Что такое норма час

Нормы времени, выработки и обслуживания: в чём разница?

Что такое норма час

Основные цели, устанавливаемые в ходе нормирования труда – достижение наилучшего отношения количества труда и его вознаграждения, следствием чего будет нахождение справедливой меры заработной платы и степени загрузки работника.

Подготовленные учеными-экономистами нормативы труда устанавливают пропорцию «количество труда/ объем произведенного продукта». Если нужно отобразить издержки труда, то пользуются характеристиками объемов произведенной работы или рабочего времени. Трудовые нормативы – это базисная составляющая норм труда в условиях определенного производства. Самые распространённые нормы:

  • времени;
  • выработки;
  • обслуживания.

Указанные нормы помогают оценивать меру затраченного труда и, следовательно, характеризуют количество труда и количество рабочей силы, отсутствие которых делает невозможным осуществление технологического процесса. Эти нормы дают возможность оптимизировать управленческий процесс по направлениям:

  1. Прогнозировать необходимые издержки производства;
  2. Рассчитать не только количество необходимого персонала, но и определиться со структурой по профессионально-квалификационному принципу;
  3. Оптимально организовать управление производственным процессом и продвижением продукции к потребителю.

Чтобы установить правильные и научно подтвержденные нормы труда, надлежит иметь четкое представление, что конкретно регламентирует каждая норма, понимать методики расчета и условия применения каждой из норм.

Норма времени

Норма времени — подтверждённые траты времени персонала для совершения единицы работы (производства единицы продукции).

Расчетной единицей является 1 деталь, 1 изделие, 1 производственная операция, оказание какого-то вида услуг и др. Единицей измерения настоящей нормы являются человеко-часы.

Если для добычи 1 т угля требуется работа шахтера на протяжении 1,6 часа, то отсюда вытекает, что норма времени для этого вида деятельности – 1,6 человеко-часов.

Для фиксации нормы времени проводится строгий хронометраж производственной операции в сочетании со строгим соблюдением всех технологических условий.

Проводится расчет нормы времени Н вр следующим образом:

Н вр = t ос + t з + t об + t отл + t пт,

где t пз – подготовительный и заключительный периоды работы;

t з – основное время;

t об – обслуживание рабочего места;

t отл – необходимые паузы на личные потребности;

t пт – паузы, оговоренные технологией.

Нормирование времени предоставляет возможность разработать нормы выработки, оценить уровень трудоемкости продукта, просчитать производительность труда.

Норма выработки

Норма выработки – объем продукции/ работы соответствующего качества, который изготавливается/выполняется за единицу времени.

Расчетной временной единицей считается любой удобный для данных целей отрезок времени – смена, время определенного производственного цикла, час или др. временной промежуток.

Отражается норма выработки в единицах производимого продукта – штуках, литрах и т. п.

Проводится расчет нормы выработки Н в за смену по такой схеме:

где Т см – величина смены;

Ч – число персонала, задействованного в техпроцессе;

Н вр – норма времени на единицу работы (продукции).

В качестве примера рассчитаем норму выработки для каменщика, который работает самостоятельно 8 час., норма времени на 1 м³ кладки 5,3 человеко-часов:

Таким образом, каменщик за рабочий день должен выложить 1,5 м³ кирпичной кладки.

Эта норма применима к представителям тех профессий, производственная деятельность которых сводится к выполнению одного типа работы в нормируемый временной цикл.

Норма обслуживания

Норма обслуживания – рациональная величина субъектов или объектов (количество клиентов, рабочих мест, станков и т.п.), обслуживаемая сотрудником или персоналом предприятия за 1 рабочий цикл в условиях его рабочего места.

Величиной измерения для данной нормы будет количество клиентов, число обслуживаемого оборудования, или величина площади в соответствующих метрических единицах и т.п.

Если известна временная норма обслуживания клиента или оборудования, есть возможность определить эту норму Н об так:

Н об = Т см х К / Н вр. об.,

где Т см – величина рабочего дня;

К – коэффициент, характеризующий степень использования рабочего времени;

Н вр. об. – норма времени обслуживания .

С помощью несложных расчетов установим, что в случае принятия нормы времени обслуживания наладчиком станка в размере 0,65 час. при продолжительности рабочего времени 8 час. ( К = 0,97), норма обслуживания составит:

Н об = 8 х0,97 / 0,65 = 12 станков

Этой нормой пользуются в случае оценки труда работников вспомогательных профессий: персонал сферы обслуживания, ремонтные бригады, контролеры ОТК, кладовщики, транспортники и др.

Рассмотренные нормы позволяют провести дальнейшие расчеты, определяющие нужную производительность труда и резервы средств на заработную плату. Способ их создания, корректировки, напряженность норм становятся критериями обсуждения во время заключения соглашений по тарифам (коллективных договоров).

Аргументированные нормы дают возможность составить оптимальное задание на производственный период, избежать погрешностей в планировании, не допустить большое перевыполнение плановых заданий и, тем самым, сбалансировать производство, не допуская создания излишков деталей и изделий, особенно на промежуточных стадиях производства.

Вместе с нормами труда, принятыми отдельными предприятиями, есть единые нормы выработки и расценок ЕНВиР, рассчитанные для предприятий одной отрасли.

Они устанавливаются для нормирования самых распространенных разновидностей работ. При использовании этих норм значительно упрощается процесс нормирования на каждом конкретном предприятии.

ЕНВиР действуют во всех государственных организациях и предприятиях любой ведомственной принадлежности.

