Деятельность предпринимательских структур в рыночной среде регулируется

Государственное регулирование деятельности предпринимательских структур различных форм собственности

Деятельность предпринимательских структур в рыночной среде регулируется

Характеристика внешней среды функционирования фирмы. Влияние изменений факторов внешней среды на экономическое поведение фирмы и эффективность ее функционирования.

Предприятие активно взаимодействует с внутренней и внешне средой, что представляет собой предпринимательский процесс ,направленный на достижение целей.

Внешняя среда предприятия – это совокупность политический, экономических, правовых,точных и технических, коммуникационных, природно-географических и др. условий и факторов, которые указывают прямое или косвенное воздействие на деятельность предприятия.

Составляющие внешней среды:

1) внешние экономические факторы

2) внешние политические условия

3) внешние правовые составляющие

4) внешние научные и технические факторы

5) коммуникационные внешние условия

6) природно-климатические факторы

Внешняя деловая среда предприятия:

1) Поставщики

2) Конкуренты.

3) Потребители

4) Инфраструктура

5) гос и муниципальные предприятия

6) Международный сектор

Внешняя среда фирмы может быть определена как множество сил и субъектов (назовем их факторами воздействия внешней среды), которые оказывают непосредственное или опосредованное влияние на функционирование фирмы и действуют за ее пределами.

Различают:

  • факторы прямого воздействия – это внешние источники силы, которые напрямую оказывают воздействие на фирму и под требования которых необходимо подстраивать свою деятельность;

факторы косвенного воздействия – это внешние источники силы, которые оказывают воздействие на фирму или опосредованно или в определенных условиях.[10] Среда косвенного воздействия: государственно-политические; экономические; социально-демографические; международные; научно-технологические; правовые и т.п.

В рыночной экономике используется комплекс различных форм и методов воздействия государства на деятельность предпринимательских структур.

· Во-первых, создание единого “правового поля”, единого “экономического пространства”, обеспечивающего равные условия для деятельности всех хозяйствующих субъектов.

· Во-вторых, государственное регулирование предпринимательской деятельности должно осуществляться с учетом специфики различных форм собственности.

· В-третьих, регулирование предпринимательской деятельности осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления в зависимости от значимости и территориального размещения фирм.

· В-четвертых, все меры государственного регулирования деятельности предпринимательских структур в рыночном хозяйстве должны оптимально сочетаться с механизмом ее рыночного саморегулирования.

В теории и практике различают следующие методы государственного регулирования экономики: административные и экономические.

Основные виды налогов, взимаемых с коммерческих организаций в сфере промышленного производства (не перешедших на специальные режимы налогообложения): налог на прибыль, НДС, земельный налог, налог на имущество, акцизы, государственная пошлина (гербовый сбор), плата за пользование водными объектами , налог на добычу полезных ископаемых, ЕСН[11].

6.Виды организационных структур. Выбор рациональных структур: адекватность взаимодействия с внешней средой, взаимосвязь с выбором стратегии фирмы.

7. Ресурсы фирмы: состав и классификация

Ресурсы фирмы в самом общем виде можно рассматривать как совокупность элементов, взаимодействие которых обеспечивает реализацию производственной функции фирмы, постановку и достижение тактических и стратегических целей.
Технические ресурсы, составляющие материально-вещественную базу производственного процесса. К ним относятся: реальный основной капитал (или основные производственные фонды); оборотный производственный капитал (или оборотные производственные фонды).
Технологические представляют собой совокупность технологических методов производства, патенты, лицензии, “ноу-хау”, авторские права, результаты НИОКР и другие виды научно-технической продукции.
Информационные и организационные включают массив данных о самой фирме, ее внутренней и внешней среде (в статике и динамике), результаты маркетинговых исследований, бизнес-планы развития инвестиционных проектов, прогнозные оценки и т.д.  
Трудовые фирмы относятся физические, умственные и предпринимательские способности ее работников выражаемые в квалификационном и профессиональном составе кадров.
Финансовые в самом общем виде могут быть рассмотрены как совокупность средств, обеспечивающих реализацию простого и расширенного воспроизводства на фирме. Их состояние характеризуется структурой активов фирмы, их ликвидностью, возможностями привлечения внешних источников финансирования

Ресурсы фирмы по их назначению и сфере применения по аналогии с классификацией основных производственных фондов можно подразделить на:

  • производственные ресурсы – ресурсы, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, т.е. с производством промышленной продукции, торговлей и общественным питанием, заготовкой сельхозпродукции и иными аналогичными видами деятельности;
  • непроизводственные ресурсы – ресурсы фирмы не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и находящиеся в жилищном и коммунальном хозяйстве, здравоохранении, физической культуре, спорте, социальном обеспечении, культуре и других сферах деятельности, обеспечивающих реализацию социально-культурных потребностей работников фирмы.

8. Финансовые ресурсы, их назначение и формирование. Источники финансовых ресурсов.

