Это обособленное подразделение юридического представляющего его интересы

Содержание

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. Сходства и отличия в теории и на практике

Это обособленное подразделение юридического представляющего его интересы

Многие компании, преследующие цель расширения бизнеса, на практике сталкиваются с проблемами выбора правильной формы закрепления юридического статуса дополнительного офиса или цеха.

Что следует выбрать – филиал или представительство? Каковы отличия между ними и чем эти формы отличаются от иных обособленных подразделений? А может это одно и то же? Понять различия между филиалами, представительствами, иными обособленными подразделениями, выделить их основные признаки и помочь выбрать правильную форму ведения бизнеса, не забывая о специфике режима налогообложения компании, поможет настоящая статья.

Определение терминов

Прежде всего, оговоримся, что состав терминологии гражданского и налогового права различается. В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) отсутствует определение понятия филиал, равно как и понятие представительства.

В то же время, статья 11 НК РФ указывает, что институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Поэтому указанные термины мы будем применять для целей налогообложения именно в том значении, в котором они используются в гражданском законодательстве.

Понятия “филиал” и “представительство” приведены в статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Согласно положениям данной нормы, представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Исходя из определений, можно сделать вывод, что главное отличие филиала и представительства друг от друга состоит в их функциональном назначении: представительство лишь представляет интересы юридического лица в его взаимоотношениях с участниками гражданского оборота, например, выполняет функции ведения переговоров и последующего заключения сделок, а также защиты интересов организации в судебных органах.

Филиал также представляет интересы юридического лица, т.е. в том числе выполняет функции представительства. Помимо этого, филиал осуществляет все или часть функций юридического лица.

Иначе говоря, филиал не только ведет переговоры и совершает от имени юридического лица сделки, но и выполняет фактические действия, направленные на исполнение заключенных договоров, т.е.

ведет производственную, торговую или иную деятельность, осуществлением которой занимается само юридическое лицо. При этом, филиал может выполнять все виды деятельности организации, либо некоторые из них.

Общие признаки филиала и представительства

Рассмотрев оба понятия, мы можем выделить признаки, схожие как для филиала, так и для представительства.

Первый и самый, пожалуй, определяющий признак сводится к тому, что ни филиал, ни представительство не являются юридическими лицами, т. е.

самостоятельными участниками гражданского оборота, а вступают в гражданские, трудовые, налоговые и иные правоотношения от имени юридического лица, их создавшего. На практике этот признак находит свое отражение в следующем:

  • сделки от имени филиала или представительства заключает само юридическое лицо;
  • оно же несет ответственность по обязательствам, возникшим в связи с их деятельностью;
  • филиалы и представительства не могут выступать в качестве истцов и ответчиков в суде, т.е. не могут самостоятельно от своего имени участвовать в судебных процессах.

Вот как комментирует этот вопрос Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ (далее – ВАС РФ) в Информационном письме от 14.05.98 г. N 34 “О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц”: “…

обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, может предъявлять иск только от имени юридического лица …

К исковому заявлению, подписанному руководителем обособленного подразделения, должна быть приложена доверенность (или ее копия) юридического лица, подтверждающая его полномочия на подписание искового заявления от имени юридического лица”.

При отсутствии такой доверенности, исковое заявление возвращается без рассмотрения, на основании п. 2 ч. 1 ст. 108 АПК РФ».

Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 41/9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”. В силу п.

9 данного Постановления, филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц.

Ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

Руководствуясь данной правовой позицией, ФАС Московского органа в своем Постановлении от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/1708-09 отметил, что филиалы не являются субъектами налоговых правоотношений, следовательно, не могут быть привлечены к налоговой ответственности, поскольку к ответственности за действия (бездействия) филиалов может быть привлечено только юридическое лицо.

Проблема территориальной обособленности

Территориальная обособленность, или расположение вне места нахождения организации, также является важным определяющим признаком как филиала, так и представительства. В соответствии с п. 2 и 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В 90-ые и «нулевые» между юристами шли ожесточенные споры о том, что такое «место нахождения» юрлица? Одни считали, что это конкретный адрес, т.е.

