Как оформить авторское право на сценарий

Содержание

Как сценаристу защитить свою идею?

Как оформить авторское право на сценарий

 
Стоит ли показывать синопсис продюсеру? Таким вопросом нередко задаются сценаристы, особенно начинающие. Ведь авторские права не распространяются на идеи (п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Поэтому у авторов возникает много беспокойства и недопонимания по этому вопросу.

Я постараюсь ответить на самые распространенные вопросы и развеять страхи авторов на примере защиты логлайна, заявки, синопсиса и тритмента. Например, у вас замечательный логлайн. Текст логлайна является объектом правовой защиты.

Другое лицо не может использовать текст логлайна без согласия автора, но идея логлайна не охраняется авторским правом и по ней может быть написан сценарий другим лицом.
rawpixel.com Идеи, которыми вы делитесь в устной беседе, например, с другом или продюсером, не подлежат правовой защите.

Услышав вашу идею, другие люди могут использовать ее для своей заявки или сценария и это не будет являться нарушением ваших прав.

Авторские права на вашу идею возникают с момента, когда она выражена в какой-либо объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Например, в форме заявки, синопсиса, тритмента или сценария.

 

Переработка произведений

Тексты сценарных произведений не могут быть опубликованы, изменены, сокращены и т.п. без согласия автора.

Но основной страх молодых авторов, как правило, касается переработки их произведений (прежде всего заявок и синопсисов в сценарные произведения) без их согласия и без выплаты вознаграждения, иными словами «воровство идей».

Рассмотрим ситуацию использования синопсиса другим лицом для написания сценария с правовой точки зрения.

В соответствии со ст. 1270 ГК РФ автору произведения принадлежит исключительное право на произведение, к которому относится переработка произведения (п.п. 9 ч. 2 ст. 1270 ГК РФ). Переработка — это создание производного произведения (например, сценарий на основе синопсиса).

Другое лицо может создать производное произведение только с согласия автора произведения, которое было использовано для создания производного произведения (п. 3 ст. 1260 ГК РФ).

Иными словами, чтобы написать сценарий на основе синопсиса требуется получить согласие автора синопсиса.

freepik.com Вместе с тем, необходимо понимать, что закон охраняет не содержание, а форму произведения. Например, вы не сможете защитить заявку (краткое описание произведения), выполненную на одном или двух листах в случае, если она будет переработана другим лицом в сценарий. Для этого вам потребуется расширить ее до более подробного синопсиса или тритмента. А чтобы суд признал переработку вашего синопсиса или тритмента в сценарий, должна совпадать не просто основная идея произведения, а большая часть сцен. То есть должно быть четко отражено, что за основу сценария действительно взято ваше произведение, и совпадения есть по содержанию, а не только по основной идее и конфликту.

Доказательство авторства

Прежде всего необходимо знать, что авторские права возникают с момента, когда произведение выражено в какой-либо объективной форме и специальной регистрации для возникновения авторских прав не требуется (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

При этом, не имеет значения, закончено ваше произведение или нет. Даже если вы написали только один абзац заявки или одну сцену сценария — они подлежат правовой охране. Также не важно обнародовано или нет ваше произведение. На правовую защиту это никак не влияет.
rawpixel.

com Вместе с тем, в ваших интересах собирать доказательства авторства с первых шагов создания произведения.

Направляя продюсеру ваш синопсис, вы должны не только знать свои права автора и понимать правовые риски, но и иметь на руках доказательства того, что вы являетесь автором произведения.

В качестве доказательств могут выступить:

  • депонирование произведения (регистрация на ваше имя в депонирующей организации);
  • письмо самому себе с вложенным произведением заказным письмом с описью вложения (но его ни в коем случае нельзя открывать до момента судебного заседания, и делать это можно только в присутствии судьи);
  • заверение произведения у нотариуса;
  • рукописи, черновики;
  • переписка по электронной почте;
  • отправка произведения на питчинг, конкурс (сохраняйте все материалы питчинга, буклеты, листовки, где опубликовано ваше произведение);
  • создание рассказа на основе вашего произведения и публикация в издательстве.

Кроме того, отправляя синопсис продюсеру по электронной почте, ставьте в копию вашего друга или юриста.

Подведем итог

freepik.com
 

  1. Наши идеи и логлайны не защищены авторским правом. Большие риски есть также с защитой заявок на 1-2 листах. Если идея дорога, она должна быть изложена в форме достаточно подробного синопсиса.
  2. Закон охраняет форму, а не содержание произведения.

    Правовой охране подлежат сами тексты ваших произведений, а не изложенные в них идеи.

  3. Собирать доказательства необходимо с первых шагов создания произведения.

  4. Синопсисы можно и нужно отправлять продюсерам, но необходимо максимально предотвращать возможные правовые риски (прежде всего, доказательство авторства).

  5. В ваших интересах разбираться в юридическом понятии «переработка» и понимать разницу между заимствованием идеи и переработкой произведения, что существенно сэкономит ваше время, нервы и деньги.

