Когда начали регистрировать браки

История становления института брака в России

Когда начали регистрировать браки

История становления института брака в России

Фгбоу впо «шгпи»

Традиция связывать брак с соблюдением определенной процедуры его оформления, характерная для российского права, восходит, как это принято считать, к праву Византии, когда в конце IX столетия (около 893 г.

) император Лев Мудрый издал закон, предписывающий вступать в брак не иначе как посредством церковного венчания [4]. Только такой брак получал государственную поддержку; несоблюдение же формы, предписываемой государством и канонами государственной религии, вело к признанию заключенного союза незаконным.

Спустя два столетия требование узаконения брака было распространено и на низшие слои общества — рабов и крепостных.

Рассматривая зарождение института брака, можно увидеть, что возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак – соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа.

Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность [5].

Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII – XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», как подчеркивает в своей работе «Психология семьи» – «…женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа.

Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» – старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – доме и семье…

» [3].

Истории древней Руси известны несколько способов заключения браков. Среди них наиболее древний – похищение невесты женихом без ее согласия, однако постепенно увозу невесты начинает предшествовать сговор с ней.

В древние времена существовал и такой способ заключения брака, как покупка невесты у ее родственников.

При этом согласие невесты на брак не имело существенного значения, хотя уже в Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.

В середине сороковых годов Указом Синода запрещаются браки, лиц, старше 80 лет. “Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно” [7]. С 1775 года “семейное законодательство” пополняется новыми правилами.

Заключение брака с 1775 года могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты.

Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты.

Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

Законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы касающиеся семейно-брачных отношений входят в свод гражданских Законов.

В дореволюционном русском праве действительным признавался только религиозный брак. Однако и становлению религиозного брака предшествовали иные формы заключения брачных отношений.

В первые годы после осуждения старых обрядов на соборах гг. староверы не испытывали серьезных затруднений в проведении таких таинств как венчание и крещение.

После революции 1917 года начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 года вышел декрет “О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся” [1]. Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах.

Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились.

Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьях и сестрами), а также наличие другого не расторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей.

В дореволюционной России зачастую признанные незаконнорожденные дети знатных родителей не имели права носить фамилию своего настоящего отца, а только ее сокращенный вариант – один из примеров – Иван Бецкий, известный деятель екатерининских времен – незаконнорожденный сын князя Трубецкого. Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке [6].

Тогда же принят декрет “О расторжении брака” [2]. На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов.

22 октября 1918 года был принят первый “Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве”. Законодательно устанавливается, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст остался прежних: 16 и 18 лет.

Согласно этому кодексу при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось. Уравниваются в правах законно и незаконнорожденные дети в отношении родителей и их родственников.

Мать ребенка, рожденного вне брака, имела право не позднее чем за три месяца до разрешения от бремени подать заявление об установлении отцовства. Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным. В 1923 году началась разработка нового кодекса.

Проект с первого раза не был принят, и в 1925 году его вынесли на всенародное обсуждение был вынесен новый кодекс законов о семье и браке. Спустя год он был принят. Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям.

Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку. Так, в ст. 52 сказано, что «… Церковные и религиозные браки, заключенные до 20 декабря 1917 года с соблюдением прежде действовавших законов гражданских (прежний Свод законов, т. X, ч. 1, изд. 1914 г.), имеют силу зарегистрированных браков…».

Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и, женщин – 18 лет.

В 1969 года принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак.

Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах загса.

Таким образом, в советской России институт брака подвергается существенным изменениям. Позже, в 1995 году возникал потребность в реформировании семейного законодательства.

В связи с этим в 1994 году Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 года и вступил в действие с 1 марта 1996 года.

Литература:

1. Декрет ВЦИК и СНК «О гражданском браке и о детях, и о ведении книг актов гражданского состояниядекабря 1917 г. // Хрестоматия по истории государства и права России-. М., 2001. – С. 387.

2. Декрет о расторжении брака 19 февраля (4 марта) 1918 года // Русская православная церковь и коммунистическая государство. . М.: 1996. – С. 17-18.

3.  Психология семьи. – М., 19с.

4.  Византийское Богословение: исторические тенденции и доктринальные темы // Антропология, 2005. – № 4. – С.11-13.

5.  Римское частное право: Учебник / Под. ред. проф. и проф. . – М.: Юристъ, 20с.

6.  История нравов / Пер. с нем. . – Смоленск: Русич, 20с.

7.  Церковное право. – М., 20с.

Проекты по теме:

Поиск
Вики
Архив
Мир
Наука
Бизнес
Право
Факультеты
Литература
Культура
Юриспруденция
История

Источник: https://pandia.ru/text/77/422/15985.php

История заключения браков на Руси

Когда начали регистрировать браки

На Руси женить молодых было принято рано “чтобы не забаловали”. Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет.

При ранней женитьбе совершенно было естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака.

Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками.

Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась.
Но иногда, первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком.

Она смотрела, хороша ли невеста, умна ли, “не безъязычна ли и речью во всем исполнена”. Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог.

Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.

Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно. После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству.

Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято.

Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение.

Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам “делал приданое” или передавал родителям невесту некоторую сумму денег – старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.

Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. В сенник приносили лари с зерном, бочки.

https://www.youtube.com/watch?v=3VoL0l9SidE

Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты – на ней было плотное покрывало – прообраз сегодняшней вуали. Обычно после 4–5 перемен кушаний посаженый отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых “чесать и крутить”, т.е.

венчать. После венчания снова устраивали застолье, невеста была уже открыта, девичий венец сменен на “бабий убор” – повойник, и должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни.

Перед тем как покинуть свадебный пир муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного “хозяина” к другому. После этого в положенное время молодой муж уводил суженную в сенник.

Молодых сопровождали все гости и если кто-то случайно перебегал дорогу “свадебному поезду”, то мог и попасть под саблю возглавляющего процессию ясельничего.

Оставшись наедине молодым предстояло выполнить еще один старинный обычай: между женихом и невестою происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета.

Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей будет счастье, в противном случае значило, что ей придется угождать мужу и разувать. Другой дошедший вариант обряда разувания супруга, бытовавший в Сибири и за Уралом – жена моет ноги супругу.

Когда молодые в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил с обнаженным оружием ясельничий для предохранения от всякого лиходейства.

Через некоторое время он справлялся о здоровье жениха, если тот отвечал, что в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых.

После свадьбы еще в течение нескольких дней (порой до месяца – в зависимости от состоятельности семей и местных обычаев) продолжались гуляния.

XVI-XIX века

В Российском государстве до XVII века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 г.

царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 г. эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, запрещалось женить “дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся”.

С этого же года всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния.

В середине 40-х гг. этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет. “Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно”. С 1775 г. “семейное законодательство” пополняется новыми правилами.

Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты.

Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин.

Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

Законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят в свод гражданских Законов.

Вот, например, что гласят статьи 106 и 107: “Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостать и облегчать ей немощи”, “жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома”.

Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

Начало XX века

В дореволюционной России не существовало единого для лиц всех вероисповеданий “семейного кодекса”. Вопросы заключения брака и ведения актов гражданского состояния находились в ведении церкви.

Поэтому лица разных вероисповеданий попадай под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии.

Парам, принадлежащим к различным конфессиям, для заключения брака требовалось разрешение верховных лиц государства и той церкви, к которой они принадлежали. В большинстве случаев требовалось принятие супругами единой веры.

После революции 1917 г. начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 г. вышел декрет “О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся”. Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах.

Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились.

Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей.

(В дореволюционной России зачастую признанные незаконнорожденные дети знатных родителей не имели права носить фамилию своего настоящего отца, а только ее сокращенный вариант – один из примеров – Иван Бецкий, известный деятель екатерининских времен – незаконнорожденный сын князя Трубецкого). Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Тогда же принят декрет “О расторжении брака”. На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннего заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов.

До революции для получения разрешения на развод требовалось разрешение Синода (семейным парам, исповедавшим православие) или Папы Римского (для католиков). Расторжение брака не приветствовалось церковью и обществом.

Так, например, на того из разведенных супругов, кто признан виновным, накладывалось церковное покаяние, запрет на последующие браки.

22 октября 1918 г. был принят первый “Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве”. Законодательно устанавливается, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст остался прежних: 16 и 18 лет.

Перечень препятствий к заключению братца по сравнению с предусмотренным указом 1917 г. был расширен. В качестве препятствия теперь рассматривалось также состояния в другом нерасторгнутом браке.

Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признанием брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения.

Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом нерасторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства:, брак с недееспособным. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке.

Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась.

Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно.

Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.

Уравниваются в правах законно и незаконнорожденные дети в отношении родителей и их родственников.

Мать ребенка, рожденного вне брака, имела право не позднее, чем за три месяца до разрешения от бремени подать заявление об установлении отцовства.

Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным.

II половина XX века

В 1923 г. началась разработка нового кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 г. его вынесли на всенародное обсуждение, был вынесен новый кодекс законов о семье и браке. Спустя год он был принят.

Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку.

Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и, женщин – 18 лет.

Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода.

Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданным после рождения ребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

В 1944 г. принимаются неожиданно регрессивные указы: о запрещении установления отцовства детей рожденных вне брака и о признании брака как существующего только у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи с чем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться.

Была усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Сама процедура расторжения брака стала более сложной. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе.

Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов.

В 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт “Основы законодательства о браке и семье Союза ССP и республик”. В целом расхождение между законодательством отдельных республик было не слишком значительным.

С 1969 г. принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак.

Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах загса.

Существенные изменения в 1995 г. были внесены в правовое регулирование усыновления. Однако с помощью внесения отдельных изменений в КоБС 1969 г.

невозможно было произвести необходимое реформирование семейного законодательства. В связи с этим в 1994 г.

Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Ирина Хомченкова, источник edem.ru

Источник: https://videolog.ru/publications/wedding/50

История брака: для кого и зачем?

Когда начали регистрировать браки

Вот уже несколько тысячелетий основной моделью взаимоотношений мужчины и женщины является супружеский союз. Но все течет, все меняется. На протяжении веков считалось, что главное в браке — долг.