Источник: https://fotrss.ru/organizatsiya-i-normirovanie-truda/norma-vremeni-vyrabotki-obsluzhivaniya.html

Нормо-часы – Энциклопедия по экономике

Что такое норма час
Измеритель продукции для исчисления себестоимости соответствующего объекта калькуляции. Могут быть следующие группы калькуляционных единиц 1) натуральные 2) обезличенные (укрупненные) прейскурантный номер изделия, сто пар обуви или комплектов товара 3) условно-натуральные спирт 100% сода каустическая 92% натрий и т.п.

4) трудовые (нормо-час) и ряд других.
 [c.69]

План себестоимости работ и услуг ремонтного цеха при наличии на предприятии подготовленной нормативной базы включает калькуляции по видам услуг, себестоимость 1 нормо-часа (по цехам) смету цеховых расходов, смету на содержание и эксплуатацию оборудования затраты на 1000 р.

стоимости основных фондов предприятия (для анализа). При отсутствии на предприятии соответствующей нормативной базы план по себестоимости устанавливается по следующим плановым документам и показателям смете затрат, смете цеховых расходов и смете расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, а также затратам на 1000 р.

стоимости основных фондов предприятия (для анализа).
 [c.297]

Затраты труда /п могут быть выражены в трудо-часах или нормо-часах.
 [c.193]

Сдельный заработок между вахтами бригады распределяется пропорционально числу выработанных каждой вахтой нормо-часов.
 [c.236]

Число выработанных каждой вахтой нормо-часов указывается в расчетной карточке каждой вахты. Учет ведется на основании записей суточного рапорта мастера.
 [c.236]

В расчетной карточке кроме числа нормо-часов, выполненных вахтой, указывается также фактически затраченное время на сдельных и повременных работах и время простоев. Заработок вахты между ее членами распределяется пропорционально сдельным тарифным ставкам и сдельно отработанному времени  [c.236]

ТАБЛИЦА ТРУДОЕМКОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ -перечень функций подразделения с расчетами трудоемкости осуществления каждой из них в нормо-часах в год или в рублях в год.
 [c.375]

Сдельная расценка на бурение скважины распределяется между буровыми вахтами пропорционально объему выполненной работы, учтенной в нормо-часах по элементным нормам в расчет-но-группировочных карточках (см. 3).
 [c.149] Техника расчета по распределению сводится к тому, что сдельная расценка на бурение скважины делится на общее число нормо-часов, выработанных всеми вахтами 2< (. Частное от деления — стоимость одного нормо-часа выполненной работы R S< — умножается на число нормо-часов, выработанных одной вахтой  [c.149] [/attention] Е сли объем выработанной продукции рассчитать по ее трудоемкости в неизменных нормо-часах, то выработка будет определяться количеством неизменных нормо-часов, приходящихся на единицу фактически отработанного времени. Это будет трудовой метод определения производительности труда.
 [c.112]
Производительность труда в этом случае определяется делением объема продукции в нормо-часах на среднесписочную численность промышленно-производственного персонала, т. е. рассчитывается по формуле
 [c.112]
В круг хозрасчетных показателей для вспомогательных цехов включается показатель объема конечной продукции (работ, услуг), рассчитываемый на основе норматива заработной платы или норматива в нормо-часах на единицу работ (услуг).
 [c.185]

Для вычисления процента выполнения норм времени натуральные показатели непригодны, так как рабочий в течение смены производит различные несоизмеримые в натуре виды продукции.
По этой причине при расчете процента выполнения норм времени пользуются условным измерителем, выражая объем различных работ в нормированных единицах времени — нормо-часах.
Например, если норма времени на розлив 1 т битума равна 0,9 ч, то объем данной работы составляет 0,9 нормо-часа.
 [c.62]
Пользуясь методом нормированных единиц времени, сменное задание рабочему принимают равным продолжительности смены, а фактическое выполнение — равным сумме нормо-часов по всем выполненным за смену работам.
 [c.62]
[attention type=yellow]
Л. В качестве измерителя трудоемкости ремонта приняты единицы ремонтосложности. Эталоном служит условная единица оборудования, трудоемкость капитального ремонта которой равна 10 нормо-часам. Каждый аппарат, машина или емкость относится к известной группе ре-
 [c.116]

Пример. Колонна с желобчатыми нормализованными тарелками диаметром 3000 мм отнесена к 38 группе ремонтосложности. Следовательно, трудоемкость ее капитального ремонта равна 10-38 = — 380 нормо-часов.
 [c.117]

Механизация трудоемких работ, диспетчерское управление и автоматизация многих операций, например пуска и остановки насосов, намного улучшают технико-экономические показатели товарного хозяйства. Трудоемкость ручных работ за один оборот резервуара равна одному нормо-часу.

При механизации ручных работ и автоматизации части их продолжительность уменьшается примерно на 80%, за счет чего сокращается время оборота резервуара. Автоматизация сброса подтоварной воды из резервуаров снижает потери нефтепродуктов. В частности, потери бензина сокращаются примерно в 8 раз.

Механизация и автоматизация обслуживания резервуарных парков позволяет сократить численность персонала на 13— Ь%.У
 [c.133]

Плановая выработка рабочих, измеряемая в нормо-часах, равна эффективному фонду рабочего времени Фэ, умноженному на коэффициент выполнения норм К, т. е. В = ФЭК.
 [c.207]

Количество выработанных каждой вахтой нормо-часов, а также фактически затраченное время на сдельных и повременных работах и время простоев указываются в расчетной карточке каждой вахты. Учет ведется на основании записей суточного рапорта бурового мастера. Заработок вахты между ее членами распределяют пропорционально сдельным тарифным ставкам и сдельно отработанному времени
 [c.43]

Для рабочих-сдельщиков фонд заработной платы по тарифу можно определить по сдельным расценкам на единицу продукции или исходя из норм затрат труда на производственную программу в нормо-часах и среднечасовой тарифной ставки.
 [c.279] Если известна трудоемкость производственной программы Тр (в нормо-часах), то тарифный фонд будет равен
 [c.280]

