Государственное регулирование и поддержка бизнеса

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса до и в период пандемии Covid-19

Государственное регулирование и поддержка бизнеса

назад в раздел Заметки

Дата публикации – 05.11.2020 г. Автор – Васильева Оксана Николаевнадоцент, к.э.н., Департамент правового регулирования экономической деятельностиФинансового университета при Правительстве Российской Федерации, г.

Москва Автор – Бочкова Светлана Сергеевнак.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельностиФинансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Cайт – www.fa.

ru

Ключевые слова: Финансовый университет, поддержка предпринимательства, спрос, занятость, система государственных закупок, данные Росстата, антикризисные меры, субсидии.

Президент России Владимир Путин 29 октября на инвестиционном форуме «ВТБ Капитал «Россия зовет» заявил, что экономика нашей страны справляется с последствиями короновирусной инфекции лучше, экономики европейских государствах. Но при этом указал на сохранение рисков и проблем для бизнеса, что безусловно требует сохранения мер поддержки предпринимательства, «и в первую очередь, малого и среднего бизнеса».

Безусловно пандемия так или иначе оказала негативное воздействие на бизнес.

Более уязвимыми, как показали месяцы «короновирусной экономики», стали те отрасли, которые направлены на обслуживание потребительского спроса, где большую роль играют субъекты малого и среднего предпринимательства.

Но так ли велика роль короновируса в тех проблемах, с которыми столкнулись малые и средние предприниматели? Или все-таки дело в институциональных особенностях государственного регулирования среды малого и среднего предпринимательства (далее по тексту – МСП)?

Еще в 2016 году был принят документ, целью которого было развитие МСП как фактора инновационного экономического развития, – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства.

Меры регулирования и поддержки должны были обеспечить конкурентную и  адаптивную экономику, а также стабильную занятость.

За прошедший период можно подвести промежуточные итоги, чтобы понять с чем малый и средний бизнес подошел к началу короновирусной инфекции и локдауну экономики весной 2020г.

Одной из мер, предусмотренной Стратегией, было расширение доступа МСП  к системе государственных закупок путем введения и расширения квот на закупки госпредприятий у МСП. Но по факту крупные предприятия не спешат закупаться у МСП в силу, зачастую невысокого качества их продукции. Хотя формально меры реализованы: разработан проект «Сделано в России» и создана «Российская система качества».

Следующим  целевым показателем, заслуживающим внимание, является создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях.

Так были созданы условия для развития инфраструктуры поддержки МСП, в частности, наибольшее число таких объектов приходится на инфраструктуру консультационного типа, инновационно-производственную, имущественную и финансовую инфраструктуру. Но приходится констатировать, что нет единой базы данных по созданным и функционирующим объектам МСП.

Существующий  Единый реестр на базе Корпорации МСП, не включает в себя объекты из реестра Минпромторга России и объекты, создание которых профинансировано иными ведомствами, также как и нет регионального стандарта развития такой инфраструктуры.

Положительным моментом реализации Стратегии стоит выделить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). При этом само бизнес-сообщество отмечает, что контрольно-надзорная деятельность государства и административное давление являются определяющими факторами, негативно влияющими на развитие МСП.

Для реализации мероприятия по совершенствованию системы информационной поддержки МСП созданы и функционируют многофункциональные центры под брендом «Мой бизнес», предоставляющие малому бизнесу услуги по принципу «одного окна».

Предполагается создание единой интегрированной базы мер поддержки МСП с подключением к ней всех федеральных органов исполнительной власти, регионов и заинтересованных организаций.

Например, такой реестр создан Правительством Москвы, но опять же отсутствует единый реестр за все годы действия программы поддержки МСП.

Можно и дальше вести разговоры о достижении целевых показателей Стратегии, формально которые конечно реализуются. Вместе с тем, по данным Всемирного банка, Россия остается в группе стран со средними значениями по показателям государственной эффективности и качества государственного управления МСП.

И здесь показательна статистика. Так, численность занятых в МСП начала уменьшаться еще до начала пандемии, а именно – с августа 2018 г. Так в 2019 г. она составила 18,8 млн. человек, сократившись на 0,5 млн.

человек за год, при одновременном увеличении числа индивидуальных предпринимателей на 68 тыс. человек. Отчасти снижение занятости компенсировали самозанятые (в 2019 г. зарегистрировано порядка 300 тыс. человек).

И вообще прирост количества субъектов МСП в России в последние 5 лет определялся увеличением числа индивидуальных предпринимателей.

По данным Росстата доля МСП в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизилась с 22 до 20,2% ВВП. А Национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не оказал существенного влияния на рост численности занятых проекта оказалось под вопросом.

