Имущественные авторские права

Виды авторских прав / авторское право. вводный курс

Имущественные авторские права

  • Авторские права
  • Личные неимущественные права авторов
  • Имущественные авторские права
  • Право на вознаграждение и исключительные права
  • Исключительные авторские права
  • Право на дополнительное вознаграждение
  • Авторское право и право собственности
  • Принцип исчерпания прав
  • Дополнительные права в отношении произведений изобразительного искусства
  • Особые права отдельных издателей, работодателей и киностудий
  • Обычно под авторскими правами понимается все множество прав, устанавливаемых законодательством об авторском праве, но в некоторых случаях в Законе выражение «авторские права» употребляется при обозначении определенной их части, например только имущественных (экономических) прав.

    Согласно действующему в настоящее время законодательству авторские права в России первоначально возникают у их авторов, хотя уже с момента возникновения часть их может переходить к другим лицам на основании договора или в силу специальных предписаний Закона.

    Следует учитывать, что законодательство, действовавшее в период существования СССР, предусматривало несколько иной подход, в частности, совершенно иным образом определяя понятия «права авторов» и «авторские права юридических лиц» (см.: Особенности охраны произведений, созданных в период существования СССР).

    Постепенно авторское право в России стало рассматриваться как совокупность отдельных прав, которые могут быть объединены в несколько групп, хотя предлагаемая классификация является отчасти условной.

    Личные неимущественные права авторов в российском гражданском праве формально признаются неотчуждаемыми и непередаваемыми, т. е. осуществлять их может только сам автор, они не могут передаваться по договорам другим лицам.

    Основное их назначение – гарантировать признание автора создателем его произведения, предоставлять автору возможность требовать указания его имени при использовании произведения и т. д.

    За рубежом подобные права часто именуют моральными правами.

    Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае любой передачи любых имущественных прав. Мало того, по общему правилу личные неимущественные права действуют бессрочно, т. е.

    они должны соблюдаться даже после окончания срока действия имущественных авторских прав, когда произведение может использоваться свободно любыми заинтересованными лицами.

    После смерти автора защиту его личных неимущественных прав могут осуществлять его наследники, специально назначенные им лица или уполномоченный государством орган.

    Основные личные неимущественные права предусмотрены ст. 15 Закона.

    Основным назначением имущественных прав обычно считается предоставление автору и его правопреемникам возможности получать доход от использования произведения. Именно имущественные права (за некоторыми исключениями) могут передаваться автором другим лицам или переходить к ним по иным основаниям (наследование, переход прав на служебное произведение и т. д.).

    Можно выделить две основные группы имущественных прав.

    На практике получили распространение разные варианты использования понятия «право на вознаграждение».

    Во-первых, в ряде случаев Закон предусматривает возможность использования произведений без получения согласия от правообладателей, без заключения договоров с ними, однако с выплатой для них вознаграждения.

    В таких случаях часто говорят о наличии у правообладателей особого права на вознаграждение (или права на дополнительное вознаграждение, справедливое вознаграждение, «компенсационное вознаграждение» и т. п.).

    При этом право на вознаграждение как бы противопоставляется исключительным правам, поскольку подразумевается, что у правообладателей в таких случаях остается возможность получить вознаграждение за использование, но отсутствует возможность запретить его.

    Во-вторых, право на вознаграждение входит как элемент в каждое из предоставляемых Законом исключительных прав, поскольку автор или его правопреемники могут получать доходы от выдачи разрешений на использование произведений и от передачи прав на такое использование.

    В-третьих, иногда понятие «право на вознаграждение» используют для обозначения всех возможностей получения дохода от использования произведения, в том числе за счет как реализации исключительных прав, так и получения дополнительного вознаграждения.

    (См. также: Право на дополнительное вознаграждение.)

    Исключительные права рассматриваются как основная группа прав автора, обеспечивающая ему или его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведения и получать доходы от такого использования.

    Как ни странно, до сих пор понятие «исключительные права» не получило общепризнанного определения в российской юридической доктрине.