Трудов эй (нормативный) измеритель производительности труда выражается в нормированном рабочем времени и определяется отношением объема выполненной работы в нормо-часах к фактически отработанному времени. Этот метод измерения по существу характеризует стелет, выполнения норм. Однако и этот. измеритель имеет ряд не-
 [c.237]

В последние годы находит применение показатель трудоемкости, основанный на стабильных нормативах затрат труда. Сущность этого метода состоит в том, что объем геологоразведочных работ выражается трудоемкостью — нормативными затратами труда (нормо-часы, нормо-дни), представляющими собой общественно необходимые затраты живого труда иа производство выполняемой работы.
 [c.308]

Количество продукции измеряют в натуральных показателях — тоннах, штуках, кубометрах и т. д. единицах затраченного труда — нормо-часах в стоимостном выражении — рублях.

Затраты времени на производство продукции измеряют в человеко-часах, человеко-днях, человеко-годах.

В зависимости от того, в каких единицах измеряют объем вырабатываемой продукции, различают следующие методы определения производительности труда.-
 [c.31]

Сдельный заработок, причитающийся бригаде, распределяете сначала между вахтами, пропорционально отработанным каждо вахтой нормо-часам, а затем внутри вахты распределяется межд  [c.56]

Аналогично рассчитывается С. т. к. работ. В этом случае величина LI характеризует суммарную трудоемкость i -того вида работ в нормо-часах.
 [c.59] Пример. В планируемом периоде объем товарной строительной продукции по тресту составит 84,4 млн руб. В результате изменения структуры строительных работ трудоемкость (1 млн руб.

) строительно-монтажных работ в планируемом периоде составит 2598, а в базисном — 3199 нормо-часов.

Количество рабочих дней в году — 234, продолжительность смены — 8,2 часа и коэффициент выполнения норм времени — 1,2.
 [c.299]

Пример. Внедрение всех мероприятий по плану повышения эффективности производства обеспечивает экономию рабочего времени в количестве 370 тыс. нормо-часов. Общая трудоемкость производственной программы — 4 млн нормо-
 [c.301]

Пример. Трудоемкость производственной программы строительной организации—составляет 12 млн. нормо-часов, эффективный фонд времени одного среднесписочного рабочего — 1837 ч, коэффициент выполнения норм — 1,2. Отсюда численность рабочих
 [c.304]

В таблице буквами С ц Т обозначены виды ремонта соответственно средний и текущий цифры показывают затраты па ремонтные работы в нормо-часах.
 [c.108]

Получив итоговые данные о трудоемкости всех работ по годовым графикам ППР и добавив к этой величине резерв трудоемкости на выполнение внеплановых и аварийных работ, можно получить плановый показатель объема ремонтных работ в нормо-часах. Фактический объем ремонтных работ определяется по нормативам трудоемкости и фактическому перечню произведенных работ с выделением трудоемкости внеплановых и аварийных работ.
 [c.131]

План повышения производительности труда характеризует эффективность социалистического производства в целом и производственную деятельность каждого коллектива предприятий и отдельных работников.

Производительность труда устанавливается в абсолютном выражении — в виде количества продукции, произведенной в единицу времени, и относительном — в виде процента роста ее к предыдущему периоду.

Показателем производительности труда служит годовая выработка валовой продукции на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала.

Количественный показатель производи–т) тельности труда может быть представлен в различных единицах измерения, принятых для исчисления объема производства в стоимост- ном, натуральном, условно-натуральном выражении, по трудоемкости — в нормо-часах расчетного года.
 [c.241]

На ряде химических предприятий при анализе плана выпуска продукции применяется способ оценки выполнения объема производства в нормо-часах. Рассмотрим такой порядок оценки по данным табл., 4.

3, из которых видно, что план выпуска продукции в стоимостном измерении выполнен на 101,7%, а с учетом ее трудоемкости на 99,2% (792,93 799,47×100) Перевыполнение задания по объему выпуска продукции в стоимостном выражении на 2,5% против его выполнения, рассчитанного по трудовым затратам, свидетельствует о том, чтя
 [c.39]

Показатель оплаты труда должен создавать у коллектива бригады заинтересованность в улучшении тех конечных результатов ее работы, которые в настоящее время при данных производственных условиях наиболее важны.

Показатели оплаты труда должны быть простыми, конкретными, правильно отражать затраты труда рабочих и обеспечивать наглядную связь результатов коллективной работы с заработком каждого рабочего.

Наиболее конкретными и доходчивыми являются натуральные показатели оплаты труда (тонны, штуки, метры выработанной продукции).

В ряде производств, где невозможно применение натуральных показателей оплаты труда бригады (особенно при длительном цикле изготовления продукции), могут применяться другие показатели нормативная трудоемкость, выработанные нормо-часы и др.

Учет произведенной продукции ведется в едином наряде и по возможности ежедневно. С целью обеспечения правильной зависимости размеров заработной платы каждого рабочего от количества и качества труда, вложенного им в общебригадные результаты, необходимо кроме учета разряда рабочего, отработанного времени, учитывать также и степень его участия в достижении общих результатов. Для этого при распределении общебригадного заработка могут использоваться к о э ф- фициенты трудового участия (КТУ).
 [c.131]

Данные суточного рапорта бурового мастера о выполненной работе переносятся работником по нормированию в расчетно-груп-пировочные карточки, которые ведутся по каждой буровой вахте отдельно.

Группировочная карточка представляет собой лицевой счет буровой вахты, в котором ежедневно записываются, во-первых, ее выработка на сдельных работах в нормо-часах по элементным нормам для основных операций — механическому бурению, спуску, подъему и наращиванию инструмента и т. д.