населенный пункт, улица, дом, офис, по которому расположен постоянно действующий исполнительный орган юридического лица, или в случае его отсутствия – иной орган или лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). В соответствии с этим предположением, территориальная обособленность означает, что если дополнительный офис компании располагается в одном населенном пункте, на одной улице и даже в одном доме с создавшим их юридическим лицом, но в отличном от него помещении, они смело могут относиться по данному признаку к филиалу или представительству.

Другие юристы полагали, что под местом нахождения юридического лица следует считать не конкретный почтовый адрес, содержащийся в ЕГРЮЛ, а принадлежность к определенному субъекту Российской Федерации (например, Санкт-Петербург, Москва, Саратов и так далее).

Данный спор был разрешен только в 2015 году, когда законодатель принял закон № 209-ФЗ от 29.06.2015 года. Этот нормативный акт внес изменения в ГК РФ и установил, что местом нахождения юрлица является конкретный населенный пункт (муниципальное образование) на территории РФ. В свою очередь, в ЕГРЮЛ указывается адрес юрлица в пределах места его нахождения.

Таким образом, территориальная обособленность, как признак филиала или представительства, означает, что создать их юридическое лицо может лишь вне места своего нахождения, т.е. вне населенного пункта (муниципального образования), где зарегистрирована головная компания.

Вопросы имущественной обособленности

Имущественная обособленность филиалов и представительств, как следующий важный их признак, означает, что, во-первых, они вправе владеть и пользоваться имуществом, выделенным юридическим лицом на отдельный баланс, а во-вторых, вправе иметь отдельный расчетный счет.

Впрочем, по поводу «отдельного баланса обособленного подразделения» не все так просто. Законодательство вообще не знает такого термина. На практике под ним понимают документ с отчетной информацией о деятельности хозяйствующего субъекта, а также способ учета показателей, позволяющий соотносить их друг с другом.

Пункт 8 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» гласит, что подобная отчетность должна содержать показатели деятельности всех филиалов. А отсюда вывод – филиалы не формируют отдельную отчетность и не составляют отдельного баланса.

Следовательно, когда нормативные акты говорят об «отдельном балансе», они просто имеют ввиду перечень показателей, которые юрлицо установило для своих подразделений, выделенных на «отдельный баланс».

Кроме того, филиалы и представительства только фактически владеют и пользуются имуществом (и денежными средствами), выделенными им организацией. Они не обладают правом распоряжения, оперативного ведения или хозяйственного управления – вещными и обязательственными правами на них.

Руководители филиалов и представительств

Филиалы и представительства организационно обособлены от создавшего их юридического лица. Это означает, что их руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности.

Высший Арбитражный, а позднее и Верховный Суды неоднократно подчеркивали этот момент. Так, 23.06.

2015 года Пленум ВС РФ принял Постановление № 25, в котором еще раз пояснил, что основные полномочия руководителя филиала (либо представительства) подтверждаются только его доверенностью, а не положением или учредительными документами юрлица.

Источник: https://www.gestion.ru/news/gestion/filialy-predstavitelstva-i-inye-obosoblennye-podrazdeleniya/

Представительства и филиалы юридического лица

Это обособленное подразделение юридического представляющего его интересы
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Юр. лица » Представительства и филиалы юридического лица

Виды обособленных подразделений, их права. Порядок назначения руководителя обособленного подразделения, схема внесения изменений в Устав.

Действующее законодательство РФ наделяет юридических лиц определенными правами, в список которых входит право создания собственного обособленного подразделения, находящегося в месте, отличном от места нахождения основной организации.

Юридическое лицо вправе наделить обособленные подразделения своим имуществом. При этом деятельность данного подразделения будет основываться на определенных правилах и положениях, ранее созданных и утвержденных юридическим лицом.