Желаю всем авторам успешной реализации проектов без правовых проблем!

Елена Марина Елена Марина — кандидат юридических наук, специализируется на авторском праве. По второму высшему образованию — режиссер игрового кино (ВГИК, мастерская Ю.В. Кара). Автор курсов: «Авторское право  кинопроизводстве», «Авторское право в сети Интернет».

 
Обложка: ijeab / freepik.com

ПопулярноеСлова

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

Техника

повторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

Обзоры

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

Слова

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

Мнение

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

Репортаж

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

Источник: https://tvkinoradio.ru/article/article15669-soveti-yurista-kak-zashitit-svoyu-ideyu

Сценарий — произведение как объект авторского права

Как оформить авторское право на сценарий

Охраняется ли сценарий произведения авторским правом? Какой статус имеет написанный, но не использованный сценарий? Как защищаются авторские права сценариста? Где можно депонировать или зарегистрировать свой сценарий? Произведения, не являющиеся объектами авторского права: правда или вымысел?

Авторские права на произведения литературы изначально принадлежат создателю такого произведения. Для выполнения работы «на заказ», необходимо соответственно оформить передачу и договор авторского права на произведение. В этом случае автор сохраняет свои неимущественные права, а исключительные – переходят другой стороне.

Владимир Кривцов 2019-05-08T11:29:52+00:00

  • Гарантированная регистрация
  • Стоимость от 15 000 рублей
  • В России и за рубежом

консультация

                Авторские права и их защита – это актуальная тема для современных юристов, авторов и издателей. Удачное произведение может принести своему автору и издателю значительные суммы.

Но что делать, если у нас есть не само произведение, а только сценарий к нему? Считается ли такой «план» и наработки – результатом творческого труда автора, охраняется ли по закону? Попробуем рассмотреть, как сценаристу защитить свои авторские права и интересы в России.

Авторское право: сценарий и его статус

С точки зрения закона, сценарий также является объектом авторского права если его можно квалифицировать как результат творческой и интеллектуальной работы автора. В большинстве случаев, сценарий к фильмам, играм, сценическим постановкам – это отдельное произведение, оно охраняется также, как если бы автор позиционировал его в качестве романа или повести.

Согласно ст.1259 ГК РФ, авторские права на произведения формируются прямо в процессе его создания, что также касается и прав по отношению к созданному сценарию.

Для этого не предусмотрены никакие специальные процедуры регистрации или оформления в России.

Сам текст, специфический сюжет и персонажи – также подпадают под охрану, не могут быть использованы без соответствующего письменного разрешения правообладателя.

!

Фильмы – сложные объекты интеллектуальной собственности, которые включат в себя результаты творческого и интеллектуального труда разных специалистов. Сценарий к фильму может быть составной частью такого объекта интеллектуальной собственности.

Защита авторского права

Отсутствие специфического оформления объектов авторского права для получения соответствующей охраны является одновременно и благом, и трудностью. С одной стороны, автору не нужно выполнять целый комплекс бюрократических и оформительских процедур, оплачивать пошлины. С другой стороны, это может вызвать сложности, когда необходимо защитить свои права на произведения.

Помните!

Презумпция авторства подразумевает, что автором является то лицо, кто соответствующим образом указан на экземпляре, пока не доказано обратное.

Если имело место незаконное присвоение или хищение произведение (в данном случае сценария), то автору будет необходимо в суде доказать, что именно он создал его. В этом случае есть несколько специфических решений, который могут помочь в суде:

1.      Депонирование

Сценарий можно депонировать, т.е. передать на хранение, что может существенно облегчить доказательство авторства.

Само по себе депонирование не является «доказательством», но оно рассматривается как доступ и соответствующие действия с произведением на определенный момент времени.

Подобные услуги предлагает государственная библиотека, РАО (а точнее его партнеры, которым оно делегирует такую возможность), частные компании и структуры.

Подробнее о депонировании.

2.      Заверение у нотариуса

По аналогии с депонированием, нотариус может засвидетельствовать наличие соответствующего экземпляра или рукописи у лица, на определенный момент времени.

Далеко не все нотариусы предоставляют подобные услуги, ссылаются на то, что произведение как объект авторского права не является документом. В этом случае наша компания поможет найти специалиста, который засвидетельствует предъявление сценария.

Этот вариант привлекателен тем, что он дешевле депонирования, может лучше подойти для одного конкретного произведения.

3.      Регистрация авторского права

Сценарии можно зарегистрировать за рубежом, где существует практика советующего оформления и хранения материалов. Например, Гильдия Сценаристов США и Библиотека Конгресса предлагает соответствующие услуги.

Примечательно, что такая регистрация может быть дешевле, чем депонирование в России. Именно к такой практике часто прибегают, когда хотят использовать произведение за пределами РФ, а в частности на территории США.

4.      Письмо самому себе

Одним из архаичных способов подтверждения авторства, который продолжает пользоваться популярностью, является отправка экземпляра или рукописи по почте (где указывается соответствующая дата и время).