    Некоторые ученые подчеркивают их негативный, запретительный характер, связанный с возможностью запрещать использование произведения и преследовать тех, кто использует произведение без согласия правообладателя.

    В то же время очевидно, что основной целью их предоставления являлось стремление обеспечить для правообладателей возможность наиболее выгодной для них системы использования произведений, позволяющей правообладателям получать доходы от такого использования.

    Представляется, что в авторском праве исключительные права можно определить как имущественные, позволяющие авторам или их правопреемникам осуществлять, разрешать или запрещать определенные действия в отношении произведений. В п. 2 ст.

    16 Закона содержится перечень различных видов исключительных авторских прав, относящихся к разным случаям использования произведений.

    Каждое из этих прав означает, что, за исключением специально предусмотренных законом случаев, только сам автор или лицо, получившее соответствующее исключительное право на законном основании, может по своему усмотрению осуществлять сам или разрешать другим лицам совершение соответствующих действий в отношении произведения.

    Право на распространение не применяется в тех случаях, когда отсутствует передача конкретного материального носителя произведения, как это имеет место, например, при сообщении произведений с помощью Интернета (см.: Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях). В отношении права на распространение действует так называемый принцип исчерпания прав.

    Интересно отметить, что показ фильмов в кинотеатрах, с точки зрения Закона, также является публичным исполнением.

    Принятый в российском Законе подход несколько отличается от того, который используется за рубежом, где данному понятию нередко придают чрезвычайно широкий смысл.

    Например, в типовых договорах Международной конфедерации обществ авторов и композиторов CISAC используется гораздо более широкое понимание концепции «публичное исполнение»; в это понятие включаются также случаи использования произведений на радио, телевидении и т. д.

    В самом российском Законе также нет единообразия в использовании рассматриваемого понятия, например в ст. 44 Закона упоминается о «публичном исполнении, в том числе на радио и телевидении». Такая терминологическая несогласованность, к сожалению, в настоящее время характерна для значительной части положений Закона.

    Парижская публика. Рисунок Гюстава Доре. 1854

    Развивающиеся в России системы MMDS рассматривают как системы смешанного – эфирно-кабельного – вещания, затрагивающие одновременно право на передачу как по кабелю, так и в эфир.

    Большое значение право на передачу по кабелю имело до последнего времени в отношении случаев использования произведений в российском сегменте сети Интернет (см.

    : Особенности использования в Интернете и иных цифровых сетях).

    Обычно право на перевод получает не переводчик, а тот, кто заинтересован в последующем использовании созданного переводчиком перевода, для чего требуется получение разрешения как от обладателя прав на оригинальное произведение (автора произведения, подвергшегося переводу, или его правопреемников), так и от обладателя прав на перевод (переводчика или его правопреемников).

    По своей сути является таким же «дополнительным» правом, как и право на перевод, на практике вызывает большую путаницу и споры (см.: Производные произведения).

    Ряд дополнительно предоставленных законом прав имеется у авторов дизайнерских, архитектурных и садово-парковых проектов (права, связанные с участием в их практической реализации).

    Ожидается, что в дальнейшем перечень принадлежащих авторам или их правопреемникам видов исключительных прав будет и далее расширяться.

    Следует обратить внимание, что один и тот же вид исключительных прав может охватывать совершенно разные способы использования произведений, в то же время некоторые способы использования произведений могут затрагивать сразу несколько видов перечисленных выше прав (см.: Соотношение между видами и способами использования произведения).

    В некоторых случаях Закон вместо предоставления авторам исключительных прав или в дополнение к ним предусматривает выплату вознаграждения за отдельные случаи использования произведений.

    Считают, что авторское право возникает в отношении нематериального объекта – произведения, которое может быть закреплено на каком-либо материальном носителей (отпечатано в виде книги, записано в память компьютера и т. д.), а может быть выражено устно.

    Авторское право на произведение и право собственности на материальный носитель, на котором данное произведение закреплено, по общему правилу существуют независимо друг от друга.

    Передача материального носителя, содержащего произведение, сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав в отношении этого произведения.