19 марта 2020 года все регионы России в соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» период с 30 марта по 3 апреля был объявлен нерабочим с сохранением за работниками заработной платы.

Это по факту остановило деятельность большей части малого и среднего бизнеса, не освободило от обязанности обеспечить наличие фонда оплаты труда сотрудников. По данным ФНС, на 1 июля 2020 г. прекратили свою деятельность 305,6 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) и 208 тыс.

юридических лиц (коммерческих организаций) (были зарегистрированы 287,4 тыс. и 100,2 тыс. соответственно). Таким образом, за 1-е полугодие 2020 г. в России на 18,2 тыс. уменьшилось число ИП и на 107,8 тыс. — число коммерческих организаций. На 10 мая 2020 г.

число малых предприятий сократилось на 10,1% (в годовом выражении), средних — на 8,5%, что означает потерю около 300 тыс. рабочих мест в малом бизнесе и 100 тыс. в среднем.

Анализ антикризисных мер поддержки показывает, что в целом они соответствуют общемировым.

Государственное регулирование оперативно среагировало на вызовы пандемии, но в отличии от других стран, которые делали акцент на предоставление прямой финансовой помощи и поддержании ликвидности, среди российских антикризисных мер преобладали мер нефинансового характера. Также эти мер имели более низкий охват и более жесткое регламентирование их предоставления.

Положительным моментом необходимо выделить создание автоматических онлайн-сервисов предоставления отдельных мер поддержки МСП и ИП.

На сайте ФНС можно определить, какие меры поддержки могут быть предоставлены субъекту МСП или индивидуальному предпринимателю, заполнить и подать через различные сервисы заявление на отдельные виды поддержки, отследить статус рассмотрения заявления и т.

д С помощью данного сервиса предоставлялись субсидии на заработную плату и субсидии на дезинфекцию и профилактику.

Антикризисные меры выступили инструментом «быстрого реагирования». Но сейчас в условиях неопределенности распространения короновирусной инфекции и ее длительности с учетом тех сдерживающих факторов развития МСП, которые были и до пандемии, безусловно государственное регулирование должно быть направленное на улучшение институциональный среды МСП.

назад в раздел Заметки

Источник: https://www.esm-invest.com/ru/Government-regulation-of-small-and-medium-sized-businesses-before-and-during-the-Covid-19-pandemic

Государственное регулирование малого бизнеса

Государственное регулирование и поддержка бизнеса

Для российской экономики такое понятие, как государственное регулирование малого бизнеса, еще мало известно, мало изучено и совсем не проверено на практике. Сегодня Правительство РФ только занимается планированием и разработкой мер по оказанию всесторонней помощи российскому предпринимателю. Предполагается, что именно эти меры смогут дать малому бизнесу окрепнуть.

Ни одна из успешных мировых экономических систем не подразумевает того, что государство полностью пускает на самотек правоприобретательную деятельность своих субъектов хозяйствования и позволяет им работать, не определив систему управления основными бизнес-процессами.

Процессы, которые не обходятся без регулирования со стороны государства:

  • регистрация разных состояний бизнеса (открытие, ликвидация, изменение организационных форм и т. д.);
  • сбор налогов;
  • защита прав и интересов, возникающих у разных субъектов в процессе реализации предпринимателями своих прав на ведение хозяйственной деятельности.

Определяя пути регуляции бизнес-процессов, в которые включены представители малого бизнеса, правительство берет на себя обязанность оказывать содействие хозяевам небольших предпринимательских инициатив, поскольку они:

  • нуждаются в простых и понятных регистрационных процедурах, на выполнение которых не нужно тратить много средств и времени;
  • нуждаются в недорогих и качественных консультационных услугах;
  • в связи с маленькими оборотами не могут платить большие налоги и налоги, которые сложно администрируются;
  • не могут вести сложный финансовый учет;
  • нуждаются в дополнительных правовых рычагах, которые позволили бы мелким предприятиям быть представленными на всех рынках наравне с крупными и средними.

Решив эти проблемы небольших предприятий, государство может рассчитывать на то, что затраты на изготовление конечного продукта такими предприятиями будут минимизированы, что, в свою очередь, позволит наполнить потребительские рынки качественными товарами по приемлемой цене.

Так исторически сложилось, что снижение затрат на производство продукции – это единственный доступный российскому мелкому предпринимателю путь выхода на рынки с дешевым продуктом.

Законодательство

Действующий закон о малом бизнесе (ФЗ-209) представляет собой не только ряд декларативных норм, но и определяет порядок осуществления многих процедур, связанных с получением предпринимателями некоторых государственных преференций.