Невскрытый и проштампованный конверт автор хранит на случай подобных разбирательств, вскрывает в присутствии нотариуса для засвидетельствования.

Современным аналогом для подобного может считаться электронное письмо с прикрепленным файлом, осмотр которого происходит в присутствии нотариуса.

!

Совет

Команда «Кривцов и Партнеры» помогут доказать и защитить авторские права на произведения. Мы хорошо знаем с какими проблемами могут столкнуться авторы и сценаристы в РФ, возьмем на себя все правовые аспекты, отстоим интересы клиента на любом уровне.

Источник: https://krivcov.ru/scenarij-proizvedenie-kak-obekt-avtorskogo-prava.html

Защитить авторские права — Эльба

Как оформить авторское право на сценарий

Привычный контент — тексты, фото, видео, дизайн и программы — это произведения. Создателям произведений принадлежат авторские права: указывать своё имя, получать деньги за публикацию и некоторые другие по ст. 1255 ГК РФ.

Чтобы считаться автором, не нужно оформлять специальные документы — ст. 1259 ГК РФ. Доказательства  понадобятся, только если контент кто-то украл или возник спор об авторстве.  

Статья о компенсации за нарушение авторских прав

Доказывать, что автор именно вы, можно любыми способами — так пояснил Верховный суд в п. 110 Постановления № 10 от 23.04.2019. Но лучше заранее зафиксировать авторство и дату создания.

Мы собрали известные способы фиксации авторства на контент и программы. Посмотрите, что получилось.

1. Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения

Человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими доказательствами — ст. 1257 ГК РФ. Такой способ фиксации авторства слаб, но в спорах он иногда работает сам по себе.

Фотограф сделал репортажную съёмку с корпоративного футбола охранного агентства. Съёмку ему заказал предприниматель, у которого был договор с охранным агентством. В итоге вышло так, что агентство разместило фото на своём сайте, но денег фотограф ни от кого не получил. Пришлось обращаться в суд для компенсации за использование фото без договора.

Суд взыскал с агентства компенсацию, потому что на каждом фото значилось имя фотографа как автора — дело № 33-9072/201.

К имени и дате можно добавить знак копирайта © и текст с разрешением или запретом перепечатки — ст. 1271 ГК РФ. Копирайт ставят на фото, макете, под текстом, в конце видео, в подвале сайта.

Имя и знак копирайта нельзя удалять. Если кто-то замазал в фотошопе символ © или поставил чужое имя под текстом, можно идти в суд за компенсацией по ст. 1300 ГК РФ.

2. Депонировать произведение

Депонирование работает так. Автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором. В случае спора предъявляет свидетельство, а депозитарий показывает копию произведения. Способ подходит для текстов, фото, рисунков, логотипов, видеороликов, программного кода и сайтов целиком.

Депонированием занимаются Российское авторское общество и Копирус. Это аккредитованные государством организации. Есть ещё частные депозитарии, некоторые предлагают депонировать контент онлайн.

Депонирование — платная услуга. Цена регистрации одного произведения от 250 до 3 500 рублей — зависит от депозитария. Поэтому у депонирования есть смысл, если считаете, что контент ценный и его точно украдут.

Владелец и автор контента интернет-магазина одежды депонировала сайт. Когда дизайн и промоматериалы скопировали, смогла отсудить компенсацию. Помогло свидетельство — дело № 44г-46/2019.

3. Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста

У нотариусов есть услуга — заверение подлинности подписи на документе. Автор приносит распечатку текста, ставит подпись и дату, нотариус заверяет. Таким заверенным экземпляром можно доказать, что скопированный текст автор создал раньше нарушителя. Стоимость услуги в среднем 1500 рублей. 

Но не каждый нотариус согласится визировать подпись под текстом для лендинга или статьёй в блог. Отказ объясняют тем, что обычный текст на бумаге — это не документ. А в Законе о нотариате прямо сказано, что свидетельствуется подпись именно под документом. Поэтому подходящего нотариуса придётся искать.

4. Письмо себе

Автор ставит подпись с датой на экземпляре произведения и отправляет почтой самому себе. Полученный конверт не вскрывается. В случае спора почтовый штемпель подтверждает, что произведение создано до даты отправления. 

Это почти бесплатно — деньги нужны только на почтовое отправление. 

Почтовый способ подходит для произведений, которые можно вынести на бумагу или записать на диск. Но оппонент в суде может говорить, что конверт вскрывали или почтовый штемпель подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.

5. Публикация в соцсетях и блогах

Фото, тексты и видео выкладывают под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа Проза.ру или GitHub. Для надёжности лучше добавить подпись и символ ©. 

Сервер Проза.ру заключает с автором договор-оферту на бесплатное предоставление места для публикации текста или изображения и выдаёт свидетельство с номером.