Виды обособленных подразделений:

  • представительство. Основная их функция заключается в представлении интересов основной организации и обеспечении их защиты;
  • филиал – представляет собой отдельное подразделение юридического лица, наделенное полноценными правами по выполнению либо всех основных его функций, либо только нескольких.

Дочерние общества к обособленным подразделениям не относятся.

Руководители филиалов и представительств выбираются и назначаются юридическим лицом.

При этом до утверждения той или иной должности, руководитель должен осуществить внесение соответствующих изменений в устав организации.
Действующее гражданское законодательство РФ наделяет филиал более широким правовым статусом, если сравнивать его со статусом представительства.

Например, в список прав филиалов входит возможность осуществления различных юридических действий, направленных на реализацию поставленных главной организацией задач.

В то время как правовой статус представительства предполагает лишь представление интересов организации в конкретном территориальном районе. Но, несмотря на это, ни один из них не имеет статуса юридического лица.

Понятие филиала юридического лица, его права в соответствии с ГК РФ

Понятие «филиалов» определяет их как обособленные подразделения, созданные в соответствии с волеизъявлением юридического лица, в обязанности которых входит представление интересов главной организации.

Так как у филиалов отсутствует собственный правовой статус юридического лица, его наделяет правами основная организация. В список прав филиала может входить достаточно много полномочий, например:

  • заключение контрактов и регистрация договоров с контрагентами, а также внесение изменений и дополнений в содержание документов;
  • прием новых лиц на работу, оформление всех необходимых документов;
  • поиск новых контрагентов.

В понятие «права филиала» может входить и множество иных полномочий. Основной аспект состоит в том, что устав юридического лица, в обязательном порядке должен содержать список прав каждого филиала, а также иную необходимую информацию, например, местонахождение, перечень имущества, правовой статус подразделения, его положение, порядок внесения изменений, ответственность и т.д.

Список основных функций для филиала также устанавливается юридическим лицом самостоятельно. Набор полномочий может полностью совпадать с полномочиями главной организации, а может и значительно отличаться от него.

В любой момент руководство юридического лица может осуществить внесение изменений в устав организации, ограничив полномочия филиалов, либо наоборот – наделить их дополнительными правами.

Представительство юридического лица, понятие и права подразделения

Понятие и правовой статус представительства юридического лица закреплены в действующем ГК РФ. Правовое положение представительства совпадает с положением филиала – оно тоже не является юридическим лицом.

Права и функции представительства практически закреплены в самом названии данного обособленного подразделения. Оно представляет интересы юридического лица и делает все для обеспечения их постоянной защиты.

Все данные о представительстве обязательно вносятся в устав юридического лица, до того момента, как произошла регистрация обособленного подразделения.

Для начала функционирования представительства, оно наделяется необходимым имуществом. В определенных ситуациях, например, когда на юридическое лицо была наложена административная ответственность, это имущество может стать объектом взыскания.

Постоянная деятельность представительства основывается на положениях, созданных и утвержденных юридическим лицом. При необходимости, в данные положения могут быть внесены требующиеся изменения.

Руководитель представительства действует на основании доверенности, составленной и подписанной юридическим лицом. При этом все участники гражданского оборота, которые вступают в правовые отношения с представительством, фактически, сотрудничают с юридическим лицом через физическое – руководителя представительства.

Порядок назначения руководителя обособленного подразделения, схема внесения изменений в Устав

Процедура создания обособленного подразделения требует четкого знания порядка и различных нюансов данной области, так как здесь очень важным является соблюдение действующих правил и нормативно-правовых актов.

Начальным этапом является принятие решение о создании одного, либо нескольких обособленных подразделений руководством общества. Далее следует утверждение и регистрация Положения о создании представительства, либо филиала.
Затем организация должна внести все обязательные изменения в Устав.

В нем должны содержаться сведения абсолютно обо всех обособленных подразделениях. При этом обязательно должна быть пройдена регистрация, иначе записи в уставе не будут иметь никакой юридической силы.