с указанием фактического времени, затраченного на выполнение этих операций, во-вторых, продолжительных повременных работ и простоев.
 [c.141]

Номер вахты i Выполненная работа q., норма-часы Заработок по сдельной расценке Kt, Руб. Премия 5. , руб1. Итого заработок за сдельно отработянное время FI= RI + St-руб,
 [c.150]

Наряду с этим, в частности в многопродуктовом производстве, используют и стоимостные показатели, при исчислении которых продукцию оценивают по среднесоюзным оптовым отпускным ценам. Показатель производительности труда в нормо-часах в нефтегазовых отраслях промышл енности практически применяют только в некоторых вспомогательных производствах (ремонтных цехах и др.).
 [c.123]

Примечание. С и Т — соответственно средний и текущий цифры в знаменателе показывают затраты на ремонтные работы, нормо-час.  [c.238]

Себестоимость нормо-часа капитального ремонта ( С ) ) скважин определяется путем деления зат т на производство капитальных ремонтов сква жии ( 3 ) на иорйо-часы, т.е.
 [c.26] Задача 5. На производство 200 капитальных ремонтов скважин планируется затратить ЗбОтыс-дРемонт производит 7 бригад КРС при плановом коэффициенте производительного времени 0,87. Определить плановую себестоимость одного нормо-часа.
 [c.31]

Источник: https://economy-ru.info/info/2921/

Что такое нормо-час на СТО на примере замены топливного фильтра Range Rover Sport 2011г

Что такое норма час

Предыдущая серия

Серия постов делается в первую очередь для того, чтобы народ чуть лучше понимал, что стоит делать со своими фарами, а что нет.

На истину не претендую, вопросы и уточнения приветствую, всех нюансов инфы в одном посте охватить иногда не получается, и все такое. Просто чтобы приезжали к нам и понимали, чего хотят и насколько это реально.

Я не делаю обзоры конкретных ламп, не говорю, что нужно ставить то и то, не углубляюсь в техническую сторону, а по возможности рассказываю обо всем понемножку 🙂

Всем привет, котики. Прошу прощения за долгое отсутствие.

Сегодня заканчиваем обзор линз и переходим на стекла.

Итак, по просьбам трудящихся еще немножко про Хеллу3.

Как выбрать линзы так, чтобы в них были все плюшки, которые есть на оригинале?

Давайте заглядывать внутрь. Берем завалявшуюся (вот специально держим для показа) оригинальную хеллу и смотрим. Подсветку дорожных знаков линзе обеспечивает канавка-скол в нижней части стекла

На одной из моих линз такая есть, но на многих отсутствует. Вот здесь этой канавки нет, и стекло гладкое.

Еще на оригинале есть уже упоминавшиеся SUV-зубчики в верхней части отражателя, на некоторых новых линзах я их тоже вижу. Они обеспечивают свет максимально близко к бамперу авто

Также на оригинале стоит стекло с насечками-“шагренью”, для более комфортной размытой СТГОпять же, на некоторых такое есть, на некоторых гладкое. На этой реплике, кроме стекла с насечками, виден скол-канавка.

И выступ на шторке линзы, формирующий “вежливое” затемнение в области головы встречного водителя. На оригинале:

Этого, увы, ни на одной новой линзе не нашла. Сравнивала с 6-ю моделями разных биксеноновых линз Hella3r. В одной из новых линз есть все вышеперечисленное, кроме выступа шторки, в остальных моделях не все опции 🙂 Поэтому вы уже знаете, что примерно спрашивать у продавца линз, и какие фото просить. Остальное уж на его совести.

Теперь мое любимое, стекла и запотевание фар :))

Собственно это не стекла, это оптический поликарбонат, за исключением совсем древних рифленых стекляшек.

Стеклышки со временем мутнеют, и изнутри, и снаружи. Иногда достаточно почистить стекла, поменять лампы, и вы удивитесь, какой у вас свет хороший. Воздействие пыли, царапины, микроповреждения. Изнутри может оплавиться пластик и подкоптить стекло.

Тут три варианта – купить неоригинальные новые стекла, оригинальные с донора, или почистить свои. Смотрим по цене и наличию, собственно. Есть на Камри40 пара стекол на али за 4000 – покупаем, ставим и радуемся жизни. Нет новых стекол – утирая слезы и придерживая жабу, отдаем на разбор и чистку.

Дешевле снять с донора или вообще поменять фару – выбор очевиден

Разница полированной и не полированной фары. Полировали только снаружи

Если чистка с двух сторон – фара разбирается, чистится, стекло выполировывается изнутри и снаружи на 40 кругов, и собирается. Если полировка только снаружи – 15 минут времени и глазки опять сияют. Ну это если состояние не совсем фатальное :)) Вот тут только с разбором чистить.

Эффект полировки сохраняется от пары месяцев до года, в зависимости от состояния заводского лака на стеклах. Не хотим ездить каждый год на полировку – защищаем стекло снаружи. Кто то покрывает специальным лаком, мы делаем бронепленкой. Гораздо более долгий эффект полировки и защита от абразивных воздействий.

Отдельно про герметик, на который собраны фары. Большинство на термопластичном герметике, который размягчается от нагрева в печке или феном и фару легко разобрать. Но есть и на так называемом неразборном, полиуретановом. Он жесткий и не термопластичен, для разбора таких фар используется химия для нарушения адгезии герметика.

Встречается в основном на авто производства Европа, США  – бмв, ауди, фольксы, мерсы, кадиллаки… Так что, если решили ремонтировать фару сами – не поленитесь, узнайте, на чем она собрана, и купите 50-100 мл такой жижи, с ее помощью фару будет легче разобрать и она будет меньше повреждена.