Личные данные из профиля и дату публикации суды принимают в подтверждение авторства контента наряду с другими доказательствами. Правда, получится, что произведение обнародовано. Поэтому способ не подходит, если автор не хочет показывать свою работу.

У фотографа стащили фото местного железнодорожного вокзала для иллюстрации текста об услугах компании на сайте. Доказать авторство в суде в споре за компенсацию помогла публикация фото в профиле — дело № 33-2098/2018.

В другом деле фотограф подтвердил авторство украденных агентством недвижимости фото пляжа публикацией в фотоблоге со знаком Copyright © — дело № 2-2531/2016.

6. Залить произведение на облачное хранилище

Когда пользователь регистрируется в облачных хранилищах наподобие Яндекс.Диска, он указывает имя, телефон или электронную почту. При загрузке файла в хранилище фиксируется дата. Имя пользователя и дата подтверждают авторство.

Для суда понадобится принести протокол осмотра нотариусом страницы сервиса. Такая услуга нотариуса стоит примерно 7 000 рублей за страницу. В случае выигрыша суд обяжет ответчика возместить эти деньги. 

Телеканал показал видеоролик без разрешения и указания автора. Автор доказала, что спорное видео принадлежало ей раньше показа в эфире с помощью единственного доказательства — протокола осмотра сайта Яндекс.Диск — дело № 33-28581/2017.

7. Хранить исходники 

Способ подходит для фото, видео, дизайн-макетов. Главное здесь — сохранить необработанный объект, желательно с датой и подписью автора.

Например, для фотографий сохраняют исходники в формате RAW с указанием в метаданных времени съемки, модели камеры и имени фотографа. Для дизайна — рисунки от руки или, например, в формате PSD.

Текстильная фабрика вырезала из детской книги изображения котов и разместила их на ткани. Автор книги и иллюстраций не давала на это согласие и пошла в суд за компенсацией. Суд принял в доказательство авторства рисунки котов — дело № 33-21698/2019.

8. Договоры на создание произведения

Текст, макет или программу на заказ автор создаёт на основании договора. Такой договор вместе с актами и техзаданиями можно предъявить суду — там имена и даты.

Сценарист спорил в суде с кинокомпанией об указании себя соавтором в титрах к сериалу. Авторство помог доказать договор авторского заказа на создание литературного сценария к сериалу и акт выполненных работ — дело № 11-35888/2013.

9. Зарегистрировать программу в Роспатенте

Программы и базы данных авторы по желанию регистрируют в Роспатенте по ст. 1262 ГК РФ.  

Для этого подают заявку и депонируемые материалы с рефератом. Орган вносит программу в Реестр и выдаёт свидетельство о государственной регистрации. Считается, что сведения в Реестре достоверны, пока  не появятся доказательства, что код написали не вы.

Услуга регистрации для граждан стоит 3000 рублей.

Чтобы потом продать права на такую программу понадобится перерегистрация в Роспатенте на нового правообладателя.

Разработчики создали программу для электронного учёта транспортных средств и оформили регистрацию. 

Демоверсию показали ГИБДД. После теста ГИБДД отказались покупать лицензию, но разместили аналогичную программу на своём сайте. Добиваться удаления программы и выплаты компенсации пришлось в суде.

Авторство кода разработчики подтвердили с помощью данных из Реестра. Для доказывания плагиата сделали экспертизу — дело № 11-36905/2013.

Статья актуальна на 28.01.2021

Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/1367/author_defence

5 способов защитить авторские права сценариста

Как оформить авторское право на сценарий

экспертная колонка

Цикл просветительских публикаций юридической компании SHATTERS

Управляющий партнёр SHATTERS Вячеслав Рябков разбирает злободневные темы в сфере юридических аспектов кинопроизводства.

Юридические консультации
+7 (495) 641-77-69
law@festagent.com Вячеслав Рябков — управляющий партнёр юридической компании SHATTERS, советник Российской Федерации 2-го класса, член Ассоциации юристов России, официальный юридический партнёр Молодёжного центра Союза кинематографистов России. Занимается юридическим сопровождением полнометражного и короткометражного кино, телевизионных сериалов и документальных фильмов.Вячеслав преподаёт курс «Правовые основы кинематографии» в Академии кинематографического и театрального искусства Н. С. Михалкова (в 2016, 2017, 2018), курс «Юридические основы кинопроизводства» в Высшей школе кино «Арка» (2018) и регулярные однодневные мастер-классы на тему «Право и кино».

Руководил юридическим отделом Министерства печати и телерадиовещания, работал с российскими кинокомпаниями, телеканалами и радиостанциями, рекламными, event и PR-агентствами. Проводил тренинги сотрудникам Газпром-Медиа. Выступал на XVI Форуме по интеллектуальной собственности.