Следующим этапом станет назначение руководителя. Данные о нем также должны быть занесены в устав юридического лица. После чего издается соответствующий приказ о приеме лица на должность, с ним заключается трудовой договор.

Заключительным шагом при назначении руководителя филиала или представительства будет выступать создание доверенности, на основании которой будет вестись его работа.

Дочерние общества создаются по немного иной схеме, так как являются самостоятельными юридическими организациями.

Затем требуется посетить налоговый орган и встать на учет. При этом организация – налогоплательщик должна состоять на учете не только по месту своего нахождения, но и по месту расположения всех обособленных подразделений общества.

После подачи сведений в налоговый орган, регистрация обособленного подразделения будет завершена.

Положение о филиале, представительстве и работа руководителя подразделения по доверенности

Положение о филиале или представительстве является документом, в котором четко определяется сфера деятельности данного подразделения, устанавливаются его права и обязанности, а также схема управления им.

Положение по праву можно назвать главным документом, на основании которого осуществляется вся деятельность организации.

Оно должно содержать следующие сведения: данные о точном местонахождении филиала или представительства, информацию о печати, данные о способе управления, о порядке уведомления и информирования подразделения, о допустимых сроках и т.д. Очень важно подробно описать порядок доведения важной информации до руководства.

Работа руководителя подразделения может осуществляться исключительно на доверенности, которая была выдана ему руководством главной организации.

Оформление документа является важнейшим моментом. На нем обязательно должна стоять печать организации и подпись руководителя, либо иного уполномоченного лица, а также дата, когда документ был выдан.

Основное отличие доверенности от обычного трудового договора заключается в том, что в ней должны быть определены не права и обязанности руководителя, а список его полномочий, которыми он наделяется.

Очень часто данные полномочия заключаются в решении вопросов по текущей деятельности подразделения, заключение договоров, в том числе и трудовых, участие в различных сделках, открытие банковских счетов и т.

д.

Так как обособленные подразделения не являются юридическими лицами, следовательно, они не обладают правом личного заключения сделок с контрагентом, а это значит, что они выступают лишь посредниками, от имени руководства основной организации.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/yur.-lica/predstavitelstva-i-filialy-yuridicheskogo-lica.html

Обособленное подразделение организации

Это обособленное подразделение юридического представляющего его интересы

Для расширения масштабов бизнеса и освоения новых рынков организация может создать филиал или представительство. И то, и другое – обособленное подразделение юридического лица. Давайте разберемся с этим понятием, с видами подразделений и их характерными чертами.

Бесплатная консультация по регистрации ООО

Что такое обособленное подразделение

Определение обособленного подразделения (ОП) дано в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса. Им признается любое территориально обособленное подразделение организации, по месту нахождения которого на срок более месяца оборудованы стационарные рабочие места. Из этого следует, что ОП обладает такими характеристиками:

  • обособлено территориально;
  • находится под контролем головной компании;
  • на нем оборудовано хотя бы одно рабочее место, на которое нанят работник;
  • срок создания такого места – как минимум месяц.

Чтобы структура была признана обособленным подразделением, должны исполняться все указанные выше условия.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ также сказано о том, что обособленное подразделение юридического лица признается таковым вне зависимости от таких обстоятельств:

  • фигурирует ли оно в уставе (других учредительных документах организации);
  • какими полномочиями оно наделено.

Теперь подробнее рассмотрим характерные черты обособленного подразделения.

Отдельная территория

Под территориальной обособленностью понимается несовпадение места расположения подразделения с адресом головной организации. При этом ОП может находиться как в другом, так и в том же населенном пункте, что и юридическое лицо.

Под местом нахождения основной организации понимается ее юридический адрес, то есть тот, который фигурирует в ЕГРЮЛ. Если по нему располагается головной офис, а иная структура расположена по любому другому адресу, то это может быть обособленным подразделением. Конечно же, в том случае, если исполняются все остальные условия.