    Так, лицо, купившее книгу, может читать ее, может даже в силу действия принципа исчерпания прав (см. далее) продать ее или подарить, однако оно не вправе без согласия правообладателя ни создавать новые экземпляры приобретенной книги, ни размещать ее в Интернете, ни осуществлять какой-либо иной вид использования произведения, подпадающий под действие исключительных авторских прав.

    Российская юридическая традиция исходит из понимания права собственности только как права вещной собственности, позволяющего осуществлять владение, пользование и распоряжение вещами – материальными предметами окружающего мира. В то же время авторское право считается одним из видов права интеллектуальной собственности, которое представляет собой совершенно особое понятие, не имеющее отношения к пониманию права собственности.

    В российском законодательстве часто применяется также термин «имущество», который в широком понимании может охватывать как вещи, так и имущественные права, в том числе имущественные права на произведения и объекты смежных прав.

    В соответствии с так называемым принципом исчерпания прав ни авторы, ни иные правообладатели не могут запретить последующую перепродажу экземпляров произведений, которые введены в гражданский оборот путем их продажи, т. е.

    не могут контролировать последующее распространение однажды проданных экземпляров книг, дисков или иных материальных носителей произведений.

    Это означает, что, приобретя книгу или компакт-диск, любой гражданин и любая организация могут в дальнейшем перепродать или подарить ее кому угодно по собственному усмотрению.

    Однако следует учитывать, что исчерпание прав не относится к случаям создания новых экземпляров, сообщения или иного использования произведений и наступает только при соблюдении определенных Законом условий.

    В частности, произведение должно быть правомерно опубликовано и выпущено в гражданский оборот путем продажи. В отношении контрафактных экземпляров исчерпания прав не происходит. Кроме того, право на прокат, т. е.

    право разрешать или запрещать любым лицам сдачу в прокат имеющихся у них экземпляров произведений, по-прежнему остается за автором.

    Дополнительно следует учитывать, что в ряде зарубежных стран специально предусмотрены территориальные ограничения действия принципа исчерпания прав.

    Чаще всего оговаривается, что исчерпание прав наступает только в случае, если первая продажа имела место на территории такой страны или, например, на территории ЕС.

    В результате в таких странах может считаться незаконной перепродажа даже правомерно изданных и приобретенных в России книг или дисков.

    Рассматриваемый принцип исчерпания прав создает дополнительные сложности при формулировании условий о вознаграждении в авторском договоре (см. соответствующий раздел).

    В отношении произведений изобразительного искусства ст. 17 Закона закрепляет два дополнительных права.

    Право доступа должно обеспечивать для художников и иных авторов произведений изобразительного искусства возможность копирования их произведений.

    Такие произведения часто создаются авторами только в одном экземпляре, и отсутствие подобного права позволяло бы лицу, приобретшему картину (собственнику), не допускать ее воспроизведения. Следовательно, собственник картины мог бы, не приобретая у автора исключительных прав, создать препятствия для использования произведения самим автором или иными лицами с его согласия.

    Цель закрепления права следования несколько иная: поскольку стоимость картин зачастую значительно возрастает со временем, предполагается справедливым предоставить автору и его наследникам особое право долевого участия в доходах от последующей перепродажи таких произведений.

    Попытки на практике осуществить право доступа к произведениям изобразительного искусства крайне немногочисленны.

    Что же касается права следования, то сбор дополнительного вознаграждения за публичную перепродажу произведений изобразительного искусства до настоящего времени в Российской Федерации не налажен.

    Как уже отмечалось, закон предусматривает ряд прав, которые, как правило, не считаются авторскими правами, а рассматриваются как особые права, преимущественно относящиеся к указанию наименования лиц, имевших прямое или косвенное отношение к созданию произведения, например:

    1) право издателей энциклопедий, газет, журналов и других периодических изданий указывать свое наименование при использовании таких изданий (п. 2 ст. 11 Закона);

    2) право на указание работодателем своего наименования при использовании произведения, созданного работником в порядке выполнения служебного задания (п. 3 ст. 14 Закона);

    3) право изготовителя аудиовизуального произведения указывать свое имя или наименование при использовании этого произведения (п. 2 ст. 13 Закона).