Защита своих идей, синопсиса и сценария — пожалуй, самая востребованная в нашей практике тема среди начинающих авторов. Связано это прежде всего с тем, что каждый сценарист уверен: «Украдут! Присвоят! Исказят!». Как избавиться от подобных страхов? Разберём 5 возможных вариантов предотвращения этих ужасных событий. Вспомните прекрасную песню «Если у вас нету тёти», которую мы слышим на Новый год в кинофильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Смысл её очень прост: невозможно потерять то, чего у тебя нет. На мастер-классах и занятиях нам часто говорят примерно следующее: «Я написал отличный сценарий, но никому его не показываю, так как боюсь, что его украдут», «У меня есть отличная идея, но мне нужно её как-то защитить, поэтому я пока никому о ней не рассказываю». И тому подобное.

Кажется, если никому не показывать свой сценарий, риск его потерять минимальный. Разве что у вас, как у Михаила Жванецкого когда-то, текст выкрадут физически.

Запомните:авторское право охраняется с момента его возникновения в объективном виде. То есть если вы написали текст/рассказ/сценарий — это уже ваше и уже охраняется. Чем больше людей знают, что вы автор данного произведения, тем лучше для вас.

Поэтому смело давайте почитать свой сценарий. Но старайтесь отправлять его не одному адресату, а нескольким. Повторю: когда несколько людей знают, что вы автор произведения, возможность украсть его сводится к нулю. Направляя сценарий продюсеру, ставьте в копию кого-то из ваших друзей или близких. В случае спора вы сможете привлечь их в качестве свидетелей. Кроме того, это оказывает психологическое воздействие на адресата, так как факт направления ему сценария известен другим, а значит нагло присвоить его не получится. Скрывая сценарий, вы значительно повышаете шансы его хищения. Доказывать, что именно вы автор сокрытого ото всех текста будет очень и очень затруднительно, ведь в современном мире практически не существует текстов, написанных от руки.

Совет для особо мнительных: всё, абсолютно всё пишите ручкой на бумаге, авось, экспертиза подтвердит ваш почерк и дату написания.

Один из самых любимых начинающими сценаристами вариантов — отправка текста самому себе по почте. Правда, некоторые под «почтой» понимают электронную. Но нет, мы говорим о настоящем бумажном письме. Можно ли так делать? Можно. Эффективно ли это? Весьма спорный вопрос.

Как правильно отправить письмо самому себе

Письмо желательно отправлять:

  • заказное,
  • с уведомлением о вручении,
  • с описью вложения.

В описи пишем: «Сценарий художественного фильма «___» на ___ листах»

После получения письма и уведомления о вручении себе любимому храним всё это как зеницу ока. Вскрывать конверт можно только в суде или при нотариусе.

Практическая польза этого способа, на наш взгляд, невелика. И конверт легко повредить, и другие варианты более эффективны. Но так как этот способ дёшев, его можно использовать наряду с остальными.

Обращаясь к этому варианту, будьте бдительны, всё может пойти не по плану. Например, так:На федеральном канале выходит фильм. Начинающий автор узнаёт свой сценарий, но в титрах указан другой человек. Автор бежит к продюсеру: «Вы меня обманули! Сказали, что это очень плохо! Я больше никому не посылал! Перестал писать! А вы взяли и сняли фильм! Я вас засужу!». Продюсер интересуется, чем сценарист докажет своё авторство. Тот вынимает заветный конверт: «Вот! Сам себе отправил, перед тем как вам! Тут доказательство!». Продюсер усмехается и говорит, что в конверте может быть всё что угодно. Откуда знать, что там именно тот сценарий? Автор в исступлении рвёт конверт и кидает сценарий на стол продюсеру: «Это тот самый!». Тут продюсер начинает истерически хохотать и выгоняет гостя. Вопрос: Что не так сделал автор?Ответ: Уничтожил доказательство.

Когда конверт есть, но вскрыть его нельзя, просто уверенно говорите, что доказательство существует и что в суде оно будет предъявлено.

«Что это такое?», «Если я зарегистрирую произведение в Российском Авторском Обществе, значит, я прошёл проверку и я автор?», «Если у меня есть свидетельство РАО, никто ничего не сможет украсть?» — примерно такие вопросы приходится слышать, когда речь заходит о депонировании.

Депонирование это не оформление сделки и не нотариальное удостоверение авторства. Никто никого на плагиат не проверяет. Вот что написано на сайте РАО: «Регистрация произведений осуществляется в целях своевременного и правильного распределения и выплаты авторского вознаграждения.

Она производится на основании заявления автора (заявительный порядок регистрации). Она не подтверждает авторства на произведения, а необходима только для распределения и выплаты вознаграждения. Такая регистрация свидетельствует о том, что правообладатель объявил себя автором конкретных произведений и поручил РАО сбор вознаграждения за их использование.

Споры об авторстве рассматриваются непосредственно авторами в судебном порядке».

Говоря совсем просто, можете хоть «Войну и Мир» принести и объявить себя автором (в качестве эксперимента мы проделали подобное с романом «Герой нашего времени») — вас всё равно зарегистрируют и выдадут красивое свидетельство. Так в чём же смысл?