Жидкость закачивается шприцом в стык корпуса и фары.

Ну и конечно, пожалуйста, не собирайте ее потом на силиконовый герметик :))))Сейчас можно купить метражом бутиловый термопластичный, он гораздо лучше герметизирует стык, не разрушается со временем так, как силиконовый, и, естественно, фару потом можно опять спокойно разобрать. (Я не говорю про совсем профессиональные типа hard, для которых нужен специальный экструдер)

Ну и совсем отдельно про некоторые особенности фар, типа BMW Е53 рестайл. Там, например, стекло снимается только спиливанием, кант очень хрупкий, герметик жесткий.

Если такую фару разбирать, оптимальнее старое стекло выносить совсем и собирать с новым. Но это одно из самых дорогих стекол, увы.

Так что, уважаемые владельцы BMW, иногда вам говорят такие ценники за работу не потому, что вы ездите на бмв и с вас можно взять денег, а…ну потому что это бмв…

Про запотевание. От чего бывает и чем грозит.

В основном это трещины после ДТП. Иногда разгерметизируется стык корпуса фары со стеклом в результате естественного износа. Накопление воды в фаре грозит выходом из строя блоков розжига, замыканием проводки, перегоранием ламп.

Снимаем, очищаем корпус, внимательно рассматриваем со всех сторон, находим трещины, запаиваем. При необходимости нагреваем, разбираем, вычищаем изнутри и собираем обратно.

После сборки фары, кстати, внутри может появиться легкий конденсат от перепада температур. Это норма, если не совсем каплями, фара потом отойдет.

Естественно, все работы лучше доверить профессионалам, беритесь сами, только если абсолютно уверены в том, что сможете все сделать – переделка обычно стоит дороже, чем работа с нуля.

Ну и на закуску пара недавних работ

Audi Q7, подгорели концы световодов, помогла только их замена с донора

Lexus 330, чистка, полировка, установка линз

Mazda Cx 9, чистка, замена линз, установка ресничек ДХО

На сегодня откланиваюсь, если что, задавайте вопросы, дальше буду по настроению постить интересные проекты с работы )

Источник: https://pikabu.ru/story/chto_takoe_normochas_na_sto_na_primere_zamenyi_toplivnogo_filtra_range_rover_sport_2011g_6615201

Как рассчитать нормо-час?

Что такое норма час
Расчет нормо-часа можно осуществить в три этапа: определить фонд рабочего времени, рассчитать время, затраченное на производство единицы продукции, рассчитать нормо-час с учетом эффективности труда работников.

В соответствии с трудовым законодательством работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором (ст. 159 ТК РФ).

Итогом нормирования труда является определение норм труда, к которым относятся нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы, которые устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда (ст. 160 ТК РФ).

Понятие нормо-часа

Наиболее распространенной формой выражения нормированных затрат труда является норма времени, под которой, как правило, понимается время, установленное на изготовление единицы продукции или выполнение определенного объема работы одним или группой работников соответствующей квалификации в определенных организационно-технических условиях. При этом на практике норма времени может устанавливаться как в часах, минутах, секундах, так и в человеко-часах, нормо-часах.

Соответственно, по своей сути нормо-час является временным нормативом на выполнение производственной операции.

По общим правилам под нормо-часом следует понимать показатель, характеризующий количество времени, необходимое для выполнения какой-либо работы, оказания услуги или выпуска единицы продукции. Этот показатель лежит в основе трудоемкости изготовления изделия или оказания услуг, которая установлена нормативно.

Порядок расчета нормо-часа

Для более точного расчета нормо-часа работодателю следует предварительно изучить затраты рабочего времени на рабочих местах при производстве единицы изделия. Для этого проводится замер рабочего времени (хронометраж, фотографии рабочего времени, видеосъемка трудовых процессов и т.п.

) либо проводятся технические расчеты, экспериментальные и другие исследовательские работы, а также осуществляется обработка собранных данных, в результате которых выявляется неэффективное время, в течение которого работы не производились.

По окончании расчетов становится известно время, необходимое для выполнения конкретной операции в производственном процессе. Это время и будет являться нормативом.

Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда в соответствии с Правилами разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 № 804 (ст. 161 ТК РФ).

На законодательном уровне единый порядок расчета нормо-часа не установлен. Как правило, расчет нормо-часа можно осуществить в три этапа: определить фонд рабочего времени, выявить эффективное время работы, рассчитать нормо-час.

Фонд рабочего времени и выявление эффективного времени работы

Этот показатель можно определить следующим способом: количество работников организации, задействованных в производстве единицы продукции, умножается на количество рабочего времени за необходимый период.

В данном случае нормативное рабочее время представляет собой максимально возможное время, в течение которого могла бы производиться работа при установленном в организации режиме, если бы не было никаких потерь рабочего времени.

При расчете рабочего времени следует руководствоваться производственным календарем на соответствующий календарный год, в котором отражены выходные, праздничные и сокращенные рабочие дни.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ в ст. 112 ТК РФ ежегодно вносятся изменения относительно праздников и выходных дней. В силу ст.

72 Конституции РФ регионы также могут устанавливать свои праздничные дни, на практике, как правило, – религиозные.

Плановый фонд рабочего времени по производственному календарю исчисляется с учетом установленной продолжительности оплачиваемых отпусков работников (как основного, так и дополнительного), сокращенной продолжительности рабочего времени по отдельным работникам, прочих планируемых потерь рабочего времени.

Следует отметить, что часть рабочего времени расходуется на регламентированные и нерегламентированные перерывы, а также на иные работы, не связанные с производством изделия. Так, работодатель вправе на локальном уровне установить для работников дополнительные перерывы в течение рабочей смены, поскольку это не будет ухудшать положение работников (ч. 1 ст. 8, ст. 107 ТК РФ).