    (См. также: Права издателей; Служебные произведения; Авторские права на аудиовизуальные произведения.)

    Источник: http://www.plam.ru/urist/avtorskoe_pravo_vvodnyi_kurs/p6.php

    Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

    Имущественные авторские права

    Под исключительным правом автора подразумевается группа прав, которые обеспечивают автору и его наследникам контроль над использованием творения и получения доходов от использования этого произведения. То есть, исключительное авторское право (эксклюзивное право) – это право использовать объект авторского права, а также распоряжаться им. Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

    Основная цель исключительных прав

    Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.

    Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.

    В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.

    Срок правовой охраны исключительных прав

    Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.

    РФ как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора.

    После этого произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому вознаграждение.

    Исключительные личные (неимущественные) и исключительные имущественные права

    Авторское право – это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.

    Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.

    Исключительные личные (неимущественные) права

    Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.

    Исключительные имущественные права

    Автор обладает и исключительными имущественными правами.

    Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

    В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

    • распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;
    • воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;
    • передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;
    • импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;
    • показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;
    • исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

    Понятие исключительных прав и ГК РФ

    Понятие исключительных прав нашло свое отражение в статье 1291 ГК РФ «Отчуждение оригинала произведения и исключительное право на произведение»:

    1. При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное.

      При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное.

      Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

    2. В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

    Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

    Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

    Отличие авторских прав от исключительных прав

    При режиме авторства возникают личные и исключительные прав на произведение. Законодательство РФ и международные акты допускают распоряжение только имущественными правами на творение. А личные права сохраняются неизменными в течение бессрочного периода.

    Рассмотрим основные отличия между личными и исключительными правами на авторский объект. Отметим, что сразу после создания нового произведения у его автора появляются личные и исключительные права. При этом не имеет никакого значения ценность творения, содержание произведения или целевое назначение авторского объекта.

    Исключительные права дают возможность автору творения самостоятельно определять дальнейшую судьбу своего произведения, в том числе:

    • продавать или передавать права иным субъектам – правообладатель может оговорить выплату вознаграждения, либо передать творение на безвозмездной основе;
    • передавать права по наследству – по условиям завещательного бланка правопреемником может быть назначено любое лицо, а по закону наследовать будут родственники покойного автора;
    • использовать объект для собственных целей, издавать его в коммерческих целях или на безвозмездной основе, публиковать или оставить неопубликованным.

    Эти указанные права могут быть реализованы на весь срок действия правовой охраны. Этот срок определяется периодом жизни создателя или правообладателя, а также на протяжении 70 лет после его кончины. Поэтому, после истечения указанного срока творение будет признано общественным достоянием, а исключительные права будут аннулированы.

    Совсем другой режим защиты действует в отношении личных прав автора. Эти права действуют без ограничения срока и не могут передаваться иным лицам. Это означает следующее:

    • личные права сохраняются при наследовании – любые наследники или правопреемники не могут произвольно нарушать право на имя автора или на неприкосновенность объекта;
    • даже при заключении договора уступки или лицензионного соглашения создатель сохранит право на авторство и имя, а также на неприкосновенность своего творения;
    • режим личных прав сохранится даже при переходе творения в статус общественного достояния – при свободном использовании или распространении объекта не допускается изменять имя автора или нарушать неприкосновенность произведения.

    Возможность внести в произведение исправления и изменения может предусмотреть только сам автор творения.

    Еще одним существенным отличием является возможность оценки исключительных прав. Так, стоимость исключительных прав определяется при заключении и согласовании условий договора, либо в результате независимой оценки.

    Для личных прав оценка невозможна. И при защите личных прав допускается лишь возмещение фактически причиненных убытков.