Смысл депонирования в РАО

  1. В одной из старейших и очень уважаемых организаций сохраняется оригинал вашего произведения с отметкой даты его создания. В случае возникновения спора всегда есть независимая сторона (РАО), которая подтвердит, что именно вы были первым.
  2. Психологический аспект. Направляя произведение продюсеру, вы сразу указываете номер свидетельства о депонировании. После этого мысли о плагиате резко сокращаются.

Кто, кроме РАО? Процедура депонирования не является лицензируемой деятельностью и фактически осуществлять её может любое лицо. Например, мы — SHATTERS. Главное, чтобы один экземпляр произведения, подписанный автором на каждой странице, оставался на хранение в организации. Именно этот экземпляр и является вашей доказательной базой.

«Что делать, если мой сценарий украден и вор получил свидетельство РАО? Теперь он угрожает мне за использование моего же сценария!»

Да, встречаются и настолько наглые субъекты. Ваша задача — найти любые документальные доказательства того, что сценарий создавали именно вы. Далее рекомендуем обратиться к профессионалам, которые помогут не только вернуть украденное, но и наказать подлеца. Очень похоже на предыдущий способ. В целом всё то же самое: один экземпляр передаётся на хранение нотариусу. Обычно это стоит дешевле, чем в РАО, но лучше уточнить.

Следует помнить, что не каждый нотариус согласится удостоверять ваш сценарий, особенно объёмный. Опять же, этот момент лучше заранее уточнить у конкретного специалиста.

Библиотека Конгресса США — крупнейшая библиотека мира, специальный отдел которой занимается оформлением авторских прав. Сделать это можно онлайн, заполнив нужный бланк на сайте. Кроме передачи своего произведения на сохранение в Библиотеку конгресса, вы можете зарегистрировать сценарий в Гильдии сценаристов США (Восток и Запад).

Возможно, такая регистрация имеет смысл, когда вы изначально пишете сценарий для продажи за границу. В российском суде с высокой долей вероятности в качестве доказательства это не пройдёт.

Идеи не охраняются! Если вам в голову пришла грандиозная идея, вы её кому-то описали (долго так, часа четыре рассказывали всё, что придумали), а этот человек, вернувшись домой, написал по ней рассказ или сценарий — единственным автором произведения будет именно он. Охраняется только то, что существует в объективной форме. То есть зафиксировано. Вячеслав РябковИллюстрации: кадры из мультфильма «Фильм, фильм, фильм» (студия «Союзмультфильм», реж. Фёдор Хитрук, 1968)6 декабря 2018

Источник: https://festagent.com/ru/journal/law-screenwriter

Как доказать авторство на сценарий

Как оформить авторское право на сценарий

“Лига Кино” киношкола и киносообщество

Зачастую приходится слышать вопрос «как запатентовать сценарий». Вопрос вполне логичный, ведь многие наслышаны о процедуре патентования и знают, что без патента изобретателю свое техническое решение не защитить.

Вместе с тем получить патент можно лишь на три объекта: собственно, на изобретение, полезную модель (технические решения) и промышленный образец (по сути дизайн).

Не вдаваясь в характеристики объектов патентных прав, отметим, что сценарий, являющийся литературным произведением, к ним не относится.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав на сценарий не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей (согласно статье 1259 ГК РФ).

Авторское право на сценарий возникает с момента его создания. При этом, лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре сценария, считается его автором (согласно статье 1257 ГК РФ).

Это называется «презумпцией авторства».

Означает ли это, что достаточно распечатать сценарий на принтере, проставить на титульном листе свою фамилию и более ни о чем не беспокоится? В теории да, но на практике всё сложнее. Как доказать, что ваш экземпляр сценария создан вами на определенную дату, если кто-то оспорит ваше авторство?

Ниже мы рассмотрим меры, которые можно предпринять для доказательства вашего авторства.

Депонирование сценария в Российском авторском обществе (РАО)

http://rao.ru/for-rightholders/deponirovanie-neobnarodovannyh-proizvedenij/

РАО является негосударственной некоммерческой организацией, основная сфера деятельности которой относится к коллективному управлению правами на музыкальные произведения. Вместе с тем РАО много лет предоставляет услуги по регистрации и депонированию различных категорий произведений, в том числе сценариев.

Для регистрации необходимо заполнить заявление, предоставить 2 прошитых экземпляра сценария и уплатить установленный РАО тариф. За депонирование сценария объемом от 100 до 200 страниц придется заплатить 4 366 рублей.

После регистрации заявитель получает свидетельство о регистрации и депонировании с наименованием сценария и датой внесения соответствующей записи в реестр, а также экземпляр с печатью РАО. Второй экземпляр сценария остается на хранении в РАО.

Плюсы:

· Регистрации РАО – вероятно, наиболее востребованный способ обеспечения доказательства авторства.

Минусы:

· Относительно высокая стоимость;

· Относительно долгая процедура – выдача свидетельства осуществляется в течение 20 рабочих дней.