В рыночной экономике забота о финансах фирмы является отправным пунктом и конечным результатом производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности. Каждый хозяйствен­ный цикл предваряется привлечением необходимых на его осу­ществление финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы фирмы:

· составляют денежные средства, имеющиеся в распоряжении конкретного хозяйствующего субъекта и обеспечивающие финансирование различных направлений деятельности предприятия;

· это часть денежных средств в форме доходов и амортизации, внеш­них поступлений и задержанных платежей, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

По источникамфинансовые ресурсы разделяются на: внутренниеивнешние.

При таком делении учитывается происхождение ресурсов: внутренние источники образуются за счет собственных и приравненных к ним средств, а внешние — за счет поступления ресурсов извне.

Внутренние источники,обычно, в свою очередь, делятся на две группы:

· денежные источники, образуемые за счет собственных средств: прибыль от основной деятельности; прибыль от финансовых операций; прибыль от выполняемых НИР и от других хозяйственных работ; внереализационные доходы;

· денежные средства, образуемые за счет приравненных к ним средств: амортизационные отчисления; выручка от реализации выбывшего имущества; накопление нераспределенной прибыли; целевые поступления; резервный фонд; паевые и иные взносы сотрудников данного предприятия.

Внешние финансовые ресурсыделятся также на две группы: привлеченныеизаемные.

Ссудный капитал— это денежный капитал, предоставленный в долг на ус­ловиях возвратности и платности.

Заемные финансовые ресурсыфирмы наиболее часто встреча­ются в форме: банковских кредитов и ссуд; средств от вы­пуска и продажи облигаций фирмы; займов от других небан­ковских субъектов рынка.

Финансирование фирмы— это процесс образования денежных средств фирмы в статике (в форме денежных фондов) и обслуживание денежного оборота в динамике (в форме денежных потоков).

. Следовательно: под финансированием понимается образование финансовых ресурсов, под инвестированием— их использование

Источник: https://studopedia.su/15_97021_gosudarstvennoe-regulirovanie-deyatelnosti-predprinimatelskih-struktur-razlichnih-form-sobstvennosti.html

Организация государственного регулирования деятельности предпринимательских структур

Деятельность предпринимательских структур в рыночной среде регулируется

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

© Шлафман А.И.*

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург

В настоящей статье определены авторские подходы к видению проблем современного предпринимательства. Определены зависимость и влияние системообразующих факторов развития экономики на благоприятность предпринимательского климата.

Современное состояние условий развития субъектов предпринимательской деятельности требует дальнейшего совершенствования по направлению формирования более благоприятного предпринимательского климата для формирования и реализации предпринимательских инноваций.

Вне зависимости от отраслей хозяйствования и во взаимодействии друг с другом, а так же с другими экономическими субъектами рынка предпринимательские структуры реализуют ключевую идею, которую регламентировало высшее руководство страны – переход экономики государства на инновационный путь развития.

Однако, современные требования и нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, кажутся порой безадресными и мало поддаются структуризации с точки зрения реализации предпринимательских идей.

Так представляются неполными требования государства к организации контроля за обращением прав интеллектуальной собственности в России, следует отметить что это направление представляется сложным и для экономик других развитых стран мира.

Сложно структурировать требования государства к организации процесса внедрения рисковых и технически сложных инноваций, современные предпринимательские структуры не защищены и не имеют дополнительных возможностей к ведению деятельности на основе использования венчурного капитала.

Крупные предпринимательские структуры ведут активную работу по сокращению либо оптимизации налогового бремени, которое в настоящее время не позволяет реализовывать высокодоходные виды бизнеса без серьезных потерь для новых направлений.

Сложности, преследующие современные предпринимательские структуры на пути извлечения большего дохода так же связаны с ограничением

* Профессор кафедры «Экономика и управление», руководитель секции Управление, кандидат экономических наук, профессор.

стоимости благ для конечного потребителя, они создаются естественным образом, через снижение покупательской активности широкого круга потребителей.

Низкий доход домашних хозяйств как самостоятельных субъектов рыночных отношений не позволяет им развивать собственные потребности, не позволяет расширять собственные возможности, ограничивает доступ к инновационным решениям, которые на современном рынке практически недоступны среднему классу.

Большую часть товаров, услуг и других благ, потребляемых современным обществом в РФ, следует отнести к низко качественным, их особенность состоит в том, что они не способны нанести серьезного вреда потребителю, но их полезность весьма и весьма ограничена по сравнению с инновационными решениям, которые можно найти на рынке, и которые в свою очередь гораздо дороже. Это касается практически любого направления хозяйствования будь – то машиностроение, транспортные услуги, мясоперерабатывающая промышленность, сельское хозяйство в виде конечных результатов труда современных тружеников села, любое направление деятельности предлагает товары и услуги широкого потребления, при этом есть возможность приобрести блага с большей полезностью, высокой надежностью и меньшим вредом для здоровья, эти результаты труда на первом этапе внедрения на рынок предлагают именно предпринимательские структуры.