    Исключительное авторское право: подробности для бухгалтера

    • Селебрити, актеры, исполнители в рекламной кампании: некоторые правовые и налоговые нюансы … доходы физического лица как правообладателя исключительных авторских прав по договорам об отчуждении исключительных …
    • Нематериальные активы организаций стекольной и фарфорово-фаянсовой промышленности … -1 указано, что обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах … : C;
      имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;
      года первого опубликования произведения».
      Так … экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
      публично … -1. В частности обладатели исключительных авторских прав вправе требовать по своему выбору … , промышленный образец, полезную модель;
      – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
    • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …
    • Создание интернет-сайта … примера.
      Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …
    • Создание интернет-сайта … сайт в составе НМА, если исключительные авторские права на элементы сайта, а главное … возможна ситуация, когда к организации исключительные авторские права переходят только на дизайн сайта …
    • Учет и налогообложение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … /2000 исключительные авторские права на литературные произведения не указаны. Но организация может получить исключительные авторские права …
    • Расходы на приобретение авторских прав … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не …
    • Учет расходов на приобретение авторских прав у издательства для целей бухгалтерского и налогового … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
    • Создал web-сайт? Учти расходы! … на нее авторское свидетельство. Тогда исключительные авторские права бухгалтер будет учитывать в составе …
    • Учет товарных знаков … изобретение, промышленный образец, полезную модель;исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
    • Объект налогообложения по упрощенной системе налогообложения … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы … ПБУ 14/2000, если имеется исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных …
    • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      – исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
    • Признание и оценка НМА по МСФО и РСБУ … образец, полезную модель
      Фирменные наименования
      Исключительное авторское право или право иного правообладателя на …
    • Передача исключительных прав на интеллектуальную собственность иностранному получателю (правоприобретателю) … изобретение, промышленный образец, полезную модель;
      –    исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы …
    • Учет расходов организации на создание Интернет – сайта … сайту
      Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете …

    Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/isklyuchitelnoe_avtorskoe_pravo.html

    Экскурс в сферу авторского права | RTM Group

    Имущественные авторские права

    В соответствии со ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

    Книги, музыка, песни, фильмы, фотографии, оригинальные сценарии и рекламные ролики, компьютерные программы — всё это является объектами авторского права. Полный перечень объектов авторских прав в зависимости от назначения и способа выражения определен в ст.1259 ГК РФ.

    Авторское право на творческий продукт возникает в момент создания последнего. Поэтому законодательство РФ не предусматривает обязательного документального его оформления.

    Однако, нормативное урегулирование отношений в сфере авторских прав необходимо, так как позволяет авторам заниматься творческим трудом, беспрепятственно пользоваться, распоряжаться и получать доходы от созданных результатов творческой деятельности.

    В России отношения в сфере авторских и смежных прав детально регламентированы в четвертой части ГК РФ.

    Личные неимущественные и имущественные права автора

    Автор обладает всеми права на свое произведение. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права на его творение. К личным неимущественным правам относятся:

    • право авторства
    • право автора на имя
    • право на неприкосновенность произведения
    • право на обнародование
    • право на вознаграждение за использование служебного произведения
    • право на отзыв
    • право следования
    • право доступа к произведениям изобразительного искусства.

    Личные неимущественные права характеризуются следующими особенностями:

    1. неотделимы от личности автора;
    2. возникают в силу факта создания произведения;
    3. осуществление таких прав не требует каких-либо формальностей или регистрации, за исключением регистрации авторского права на программу ЭВМ;
    4. принадлежат автору независимо от его имущественных прав;
    5. сохраняются за автором в случае уступки исключительных прав на использование произведения;
    6. право авторства и право на имя автора охраняются бессрочно.

    Имущественные права автора носят исключительный характер и по своей природе могут отчуждаться, переходить по наследству, являться объектом гражданско-правовой сделки.

    К имущественным (исключительным) правам автора относятся:

    • воспроизведение произведения
    • распространение произведения
    • публичный показ произведения (любая демонстрация оригинала или экземпляра)
    • прокат оригинала или экземпляра произведения
    • публичное исполнение произведения
    • сообщение в эфир, по радио, телевидение и пр.
    • сообщение по кабелю
    • ретрансляция
    • перевод или другая переработка произведения
    • практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта
    • доведение до всеобщего сведения.