Нотариальное удостоверение времени предъявления сценария

В отличие от максимально прозрачной процедуры депонирования сценария в РАО, работа с нотариусом не так предсказуема.

Не все нотариусы готовы удостоверить время предъявления произведения, более того, не все понимают, о чем идёт речь.

Некоторые нотариусы не работают с такими объемными произведениями, как сценарий полнометражного фильма, так как испытывают трудности с хранением второго экземпляра произведения. Стоимость услуги также может сильно разниться.

Если исходить из наиболее вероятного порядка работы с нотариусом, то автору также необходимо заполнить заявление, принести два экземпляра сценария, заплатить 2100 рублей (тариф – 100 р. + 2000 р. – стоимость правовой и технической работы), получить свидетельство и экземпляр произведения с удостоверительной надписью. Второй экземпляр сценария остаётся в архиве нотариуса.

Плюсы:

· Удостоверение времени предъявления документа у нотариуса – достаточно распространенный способ обеспечения доказательства авторства.

· Процедура не занимает много времени, осуществляется при заявителе.

Минусы:

· Несмотря на более низкую стоимость в сравнении с услугами РАО, предоставление каждого сценария нотариусу может быть обременительно.

Отправка самому себе конверта со сценарием (однодолларовый способ/дедовский способ)

Данный способ активно рекомендуют друг другу авторы, а также некоторые юристы. Его суть сводится к отправке сценария самому себе в запечатанном конверте (бандероли), чтобы почтовое отделение проставило на нём штамп с датой и таким образом «удостоверило» время создания произведения.

Определенная логика в данном способе есть, однако, автор настоящей статьи ни разу не сталкивался с применением данного способа в конкретном судебном деле.

Впрочем, так как стоимость отправки 120 страничного сценария по городу стоит около 200 рублей, возможно у кого-то появится желание испытать его на практике.

Плюсы:

· Низкая стоимость;

· Простейшее «оформление»

Минусы:

· Подтверждение действенности способа отсутствуют

Регистрация сценария в бюро по авторским правам США при Библиотеке Конгресса

https://www.copyright.gov/registration/)

Если мы говорим о сценарии, созданном в России и предназначенном для российского рынка, регистрация в бюро по авторским правам США при библиотеке конгресса, по мнению автора настоящей статьи, смысла не имеет. В частности, существует отечественная судебная практика, которая ставит под сомнение правовое значение такой регистрации в отношении российского произведения.

Подключаем фантазию

По аналогии с «однодолларовым способом», по мнению автора данной статьи, можно отправить свой сценарий самому себе или иному лицу по электронной почте, воспользовавшись одной из популярных почтовых служб (Gmail, Яндекс-почта).

В этом случае дата отправки/получения будет зафиксирована в соответствующем почтовом сервисе. Впоследствии, в случае нарушения исключительного права на сценарий, можно обратиться к нотариусу с просьбой осмотреть электронную почту и подготовить протокол осмотра.

Протокол нотариального осмотра электронной почты можно предъявить в суде в качестве доказательства авторства. Вместе с тем действенность данного способа является предположением автора настоящей статьи.

Стоимость осмотра электронной почты зависит от конкретного нотариуса, однако, как правило, составляет 3000 рублей + 3000 рублей за каждую страницу протокола.

Плюсы:

· Отсутствие затрат и каких либо специальных действий до момента нарушения права;

Минусы:

· Подтверждение действенности способа отсутствуют;

· Относительно высокая стоимость услуг нотариуса в случае выявления нарушения.

Все указанные выше меры обеспечения доказательств основываются на презумпции авторства.

Вместе с тем, разумеется, при судебном разбирательстве могут использоваться иные доказательства: объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, консультации и пояснения специалистов, вещественные доказательства, аудиозаписи видеозаписи. Вопрос, является ли конкретное лицо автором текста, может быть поставлен автороведческой экспертизой.

Тем не менее, практика показывает, что лучше подготовиться к возможным разбирательствам заранее.

Ведущий рубрики Артур Шведчиков — специалист по интеллектуальному праву.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5aa914ad79885e0c3fe8e459/kak-dokazat-avtorstvo-na-scenarii--5abe7c67c3321bd8d89a1088

Как оформить авторское право: инструкция по регистрации

Как оформить авторское право на сценарий

Я тебя породил, я тебя и зарегистрирую! Ответственность за авторское право лежит исключительно на плечах создателя произведения. Что это дает, как доказать и оформить авторское право?

Что такое авторское право?

Предположим, вы сделали стул. Вы гордитесь дизайнерским решением и не хотите, чтобы первый прохожий сидел на нем или того хуже — унес или сдавал за плату. Это только ваш стул и вам распоряжаться его судьбой: кто, когда, за какую сумму и будет ли на нем сидеть. Потому что у вас есть на него авторское право, которое позволяет:

  • единолично владеть;
  • признаваться автором;
  • нарекать и обнародовать произведение;

Авторское право дает волю распоряжаться, возможность получать прибыль, и именно оно — щит от воров интеллектуальной собственности.

