или погодными явлениями.

Дорожными условиями, которые сопутствуют аварии, являются условия в конкретном месте участка дороги в момент совершения ДТП. Если причинами происшествия являются такие условия, то это должно быть установлено в решении суда на основании материалов расследования и исследовательских экспертиз.

( 9 среднее 5 из 5 )

Источник: https://niavto.ru/dtp/opredelenie-dtp/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.