Критерии хозяйствующих субъектов, подпадающих под определение представителей малого бизнеса, установлены достаточно четкие:

  • по количеству работающих лиц – до ста человек;
  • по объему выручки – до 800 млн руб.

Если по отчетности предприятия нельзя определить его годовую выручку или ее получение не является основной целью деятельности юридического лица (например, некоммерческие организации), тогда для определения стоимости материальных средств, которыми владеет такое юридическое лицо, берется балансовая стоимость его основных и нематериальных активов. В данном случае такая стоимость тоже не должна превышать 800 млн руб.

Малые предприятия могут быть как казенными (государственными или муниципальными), так и полностью частными. Есть ряд ограничений по условиям организации и функционирования малых предприятий с государственным участием. Подробнее суть этих ограничений изложена в тексте ФЗ 209.

Законом определено, что, утверждая меры наибольшего благоприятствования небольшим предпринимательским начинаниям, государство ставит перед собой следующие задачи:

  • обеспечение роста количества малых предприятий;
  • утверждение правовых режимов, которые позволят создать здоровую конкурентную среду между всеми участниками рынка;
  • создание условий для прироста доли тех товаров и услуг, которые производятся небольшими субъектами предпринимательской деятельности.

Постановка перспективных задач подкреплена конкретными правовыми механизмами, которые прописаны в законах о малом бизнесе.

Меры по регулированию

Государственное регулирование деятельности малого бизнеса, направленное на решение поставленных в ФЗ-209 задач, осуществляется с использованием следующих механизмов:

  • создание специальных реестров, в которых отражены подробные сведения о представителях мелкого и среднего бизнеса;
  • наделение конкретных органов государственной и местной власти полномочиями в сфере оказания помощи небольшим предприятиям, а также определение форм взаимодействия разных уровней власти в вопросах содействия предпринимателям;
  • формирование инфраструктурных системных учреждений, которые бы проводили утвержденные государственные программы по содействию мелкому бизнесу (обучение, консультирование, защита интересов и т.д.);
  • организация выставочной работы и привлечение представителей мелкого предпринимательства к участию в выставках и конкурсах на всех уровнях;
  • имущественная и финансовая поддержка, которая реализовывается через систему федеральных и региональных адресных программ по предоставлению субъектам малого предпринимательства недорогих производственных помещений, финансовых ресурсов, грантов, дотаций и субсидий.

Для координации усилий государственных и муниципальных органов, а также для предоставления предпринимателям площадки, в рамках которой можно было бы обозначить свои планы, высказывать претензии, проводить исследования и принимать стратегические решения, ФЗ-209 определил правовую базу для создания Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства в России.

Фактически в область ведения корпорации, которая сейчас находится в процессе становления, перейдут все вопросы, связанные с реализацией существующей государственной программы регулирования деятельности малых и средних предприятий.

Фонд помощи малому бизнесу:

Источник: https://vseproip.com/biznes-ip/maluy/gosudarstvennoe-regulirovanie.html

Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ

Государственное регулирование и поддержка бизнеса

Миронов, И. А. Государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства в РФ / И. А. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54198/ (дата обращения: 09.03.2021).



Проблемы малого предпринимательства, его государственное регулирование и поддержка — это тема для постоянных споров научного сообщества, органов государственной власти и это истолковывается бесспорной его важностью для страны, как главного ресурса развития экономики, так и для самих представителей малого предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации отстает от существующих возможностей и нужд. Для ликвидации подобного противоречия предлагается комплекс мер по государственному регулированию малого бизнеса, как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.

Ключевые слова: государство, поддержка, малый бизнес, регулирование, предпринимательство, Российская Федерация, предприятие.

Problems of small business, its state regulation and support is a topic for constant disputes of the scientific community, government bodies and this is interpreted as its indisputable importance for the country, as the main resource for economic development, and for small business representatives themselves.

Small business development in the Russian Federation lags behind existing opportunities and needs. To eliminate this contradiction, a package of measures is proposed for the state regulation of small business, both at the federal level and at the regional level.

Keywords: state, support, small business, regulation, entrepreneurship, Russian Federation, enterprise.

С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать благоприятные условия для того, чтобы граждане проявили инициативу и установили цивилизованные отношения между бизнесом и обществом.

Государственное регулирование предпринимательства включает в себя как стимулирующие, так и контрольно-ограничительные меры для обеспечения того, чтобы участники рынка соблюдали определенные правила «игры», без каких управление невозможно.

Государство регулирует как мелкий бизнес, так и монополию.