На что распространяется авторское право?

Авторское право распространяется на произведения скульптуры (стулья в том числе), живописи, литературы, музыки, кино, фотографии, хореографии и даже на программное обеспечение, географические карты и многое другое.

Регистрируем авторское право

Доказать свое авторское право просто. Сделали стул — вы автор по умолчанию. В России действует презумпция авторского права: создателем является тот, кто указан на произведении, если не доказано иное.

Для защиты правообладатели ставят на каждом экземпляре:

  • знак охраны авторского права ©;
  • имя, псевдоним, название компании (группы лиц);
  • год первого издания произведения.

Не всегда этого достаточно. Если злоумышленник присвоил стул, то можно подать на него в суд. Здесь вам придется доказывать право на авторство. Как же, ведь вы помните, как были воодушевлены плавностью веток ели и скрупулезно вытачивали перекладины спинки. Но правым в спорной ситуации будет тот, кто докажет первенство создания произведения.

Депонирование авторского права

Чтобы спать спокойно, авторы регистрируют произведения: заверяют у нотариуса дату и время подписания экземпляра, регистрируют авторское право в Российском авторском обществе (РАО), Едином депозитарии результатов интеллектуальной деятельности (ЕДРИД) или в иной организации. Передача копии произведения на хранение называется депонированием.

Депонировать авторские права — значит, зафиксировать, что творение уже существовало в данном виде в определенное время. Документ, полученный при депонировании, доказывает авторство.

Последовательность действий:

  • обратиться в инстанцию;
  • передать копию произведения и документы владельца;
  • оплатить пошлину (ЕДРИД — 1200 руб., РАО — в зависимости от объема, около 3500 руб. за 100 страниц);
  • получить свидетельство правообладателя.

Процедура доступна для любого вида произведений. Главное, зафиксировать дату создания.

Как зарегистрировать авторское право на музыку или песню

Что делает композитор, диджей — автор любого аудио произведения:

  • записывает музыку/песню на диск;
  • иной вариант — пишет ноты/слова произведения;
  • указывает дату создания (к цифровому носителю можно прикрепить метаданные);
  • заявляет имя автора;
  • сохраняет у себя или для большей надежности депонирует произведение в специальной инстанции.

Композитор может продать (или отдать) свое творение. Например, на радиостанцию. Автор имеет право на вознаграждение при публичном исполнении, выпуске в эфир и других воспроизведения композиции. Или на компенсацию, если “пиратская радиостанция” использует произведение без разрешения.

При регистрации авторского права на музыку владельцами могут значиться несколько человек. Отдельных прав (указание имени, денежные отчисления) на музыку может требовать продюсер, который организовал создание произведения. Если такой пункт есть в договоре.

Как зарегистрировать авторское право на литературное произведение

Литератору необходимо:

  • создать копию произведения в печатном и в электронном виде;
  • на всех экземплярах указать имя автора и дату создания;
  • как вариант — отправить произведение себе на электронную почту (подтверждение даты);
  • сохранить у себя или обеспечить гарантию защиты авторских прав и заверить экземпляр.

Литераторы получают прибыль, если произведение купило издательство. В зависимости от условий контракта автор имеет гонорар и процент от переизданий. Общая сумма пополнится при экранизации книги.

Однако литератор не получает денег, если произведение цитируют, печатают фрагмент, передают в безвозмездное пользование библиотекам.

Как зарегистрировать авторское право на сайт, логотип или дизайн

Часто логотипы, сайт, дизайн создают с целью продажи. Продаете творение, а вместе с ним и авторские права. Также можно выкладывать продукт на специализированные стоки с целью привлечения клиентов. Как дизайнеры закрепляют за собой авторское право:

  • защищают произведение водяными знаками;
  • сохраняют их в облачных файлах или на дисках с прикреплением метаданных с датой создания;
  • отдают копию диска или фотографируют созданный контент и депонируют в патентном бюро.

В интернете плагиат — частое явление. Регистрация авторских прав в сфере дизайна защищает от наглых воров, но подсмотреть идеи легко. Вряд ли получится судиться с компанией, выпускающей “Абибас” с четырьмя узнаваемыми полосками.

Не стоит огорчаться: умный человек всегда отличит подделку, а массовое копирование лишь подтверждает удачность оригинала.

Сколько лет действует авторское право?

Авторское право действует на протяжении всей жизни создателя произведения. После смерти права еще 70 лет принадлежат наследникам, а затем переходят в достояние общественности. К этому правилу есть некоторые дополнения.

  • Действие авторского права дольше, если творение создали несколько людей — тогда 70 лет измеряется с момента смерти последнего из них.
  • В течение 70 лет с даты обнародования авторское право длится, если: автор выступил под псевдонимом или анонимно, произведение увидело свет после его смерти или с года реабилитации (при репрессии).

Источник: https://rtiger.com/ru/journal/instruktsiya-po-registratsii-avtorskogo-prava-ot-a-do-ya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.