    Автор является главным правообладателем. Однако, возможна передача автором исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности другому правообладателю. То есть, имущественные права на произведение могут принадлежать как его создателю, так и иному лицу.

    Передача исключительных прав может быть осуществлена либо по договору отчуждения, либо по договору предоставления права пользования на различных условиях (исключительной или неисключительной лицензии).

    Однако, в некоторых ситуациях автор может заранее отказаться от исключительных прав на произведение в пользу другой стороны. Например, при создании автором-работником служебного произведения.

    Режим служебных произведений

    Служебное произведение – произведение науки, литературы или искусства, созданное работником (автором) в пределах выполнения им своих трудовых обязанностей (ст.1295 ГК РФ).

    Для придания произведению, созданному работником, статуса служебного необходимо наличие нескольких условий:

    1. наличие трудовых отношений между автором и работодателем;
    2. создание произведения должно являться частью трудовой функции работника;
    3. обязанность работника по созданию произведений, должна быть письменно закреплена в трудовом договоре (в должностной инструкции работника, ином локальном нормативном акте организации)

    Авторские права на такие произведения принадлежат автору.

    Исключительное право на служебное произведение, априори, принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым договором или иным соглашением между автором и работодателем (п.2 ст.1295 ГК РФ).

    На основании закона исключительное право на служебное произведение к работодателю переходит в объеме, как если бы стороны заключили договор на отчуждение исключительного права на произведение.

    Работодатель вправе использовать служебное произведение/распорядиться своим исключительным правом одним из следующих способов:

    • самостоятельно использовать это произведение в целях извлечения прибыли или без таковой;
    • передать исключительное прав на произведение другому лицу;
    • сохранить служебное произведение в тайне, путем установления для таких сведений режима «секретно» или «секрет производства (ноу-хау)».

    Данный перечень не исчерпывающий. Работодатель вправе в иной форме и способом распорядиться своим правом.

    Кроме предоставленных прав законом установлены обязанности работодателя и ответственность за их невыполнение:

    1. Работодатель обязан использовать служебное произведение или иным образом распорядиться своим исключительным правом в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение. Иначе исключительное право на служебное произведение возвращается к автору.
    2. Работодатель обязан выплачивать автору вознаграждение за служебное произведение, размер, условия и порядок которого определяются договором между ним и работником. В случае несогласования размера вознаграждения, условия или порядка его выплаты, спор между работником и работодателем разрешается судом.

    Если исключительное право на основании п.2 ст.1295 ГК РФ принадлежит автору, то это влечет следующие правомочия сторон:

    • Автор имеет право использования служебного произведения любым способом, но за пределами, вытекающими из задания работодателя;
    • Работодатель имеет право использования служебного произведения в пределах служебного задания на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой автору вознаграждения;
    • Работодатель вправе обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное;
    • Работодатель вправе указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование.

    Таким образом, служебное произведение создает работник для использования его работодателем.

    Сроки действия авторских прав и ответственность за их нарушение

    Сроки действия авторских прав – это сроки, по истечении которых не требуется разрешения автора на копирование, опубликование или использование авторской работы каким-либо иным способом.

    Срок действия личных неимущественных авторских прав бессрочен. Никто не вправе присваивать себе чужое имя

    Исключительное авторское право, по общему правилу, действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

    Положения статьи 1280 ГК РФ предусматривают исключения из этого правила:

    • если произведение создано в соавторстве, исключительное право действует в течение всей жизни автора, пережившего других авторов и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти;
    • если произведение обнародовано анонимно/под псевдонимом, срок его действия истекает через 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования;
    • если произведение обнародовано после смерти автора, исключительное право действует в течение 70 лет после его смерти;
    • если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, срок действия исключительного права продлевается на 70 лет исчисляясь с 1 января года реабилитации автора;
    • если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права независимо от времени их создания дополнительно продлеваются на четыре года.