Следует также учитывать время на подготовку к работе, а также на завершение рабочего процесса и приведение рабочего места в порядок.

Таким образом, необходимо просуммировать время, в течение которого не производились работы по производству изделия. Полученную величину вычитают из рассчитанного планового фонда рабочего времени, в результате чего определяется общее фактическое время, затраченное на производство единицы изделия.

Расчет нормо-часа

Расчет нормо-часа зависит от того, насколько эффективно работники организации использовали установленную норму времени.

Если эффективность труда работников не превышает норму и равна 100%, то количество нормо-часов будет равно общему времени, затраченному на производство единицы изделия.

Если эффективность труда работников превышает норму рабочего времени, то нормо-час определяется путем умножения времени, затраченного на производство единицы изделия, на коэффициент выполнения норм.

Пример. Расчет норма-часа

Рассчитаем количество нормо-часов, необходимых для производства единицы изделия, исходя из следующих условий: на производстве за июнь было изготовлено 1 изделие, при производстве которого было задействовано 10 работников.

В организации установлена 40-часовая рабочая неделя. На локальном уровне работникам в течение рабочего времени предоставляется два регламентированных перерыва по 10 минут каждый.

Кроме того, в начале рабочего дня для приведения рабочего места в рабочее состояние и в конце рабочего дня для уборки рабочего места отводится по 10 минут.

В течение месяца один работник взял отгул на 1 рабочий день.

Отсутствия по причине нетрудоспособности, оплачиваемых отпусков, а также простоев и прогулов не случалось. Эффективность труда работников за месяц составила 110% (т.е. за счет привлечения с согласия работников к сверхурочным работам установленная норма времени была превышена на 10%, коэффициент выполнения норм в таком случае = 1,1).

Введение и пересмотр установленных норм труда

Введение, замена и пересмотр установленных норм труда предусматриваются локальными нормативными актами работодателя, которые принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 162 ТК РФ). Как правило, таким документом является положение о нормировании труда.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ.

Локальный акт организации, содержащий нормы труда, вводится в действие приказом работодателя (или распоряжением). О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 162 ТК РФ), иначе нормы труда не будут иметь юридической силы.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором, а работник, в свою очередь, обязан выполнять установленные нормы труда (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Кроме того, порядок оплаты труда при невыполнении норм труда регламентирован ст. 155 ТК РФ.

Премирование

Согласно ст.

129 ТК РФ заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также включает в себя компенсационные и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ст. 129 ТК РФ). Соответственно, премия является частью заработной платы.

При этом премия не является обязательной выплатой, носит стимулирующий и поощрительный характер, устанавливается работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, и является его правом, а не обязанностью (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.06.2017 № 33-11815/2017).

Системы оплаты труда, в частности системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (ст. 135 ТК РФ).

Таким образом, если локальным нормативным актом работодателя установлено, что премии начисляются и выплачиваются работникам за достижение определенных трудовых показателей, выполнение плановых заданий и норм труда, то работодатель вправе не выплачивать работнику премию за невыполнение установленных нормативов.

Источник

Источник: https://zen.yandex.ru/media/angard/kak-rasschitat-normochas-5f2ba000be09d73c9fea1121

О чем расскажет нормо-час

Что такое норма час

Обзорный материал под названием “Почем нормо-час?”, опубликованный в №14 (694) от 1 октября 2009 года, вызвал живой интерес со стороны читателей, которые пожелали дальнейшего развития темы.

Что же, идем им навстречу и предлагаем интервью со специалистом в области автомобильного сервиса – заместителем директора по послепродажному обслуживанию ИООО “Атлант-М Холпи” Андреем ЦЕХОВЫМ.

Разумеется, главной темой беседы стал нормо-час.

– Давайте начнем с самого понятия. Что оно означает и для чего применяется?
– Нормо-час – это норматив времени, используемый на предприятии автосервиса для определения трудоемкости выполнения той или иной ремонтной операции с автомобилем.

Нормо-час имеет количественное и стоимостное выражение, призван определять объективную трудоемкость выполняемых ремонтной организацией работ и в конечном итоге – стоимость оказанной клиенту услуги.

В качестве единицы услуги на предприятии автосервиса используется один нормо-час, который определяется в стоимостном выражении, экономически обосновывается и утверждается приказом директора по предприятию в виде прейскуранта на услуги сервиса.

Непосредственно количество нормо-часов мы определяем по заводским справочникам нормо-часов, в которых собраны основные виды выполняемых при ремонте работ. Эти нормативы отражают объективное количество времени, необходимое для выполнения любой ремонтной операции, и исключают возможность завышения/занижения итоговой стоимости услуги.

Таким образом, итоговая стоимость услуг автосервиса без учета стоимости используемых при ремонте запасных частей и материалов определяется как произведение количества нормо-часов на стоимость одного нормо-часа. Как инструментом, определяющим стоимость ремонтных работ для клиентов, нормо-часом пользуется большинство субъектов хозяйствования, предлагающих услуги сервиса.

– Каково отношение нормо-часа к фактическому времени?
– Важно, чтобы клиент понимал: работа, которую он заказывает в фирменном автосервисе, рассчитывается не из фактически затраченного слесарем времени, а четко привязана к нормативам, которые разработаны заводом-изготовителем.

Если по каким-либо причинам необходимая для производства работа отсутствует в заводском справочнике нормо-часов (например, восстановление изношенного резьбового соединения), то искомый норматив разрабатывается на основании технологической карты хронометража рабочего времени.