Рабочие места

Обособленное подразделение юридического лица должно иметь хотя бы одно оборудованное рабочее место. В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса, им является место, где работнику надо находиться либо куда нужно прибыть для выполнения работы. Это место прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Оборудование рабочего места подразумевает установку мебели, техники, приобретение необходимых инструментов или иных средств производства. Причем на рабочем месте сотрудник должны исполнять свои обязанности. Отсюда следует, что если рабочее место создано, но на него никто не нанят, то такая территория не является обособленным подразделением.

Еще одна важная характеристика рабочего места в ОП – оно должно быть стационарным, то есть созданным на месяц и более. При этом сотрудник не обязан трудиться здесь постоянно. Если он будет являться для исполнения работы время от времени, это ничего не поменяет.

Подконтрольность работодателю

Территория, на которой расположено стационарное рабочее место, должна быть подконтрольна головной компании. Только при исполнении этого условия можно говорить, что создано обособленное подразделение юридического лица. Из этого следует, в каких случаях ОП не создается:

  • если сотрудник работает дома, например, на собственном компьютере, то есть речь идет об удаленной занятости;
  • если сотрудник направлен на работу в другую организацию.

В этих случаях работники трудятся на местах, которые созданы на территории, неподконтрольной работодателю.

Виды ОП

В статье 55 Гражданского кодекса говорится о двух видах особенных подразделений:

  1. Представительство. Это обособленное подразделение юридического лица, представляющее и защищающее его интересы.
  2. Филиал. Этот вид ОП предназначен для осуществления функций организации или их части, в том числе функции представительства.

Оба указанных типа ОП не признаются самостоятельными юрлицами, не имеют собственного имущества. Свою деятельность они ведут от имени головной организации. Ею же разрабатывается положение о филиале или представительстве и назначается его руководитель. Информация о подразделениях этих типов вносится в ЕГРЮЛ. Различие же между этими видами ОП в наборе функций – у филиала они шире.

Других типов подразделений в Гражданском кодексе нет, однако в Налоговом кодексе встречается понятие «иное обособленное подразделение». Это дает право организациями открыть ОП, не являющееся ни филиалом, ни представительством.

О том, как обособленным подразделениям платить налоги и сдавать отчетность, читайте в этой статье.

Бесплатная консультация по налогам

Нужно ли сообщать в ФНС

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ, организация должна уведомить ФНС обо всех созданных ею ОП, кроме филиалов и представительств. Таким образом, если создается обособленное подразделение юридического лица иного типа, у налогоплательщика возникает обязанность уведомить об этом налоговую службу.

Для этого разработана форма № С-09-3-1, утвержденная приказом ФНС от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@. О создании простого ОП нужно сообщить в течение месяца. Если в сведения о нем вносятся изменения, то такая информация должна быть представлена в налоговый орган в течение 3 дней.

Если же открывается филиал или представительство, то порядок сообщения другой. Такая информация вносится в ЕГРЮЛ, а для этого нужно направить в ИФНС форму Р14001. Налоговая инспекция получит все нужные данные о филиале (представительстве) из реестра юридических лиц.

Когда обособленное подразделение закрывается, об этом также нужно уведомить ИФНС в трехдневный срок. Причем согласно пункту 3.1 статьи 23 НК РФ, требование распространяется на все типы обособленных подразделений, в том числе на филиалы и представительства. В таком случае применяется форма № С-09-3-2, которая также есть в приказе № ММВ-7-6/362@.

Итак, мы разобрались, что значит обособленное подразделение и каким оно может быть. Осталось добавить, что при работе через ОП, о создании которого в ИФНС в установленном порядке данные поданы не были, можно получить штраф.

Если это филиал или представительство, то в соответствии со статьей 14.25 КоАП он составит 5 000 рублей.

Наличие ОП иного вида могут расценить как непредставление ИФНС необходимых для контроля сведений и назначить штраф 200 рублей по пункту 1 статьи 126 НК РФ.