Заинтересованность граждан современного государства в повышении качества потребляемых ими благ растет по мере роста доступности информационных ресурсов, таким образом, развитие предпринимательства имеет несколько системообразующих стимулов: это рост потребления, рост потребности в качественных благах, развитие ключевых отраслей промышленности через внедрение и применение предпринимательских инноваций.

С другой стороны развитие предпринимательства имеет ряд системообразующих ограничителей роста: общая тенденция к оптимизации налогового бремени предприятий, снижение потребительской возможности к приобретению более качественных, но более дорогих благ, вовлечение на рынок промышленного производства массового характера, с минимальными требованиями к качеству благ и минимальным участием новых технических и управленческих решений.

Множество суждений о препятствиях и стимулах развития современных предпринимательских структур обобщены такими классиками как М. Портер [1, с. 85] и его «Пять сил конкуренции», А.Ю. Юданов [2, с. 123] и его «Цикл жизни фирмы».

В этих и многих других работах [4-5] рассмотрены механизмы конкуренции классических предприятий и современных предпринимательских структур, сложностью любого из исследуемых механизмов является его относительная замкнутость.

В отношениях совершенной конкуренции, даже в ее самых жестких условиях находится тот момент времени, когда на рынок поступают инновации

Правовое регулирование социально-экономических отношений

247

и останавливать их поток никто не берется. Эта «новая кровь» для современного рынка, которая способна омолодить конкурентные отношения, вместе с ней на рынке появляются и предпринимательские структуры.

Однако именно это явление вызывает массовое беспокойство, появление новых конкурентов порождает дополнительное давление на участников рынка и ужесточает конкурентную борьбу.

Таким образом, любая инновация внедряется и на начальном этапе реализуется в неблагоприятной конкурентной среде.

Рыночный механизм регулирования предпринимательской деятельности имеет разрешительный характер, определяет возможности и допуски предпринимательских структур на рынки, формирует экономические барьеры на пути недобросовестной конкуренции, но вместе с тем и снижает возможности внедрения инноваций, повышая требования и усложняя процесс адаптации новых предприятий в рыночной среде.

Прорыв и успех предпринимательской деятельности может быть обеспечен за счет уникальности инновации и безоговорочных преимуществах, которые она несет для участников рынка.

Однако далеко не все инновации, даже правильнее заметить редкие инновации, способны перевернуть рынок, чаще они дополняют, уточняют, дорабатывают недостатки, которые заметны в деятельности предприятий в реальном времени.

Серьезные, дорогостоящие и технически сложные инновации в России внедряются сквозь неприятие самими предприятиями и рынком. Современный рынок готов к тому чтобы потреблять готовые инновации, импортируемые из зарубежа.

В этих условиях повышается значимость косвенных регуляторов рыночных отношений. Государство наряду с мировыми общественными организациями могут и должны выступать косвенными регуляторами современного рынка.

Прямое государственное регулирование предпринимательской деятельности применимо в условиях сохранения и защиты внутренних интересов граждан и позиций экономики страны на мировой арене. В остальных случаях регулирование государством экономики должно сохранять косвенный характер.

Регулирование формирования и развития инноваций, поддержка реализации предпринимательской деятельности должны иметь косвенный характер, что позволит воспользоваться преференциями именно активную часть рынка.

С другой стороны государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности должны быть адресны и затрагивать те направления предпринимательской деятельности, которые востребованы рынком, а так же формировать условия для реализации предпринимательской деятельности с реальным набором предпринимательских идей.

Основной задачей организации государственного регулирования экономики является обеспечение поступательного роста. Необходимым условием обеспечения поступательного, непрерывного роста является по-

полнение рынков производства новыми идеями и решениям. В условиях развития предпринимательских идей, культивируемых на основе развития новых технологий и современных исследований в области менеджмента, предпринимательская деятельность является тем рычагом воздействия, который способен определить направление и темпы развития регионов и страны в целом.

Таким образом, предпринимательские структуры могут быть представлены в современной макроэкономической модели управления экономикой страны, как акселератор развития, требующий доработки механизма, позволяющего ему взаимодействовать с другими участниками рынка. В свою очередь механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности может выступать реальным инструментом определяющим необходимый и достаточный темп развития экономики страны.

Список литературы:

1. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000.

2. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: ассоц. авт. и издат. «Тандем». – М., 2000. «Гном-Пресс», 1998.

3. Негл Т.Т., Холден Р.К. Стратегия и тактика ценообразования / Пер. с англ.; под ред. Г.А. Маховиковой, С.А. Котлярова. – СПб.: Питер, 2001.

4. Хасси Д. Стратегия и планирование / Пер. с англ. Т. Еремеевой. -СПб.: Питер, 2001.

5. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предприятия. – М.: Инфра-М, 2006.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-gosudarstvennogo-regulirovaniya-deyatelnosti-predprinimatelskih-struktur

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.