У нас на предприятии существует комиссия, утвержденная приказом директора, в задачи которой входит разработка нормативов рабочего времени, не указанных в справочниках нормо-часов. В состав данной комиссии входит технолог, бухгалтер и руководитель отдела сервиса.

Необходимые для утверждения нормативы времени рассчитываются как среднее значение многократных замеров (не менее четырех) одной и той же операции в исполнении нескольких сотрудников сервиса. При этом в качестве исполнителей таких работ привлекаются квалифицированные слесари первой или второй категории, обладающие необходимыми знаниями и навыками.

Задача комиссии при этом заключается в фиксировании продуктивного времени выполнения той или иной операции и занесении его в карту хронометража. Время простоя при замерах, естественно, не учитывается и в карту хронометража не включается.

Таким образом, на выходе мы получаем корректно заполненную технологическую карту хронометража рабочего времени, которая утверждается директором предприятия, а необходимый для расчета клиентов норматив времени на основании утвержденной карты вводится в действие приказом директора. Это очень кропотливая работа, но другого основания объективно рассчитать стоимость услуги для клиента у нас нет.

– И все же насколько нормо-час соответствует часу реальному? Например, на вашей станции?
– Если учитывать технологичность предприятия, опыт и квалификацию сотрудников, выполняющих те или иные работы, то нормо-час как раз и является неким средним показателем объективных затрат времени на производство работ в сервисе.

Опытный сотрудник, как правило, вкладывается в заявленный норматив. Сотрудник, имеющий более низкую категорию или меньший опыт работы, наверняка затратит несколько больше времени. Для нас важно, чтобы фактическое продуктивное время работы с автомобилем было соизмеримо с нормой, оплачиваемой клиентом, при неизменно высоком качестве оказываемых услуг.

Но по факту общее время нахождения автомобиля в ремонтной зоне всегда несколько больше, чем нормо-часы, оплачиваемые заказчиком.

Это обусловлено тем, что помимо продуктивного времени выполнения ремонтной операции существует и дополнительное время, которое расходуется на получение со склада запасных частей, перемещение автомобиля на другой пост, подготовку оборудования и специального инструмента к работе, выполнение обязательных контрольных операций с автомобилем.

Например, клиенту, приехавшему к нам на регулировку света фар, мы обязательно бесплатно проконтролируем уровень масла в двигателе, уровень тормозной и охлаждающей жидкостей, а на это всегда уходит некоторое время, пусть и небольшое.

– Основываясь на этих словах, можно сказать, что клиенту выгодно, когда при расчете стоимости работ используется нормо-час?
– Это выгодно для обеих сторон. С нормо-часом работает весь мир: ремонтные мастерские, страховые компании.

И это более понятно для клиента: он видит, сколько ориентировочно времени автомобиль будет находиться или находился в ремонте, видит единый тариф за один нормо-час, ему проще калькулировать для себя счет и планировать будущие ремонты по времени.

Использование нормо-часа не требует объемного прейскуранта всех услуг – в этом случае потребовалось бы использование большого количества информации. Если мы, например, предлагаем клиентам какую-то услугу, которая выделена и имеет фиксированную стоимость, то мы под каждую такую услугу обязаны готовить экономическое обоснование.

А таких услуг у нас на предприятии более 1000! Следовательно, готовить столько же экономических обоснований просто нецелесообразно и невыгодно для предприятия. Затраты времени на их подготовку несоразмерно велики.
Другое дело, если предприятие оказывает узконаправленные услуги.

Типичный пример – шиномонтажные мастерские, где часто применяются фиксированные цены на каждую отдельную услугу. Таких услуг у этих предприятий наберется десятка полтора, не больше. В этом случае все работы сводятся в один прейскурант, с которым и знакомится клиент.

– Насколько массово “неофициалы” используют нормо-час?
– Как правило, сертифицированные СТО выбирают нормо-час для обслуживания клиентов, благо по большинству моделей автомобилей существуют лицензированные копии справочников нормо-часов.

Причины выбора нормо-часа для них, я думаю, те же, что и для нашего предприятия: удобство в работе и информативность для клиента. Что же касается “нелегальных” ремонтников, то они, как правило, предлагают клиентам отдельную стоимость по каждому виду работ, а то и просто называют общую цифру за определенный комплекс услуг.

В любом случае нормо-час доказал свою “профессиональную пригодность”, и я уверен, что будущее именно за этим видом расчета итоговой стоимости услуги.

– Норма есть, но ее приходится пересчитывать. Так бывает?
– Бывает, но это скорее исключение, чем правило. На подобные исключения нужны обоснованные причины, и если мы их находим, то пересматриваем нормы на основании проведенного хронометража.

Причем нормативы времени могут пересматриваться в сторону как увеличения, так и уменьшения.

Например, на некоторые модели автомобилей заводской справочник нормо-часов устанавливает норматив времени на замену рулевой тяги в размере 5,4 нормо-часа, предписывая производить замену рулевой тяги при снятой рулевой рейке.

Мы же изготовили специальную оснастку, которая позволяет проводить качественную замену рулевой тяги непосредственно на автомобиле, что привело к существенному снижению норматива и снижению стоимости такой услуги для клиентов. В этом случае комиссия по хронометражу разработала норматив по замене рулевой тяги в объеме одного нормо-часа.

– Какие нормативные документы регламентируют формирование стоимости нормо-часа?
– Прежде всего это постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 28 января 2008 года №23 “Об утверждении инструкции о порядке формирования тарифов на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств”.
Пожалуй, это сегодня основной документ. Он не ограничивает предприятия автосервиса в уровне рентабельности, но указывает, каким образом мы должны формировать стоимость нормо-часа, и регламентирует некоторые моменты, касающиеся сопутствующих материалов и запчастей, которые включаются в стоимость заказа-наряда.