    По истечении срока действия авторского права произведение считается перешедшим в общественное достояние. Авторское творение может свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

    Однако, в период срока охраны, нарушение авторских прав влечет за собой привлечение виновного лица к ответственности.

    В соответствии с нормами отраслей права ответственность за нарушение авторских прав подразделяется на административную, уголовную и гражданско-правовую.

    • Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав предусмотрена ст. 7.12 КоАП РФ с наказанием в виде максимального административного штрафа до сорока тысяч рублей для юридических лиц с конфискацией продукцией.
    • Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена ст.146 УК РФ с линейкой наказания от штрафа в 200 т.р. до лишения свободы от 4 до 6 лет.
    • Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторского права предусмотрена четвертой частью ГК РФ и в зависимости от категории нарушенного права включает следующие способы защиты:
      • признание права автора (законного правообладателя);
      • пресечение действий, нарушающих право правообладателя;
      • изъятие у нарушителя материального носителя;
      • взыскание убытков, включая реальный ущерб и упущенную выгоду;
      • взыскание компенсации морального вреда;
      • взыскание специальной компенсации, размер которой варьируется с 10 000 руб. до 5 млн. руб. (ст.1301ГК РФ).

    Законодатель предусматривает ответственность за нарушение авторских прав, однако, автор сам должен активно пользоваться всеми доступными способами защищать свои права.

    Оформление авторского права

    Наиболее часто, подвергаются незаконному использованию объекты интеллектуальной деятельности:

    • Произведения, выраженные в письменной, устной форме (в виде публикаций, публичного произнесения или иного публичного исполнения)
    • Произведения, выраженные в форме изображения (в т.ч. фотографии)
    • Произведения, выраженные в форме звуко- или видеозаписи (фильм, записанная песня, видеоролик)

    В целях защиты авторского права от плагиата, в целях доказательства первоисточника и первообладателя продукта творения можно воспользоваться одним из способов оформления авторских прав:

    • Депонирование объектов авторского права в каталоге Общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» или ином депозитарии результатов интеллектуальной деятельности.
    • Совершение удостоверительной надписи на документе нотариусом (в этом случае фиксируется дата обращения).
    • Подготовка доказательства первоисточника своими силами:
      • отправка произведения на каком-либо материальном носителе по почте заказным письмом с описью вложения;
      • сохранение (например, логотипа) в облачных файлах или на дисках с прикреплением метаданных с датой создания.
    • Использование знака охраны авторского права, проставляя в каждом экземпляре произведения метку © с именем автора или правообладателя и годом первой публикации.
    • Оформление авторского права через Роспатент.

    Порядок регистрации авторского права на программу

    Официальная регистрация в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент) предусмотрена для некоторых объектов авторских прав, в числе которых программы для ЭВМ и базы данных.

    При этом такая регистрация носит заявительный характер. Законом предусмотрено два способа подачи заявки: электронная подача и подача почтовым отправлением.

    Срок регистрации программы ЭВМ и выдачи свидетельства составляет 62 рабочих дня.

    Процедура и документы, необходимые для подачи заявки на государственную регистрацию программы ЭВМ:

    • Заявление с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, место жительства каждого из них, депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ, реферат.
    • Документ, подтверждающий уплату госпошлины.
    • Соответствующими подразделениями Роспатента проводится проверка наличия необходимых документов и материалов, их соответствие предусмотренным требованиям. Если заявка не соответствует требованиям законодательства РФ, уведомление о результат проверки заявки является отрицательным. Документы возвращаются заявителю
    • При положительном результате Роспатент вносит программу для ЭВМ в Реестр программ для ЭВМ.
    • Выдает свидетельство заявителю о государственной регистрации.
    • Публикует сведения о зарегистрированной программе для ЭВМ на официальном бюллетене Роспатента.

    Какие бы способы защиты автором не были выбраны, совершать их целесообразно до обнародования своего произведения.

    Источник: https://rtmtech.ru/articles/ekskurs-v-sferu-avtorskogo-prava/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.