Малые и средние предприятия играют важную роль в формировании конкретной среды, насыщая потребительский рынок, быстро реагируя на изменения ситуации, предопределяя необходимые структурные сдвиги.

Развитие сети малых предприятий позволяет улучшить детальную и технологическую специализацию крупных промышленных и экономических комплексов, к каким они поставляют составные элементы готовой продукции.

Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживают общественные конфликты, создают рабочие места [2, с. 254].

Предпосылками для развития малого бизнеса в Российской Федерации являются недоразвитость рынков потребительских товаров и услуг, наличие скрытой безработицы, неиспользуемые мощности на предприятиях и так далее.

Деятельность малых предприятий сосредоточена в основном на местном рынке, на решении региональных проблем. Они становятся основой для формирования рациональной структуры местной экономики и ее финансирования.

Приоритетными областями малых предприятий, какие заслуживают особой государственной поддержки, являются [3, с. 155]:

– инновации,

– сельскохозяйственное производство,

– производство потребительских товаров,

– предоставление промышленных и бытовых услуг, строительство объектов социальной сферы, место назначения.

Меры поддержки малого бизнеса могут быть объединены в 3и группы [4, с. 454]:

– нормативно-правовое регулирование: упрощение процедуры регистрации, лицензирования, налогообложения, учета, доступа к государственным (муниципальным) заказам и другим актам прямого действия;

– организационные и административные: создание фонда нежилых помещений, безопасность лица и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение;

– финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и другие формы внебюджетного финансирования.

Государственная поддержка малого бизнеса в РФ осуществляется в соответствии с федеральным законом о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, иными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ним, указами Президента РФ, постановлениями Правительством РФ, а также законами и другими нормативными правовыми актами РФ [1].

Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется в следующих областях:

– формирование инфраструктуры для поддержки и развития малого бизнеса;

– создание льготных условий для использования субъектами малого бизнеса государственных финансовых, материальных, технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

– создание упрощенной процедуры регистрации малых предприятий, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

– поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, в том числе содействие развитию их торговых, научных, технических, промышленных, информационных отношений с зарубежными странами;

– организация обучения, переподготовки и повышения квалификации для малых предприятий.

Для достаточно развитого сектора малого бизнеса необходимо [5, с. 217]:

  1. сосредоточить усилия государственной поддержки на стимулировании инновационного предпринимательства;
  2. перенести центр тяжести поддержки и создать условия для его развития с федерального до муниципального уровня;
  3. начать работу над конституционным статусом среднего бизнеса,
  4. создать условия для более тесного юридического и экономического взаимодействия между крупным, средним и малым бизнесом;
  5. создать условия для развития интегрированной системы поддержки бизнеса (лизинг, франчайзинг);
  6. сформировать систему гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого бизнеса, особенно для долговых инвестиций;
  7. ежегодно предоставлять в бюджеты субъектов РФ и муниципалитетов распределение льготных государственных и муниципальных инвестиционных кредитов для поддержки малого бизнеса.

Формирование политики государственного регулирования экономики и предпринимательства определяется главной целью, к какой стремится государство.

В настоящее время такой целью является восстановление достойного положения России в мировом экономическом сообществе, возрождение ее экономического, научного, технического и культурного потенциала.

Малый бизнес в этом случае является экономическим и социальным инструментом, который поможет повысить местную экономику и станет эффективным средством экономического и социального развития на реструктурированных промышленных предприятиях.

Поэтому сегодня главное — поддержка отечественных производителей, развитие государственной политики по стимулированию производства и производства конкурентоспособной продукции.

Государство должно устанавливать правила, обеспечивать реальную поддержку, устанавливать стратегическую концепцию, ставить цели, а задача менеджеров — использовать эти возможности и обеспечить развитие производства.

Это небольшие предприятия, особенно в случае эффективно развитой государственной политики в области малого бизнеса, какие могут стать основой рыночных структур во многих секторах, обеспечить поток инвестиций в наиболее эффективные сферы и тем самым объединить процессы структурной политики и формирование Всероссийского рынка.

Литература:

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция)
  2. Василенко, И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И. А. Василенко. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 494 c.
  3. Гегедюш, Н. С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н. С. Гегедюш, Е. В. Масленникова, М. М. Мокеев и др. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 238 c.
  4. Иванов, В. В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 718 c.
  5. Наумов, С. Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С. Ю. Наумов, Н. С. Гегедюш и др. — М.: Дашков и К, 2016. — 556 c.

Основные термины(генерируются автоматически): малый бизнес, государственная поддержка, Российская Федерация, малое предпринимательство, государственное регулирование, государство, местная экономика, поддержка, предприятие, РФ.

Источник: https://moluch.ru/archive/233/54198/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.