– Если тезисно, то как рассчитывается стоимость нормо-часа?
– Сначала определяется затратная часть.

Суммируются все составляющие: часовая тарифная ставка персонала, занятого оказанием услуг, премиальные выплаты, приведенные к часовой тарифной ставке, отчисления в ФСЗН, страховой взнос по обязательному страхованию, накладные расходы. В сумме получаем себестоимость нормо-часа.

Далее, исходя из качества услуг и конъюнктуры рынка, рассчитываем прибыль.

Затем от суммы себестоимости и прибыли рассчитываем сбор в Республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции и в итоге, просуммировав три составляющие (себестоимость + прибыль + сбор), получаем стоимость нормо-часа без НДС. В завершение добавляем к стоимости нормо-часа налог на добавленную стоимость (18 процентов) и налог на услуги (5 процентов – рассчитывается только для физических лиц).

– Почему стоимость нормо-часа на различных станциях серьезно отличается, порой в несколько раз?
– Разбежка действительно существует, и порой она говорит о том, насколько предприятие технологично, насколько авторитетно, как долго присутствует на рынке услуг.

Скажем, начинающие сервисы обычно предлагают недорогой нормо-час. Им нужно заработать авторитет, сформировать клиентуру, поэтому вначале они закладывают минимальный процент рентабельности.

Неофициальные сервисы проводят постоянный мониторинг цен на услуги станций официальных дилеров и следом за ними корректируют свои цены, предлагая свои услуги по чуть меньшей стоимости.

Если у СТО нет отбоя от клиентов, существуют очереди, то, следовательно, услуги этой станции востребованы и руководство может думать о том, чтобы увеличить стоимость нормо-часа. Если же, наоборот, число клиентов на сервисе сокращается, одним из средств их привлечения может служить снижение стоимости нормо-часа.

Нужно понимать, что привлекательность сервиса – это не только качество и стоимость работ.

Насколько удобно расположена станция, ходит ли рядом общественный транспорт, хороша ли инфраструктура – может ли клиент, ожидая машину из сервиса, воспользоваться услугами кафе, банка, Интернетом, посмотреть телевизор и почитать журналы? С другой стороны, для предприятия создание таких условий – это тоже затраты, которые учитываются при формировании стоимости нормо-часа.
Наша задача – иметь оптимальный нормо-час. Мы стараемся не завышать его стоимость. Более того, для некоторых категорий клиентов делаем скидки: например, для владельцев старых машин стоимость нормо-часа ниже на 25 процентов.
Последний раз стоимость нормо-часа мы меняли в начале 2009 года, когда произошла девальвация белорусского рубля. Тогда для нас увеличилась стоимость прямых расходов сервиса, так как поставщики подняли стоимость закупаемых материалов сервиса; увеличилась стоимость обслуживания здания, и мы вынуждены были для сохранения уровня рентабельности увеличить стоимость нормо-часа.

– Некоторые дилеры для старых машин применяют повышенную стоимость нормо-часа.

Как можете это прокомментировать?
– Это понятная позиция сервисов, которые хотят исключить владельцев старых машин из числа своих клиентов, потому что проведение работ здесь связано с определенными сложностями (тот же “закисший” крепеж и повышенные трудозатраты на производство любых демонтажных и монтажных работ).

Именно поэтому они и применяют надбавки к стоимости нормо-часа. Мы себе такой цели не ставим, так как понимаем, что если увеличим стоимость нормо-часа для этой категории клиентов, то потеряем ее.

Несмотря на то что у нас фирменный сервис и мы нацелены в первую очередь на послепродажное обслуживание автомобилей в гарантийный период, про более старые машины тоже не забываем. Так называемые второй и третий сегменты (автомобили старше трех лет) составляют более половины наших клиентов, и мы зарабатываем на этой категории более половины нашего валового дохода.

– Является ли стоимость нормо-часа показателем уровня сервиса?
– В определенном смысле да. Ориентируясь на стоимость нормо-часа, клиент может составить приблизительное мнение об уровне данной станции.
Сервисы с низкой технологией, но высокой стоимостью нормо-часа долго не живут.

С другой стороны, низкая стоимость нормо-часа может быть либо у “молодых” предприятий, либо у станций, которые не владеют технологией большинства ремонтов (у них, как правило, нет опытного персонала), либо у сервисов, которые не имеют высокой репутации и вынуждены привлекать клиентов невысокой стоимостью работ. Для меня как клиента низкая стоимость услуг всегда подозрительна.

Чудес не бывает: за качественную услугу нужно платить адекватные деньги.
Как производственник, я четко понимаю, какие затраты мы несем при оказании услуг автосервиса. Большой автоцентр с хорошей инфраструктурой и определенным набором дополнительных услуг для клиентов всегда предполагает наличие больших затрат для предприятия.

При этом рентабельность большого предприятия будет ниже, чем рентабельность небольших сервисных станций, состав затрат которых и размеры гораздо меньше.

– За последние несколько лет стоимость нормо-часа на фирменных СТО заметно подросла. Будет ли нормо-час дорожать в дальнейшем?
– Отчасти этот рост был вызван девальвацией национальной валюты – это нужно учитывать… Я думаю, что в будущем рост возможен, но он будет незначительным.

А в ближайшей перспективе вряд ли фирменные сервисы будут использовать у себя политику повышения цен. Скорее, наоборот: в следующем году будет наблюдаться некоторое снижение стоимости нормо-часа для определенной категории клиентов.

Это будет вызвано складывающейся для фирменных сервисов конъюнктурой рынка и обостряющейся в период кризиса борьбой за клиента.

Иван КРИШКЕВИЧ, фото Глеба МАЛОФЕЕВА.

Источник: https://www.abw.by/novosti/rb/168977

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.