Кроме того, есть случаи, когда отсутствие информации об обособленном подразделении расценивалось, как нарушения порядка постановки на налоговый учет. В соответствии с пунктом 1 статьи 116 НК РФ, за это положен штраф 10 000 рублей.

Источник: https://www.malyi-biznes.ru/izmeneniya-ooo/obosoblennoe-podrazdelenie-organizacii/

Признаки обособленного подразделения — Audit-it.ru

Это обособленное подразделение юридического представляющего его интересы

Белецкая Ю. А., эксперт журнала

Журнал “Налог на прибыль: учет доходов и расходов” № 7/2018

Организации, имеющие обособленные подразделения, осуществляют уплату в бюджет налога на прибыль с учетом особенностей, изложенных в ст. 288 НК РФ. Так, в силу п.

 1 указанной нормы налог, зачисляемый в федеральный бюджет, подлежит уплате по месту нахождения организации (без распределения по обособленным подразделениям).

А вот налог, подлежащий уплате в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачивается по месту нахождения организации, а также каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).

О порядке применения положений ст. 288 НК РФ мы неоднократно писали на страницах нашего журнала. В данной статье речь пойдет о том, в каких ситуациях можно говорить о наличии у организаций обособленных подразделений (ОП).

Понятие обособленного подразделения

В Гражданском кодексе упоминание обособленного подразделения содержится в ст. 55, где даны определения филиалов и представительств:

  • представительство – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (п. 1);

  • филиал – ОП юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (п. 2).

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности (п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Представительства и филиалы должны быть указаны в ЕГРЮЛ (абз. 3 п. 3 ст. 55 ГК РФ).

Отметим, что в НК РФ представлено более широкое понятие обособленного подразделения, чем в ГК РФ. Судите сами.

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ под ОП понимается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если создается на срок более одного месяца.

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего ОП. При этом в силу п.

 4 указанной статьи в случае, если несколько ОП организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее ОП, определяемого этой организацией самостоятельно.

Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.

Налоговый кодекс предусматривает отдельный порядок постановки организации на учет по месту нахождения филиалов и представительств и «простых» ОП, не являющихся таковыми. Именно последние, не указанные в ЕГРЮЛ, вызывают на практике массу вопросов.

Ведь не всегда в той или иной конкретной ситуации с уверенностью можно сказать, что у организации возникло обособленное подразделение (например, при строительстве объектов в другой местности, при заключении договоров с дистанционными работниками и т. д.

).

Признаки обособленного подразделения

Для целей применения НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии следующих признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 НК РФ:

1) осуществление организацией деятельности через свое подразделение, территориально обособленное от места нахождения организации;

2) создание по месту осуществления этой деятельности оборудованных рабочих мест на срок более одного месяца.

Подразделение организации, не являющееся филиалом или представительством и не обладающее признаками, указанными в п. 2 ст. 11 НК РФ, не признается для целей Налогового кодекса обособленным подразделением организации (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03-02-07/1/47702).

Далее приведем ряд примеров на основе писем контролирующих органов, где они говорят о наличии или отсутствии вышеназванных признаков. При этом отметим, что, как правило, письма заканчиваются ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ: в случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.

Оборудование рабочих мест

В правоприменительной практике создание хотя бы одного оборудованного стационарного рабочего места организации вне места ее нахождения признается создание обособленного подразделения организации независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Под рабочим понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 ТК РФ).

Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.

При этом, как следует из арбитражной практики, ни форма организации работ (вахтовый метод или командировка), ни срок нахождения конкретного работника на созданном организацией стационарном рабочем месте не имеют правового значения для постановки на учет юридического лица по месту нахождения его ОП (см.

, например, постановления ФАС СЗО от 02.11.2007 по делу № А26-11293/2005, ФАС СЗО от 21.09.2006 № Ф08-4234/2006-1814А).

Признаки обособленного подразделения, определенного п. 2 ст.

 11 НК РФ, имеются, например, в случае аренды офисного помещения, территориально обособленного от места нахождения организации, которое оборудовано для ведения переговоров и по месту нахождения которого постоянно совершаются деловые поездки руководителей или иных представителей организации (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03-02-07/1/23401).

А вот в ситуации с дистанционными работниками финансисты считают, что признаков создания ОП нет (см. письма от 19.01.2018 № 03-02-07/1/3617, от 26.03.2014 № 03-02-07/1/13157, от 17.07.2013 № 03-02-07/1/27861).

Согласно ст. 312.

1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета.

В указанных письмах Минфин, со ссылкой на п. 9 ст. 83 НК РФ, резюмирует: налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения организации, который принимает решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

Территориальная обособленность

Налоговым кодексом не определено, что понимается для целей применения законодательства о налогах и сборах под территориальной обособленностью подразделения организации. Вместе с тем арбитражная практика по рассматриваемому вопросу не однозначна. Так, в постановлениях ФАС СКО от 29.11.2006 по делу № Ф08-6161/2006-2552А, ФАС СЗО от 02.11.

2007 по делу № А26-11293/2005 отмечено, что исходя из положений ст.

 11 НК РФ был сделан вывод о том, что под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу.

То есть подразделение является территориально обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика (см. Письмо Минфина России от 21.04.2008 № 03-02-07/2-73).

Одним из идентифицирующих признаков обособленного подразделения организации, не являющегося филиалом или представительством, в правоприменительной практике также признается адрес, по которому это подразделение осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Такого же мнения придерживается и Минфин (см., например, письма от 05.05.2017 № 03-02-07/1/27605, от 25.04.2017 № 03-02-07/1/24969, от 25.10.2016 № 03-02-07/1/61934, от 17.06.2016 № 03-02-07/1/35414), из которых следует, что территориальная обособленность подразделений определяется самостоятельными адресами.

Учитывая изложенное, финансовое ведомство считает, что, например, по месту выполнения организацией дорожных работ, не являющемуся объектом адресации, при отсутствии признаков ОП, определенных п. 2 ст. 11 НК РФ, нет оснований для постановки этого общества на учет в налоговых органах (Письмо от 04.09.2015 № 03-02-07/1/51191).

К сведению:

Адрес представляет собой описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ). Сведения об адресах вносятся в государственный адресный реестр, формируемый в соответствии с указанным законом.

Итак, согласно разъяснениям Минфина одним из идентифицирующих признаков ОП, не являющегося филиалом или представительством, признается адрес, по которому это ОП осуществляет деятельность, отличающийся от адреса (места нахождения) самой организации.

Вместе с тем, по мнению ФНС, осуществление деятельности организацией путем ведения единого технологического процесса с использованием комплекса зданий и сооружений, расположенного на земельном участке на территории, подведомственной налоговому органу, в котором указанная организация состоит на учете по месту нахождения, не приводит к созданию обособленных подразделений (Письмо от 07.03.2018 № ГД-4-14/4534).

На практике возможна следующая ситуация. Склад организации был поставлен на учет в налоговом органе в качестве обособленного подразделения, так как местонахождение склада и организации не совпадало.

Организация сменила юридический адрес, в результате чего местонахождение обособленного подразделения (склада) и головной организации совпало.

В связи с этим место нахождения склада организации стало территориально не обособленным от места нахождения организации, следовательно, в отношении этого склада отсутствуют признаки обособленного подразделения и его следует снять с налогового учета (Письмо Минфина России от 08.07.2013 № 03-02-07/1/26374).

* * *

Итак, обособленное подразделение может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета главное, чтобы имелись два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест.

В случае возникновения у налогоплательщика затруднений с определением места постановки на учет он, в силу п. 9 ст. 83 НК РФ, вправе обратиться в налоговый орган. Решение будет принято на основе данных, представленных налогоплательщиком.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a80/956628.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.