Гуманистические идеи совершили революцию в общественных умонастроениях, и основой брака стали считать любовь.

А в наше нестабильное время, когда вновь рушатся старые идеалы, что стало с институтом брака? И какое у него будущее?

Брак как клановая выгода

Историки утверждают, что институт брака появился более четырех тысяч лет назад. В условиях первобытно-общинного строя устойчивые брачные отношения были редкостью.

Семьи состояли из групп в несколько десятков человек — небольшого количества мужчин и намного большего числа общих женщин и детей. Но с развитием общества люди стали нуждаться в более стабильной структуре взаимоотношений мужчин и женщин.

Первая документально подтвержденная брачная церемония, соединявшая одного мужчину и одну женщину, была отмечена в Месопотамии примерно в 2450 году до н. э.

И затем тысячелетия брак был инструментом обеспечения экономической, политической и половой иерархии. В подавляющем большинстве обществ прошлого считалось, что люди не должны свободно выбирать своих брачных партнеров, особенно на таком шатком основании, как любовь.

Главной целью брака был не столько правильный выбор партнера для совместной жизни в любви, сколько правильный выбор родни по линии супруга или супруги. Так, в родоплеменных сообществах брачные союзы создавали узы между кланами.

А в период Античности, в эпоху Средневековья и Нового времени — до конца XVIII века — с помощью брака высшие классы объединяли состояния, формировали военные коалиции, закрепляли мирные договоры, добивались более высокого социального статуса и политического могущества; представители среднего класса стремились обзавестись родней «со связями», а приданое невесты зачастую становилось для мужчин большим материальным подспорьем; низшие же классы — крестьяне и ремесленники — приобретали таким образом новых работников в семью и налаживали связи с соседями.

Родители считали само собой разумеющимся право устраивать женитьбу детей, а порой и расторгать браки, заключенные без их согласия. Незаконнорожденные дети не имели никаких юридических прав по отношению к семьям родителей, что также являлось одной из причин укоренения прочного института брака, как главной движущей силы в продолжении рода.

Даже законные жены и дети были лишены многих элементов правовой защиты. Конечно, и в прошлом многим людям удавалось создать семьи «по любви», но это было скорее счастливым стечением обстоятельств.

Любовь и мораль

Все начало меняться благодаря идеям Просвещения, поставившим под сомнение право старшего поколения и государства диктовать условия молодым.

Общественным идеалом стал свободный выбор партнера, основанный на любви и совместимости характеров, и к началу XIX века критерием успешности брака стала забота его участников друг о друге и о детях.

Новые идеи побудили многие страны облегчить процедуру развода, но и породили ряд проблем и вопросов. И главный среди них — что будет побуждать людей жить в браке после того, как любовь угаснет?

Моралисты забили тревогу. И в чем-то они были правы. Количество разводов неуклонно увеличивалось. Но все-таки консервативное отношение к институту брака, когда главой и хозяином в семье считается муж, а женщине отводится подчиненная роль, сохранилось вплоть до семидесятых годов XX века.

Так, еще в 1950-х годах наилучший шанс на прочный брак женщинам давало замужество с мужчинами, твердо верившими в идеал «мужа-кормильца семьи». И женщине, желавшей удачно выйти замуж, зачастую приходилось отказаться от попыток получить диплом об окончании университета или сделать карьеру.

Но к 70-м годам XX века ситуация стала меняться, так как менялась жизнь, менялись экономические, а вместе с ними и социальные условия. И многие мужчины уже не могли в полной мере осуществлять функции мужа-кормильца.

Женщины обрели экономическую независимость, кроме того, была упразднена правовая дискриминация незаконнорожденных детей, современные условия жизни в значительной степени облегчили быт одиноких людей — как мужчин, так и женщин. В совокупности все это создало ситуацию, в которой социальная значимость брака коренным и необратимым образом уменьшилась.

Союз независимых индивидов

Сегодня, в условиях равенства полов и свободы выбора, для того, чтобы брак был успешен, требуются другие качества, навыки и модели поведения, чем в прошлом. И нынешние мужчины уже по-другому смотрят на вопросы образованности и карьерных успехов жены.

По данным социальных опросов, они стали придавать интеллекту и образованию партнерши куда больше значения, чем умению готовить и вести домашнее хозяйство. Социологи также утверждают, что у образованных, хорошо зарабатывающих женщин вероятность развода гораздо меньше. А проблема образования и брака поменяла полюса.

Женщины предпочитают выбирать партнеров по крайней мере с таким же уровнем образования или выше. Но нынешние молодые мужчины менее зрелые, чем были представители их пола двадцать лет назад. Данные статистики показывают, что современные девушки лучше образованы, чем парни, а потому более амбициозны в достижении целей и зачастую достигают больших успехов в плане карьеры.

И надо ли удивляться, что более образованные женщины рассматриваются как более привлекательные партнеры! Ведь они имеют хорошо оплачиваемую работу и способны поддерживать материальное благосостояние семьи наравне с мужем, а то и лучше. И нередко вообще содержат семью при неработающем муже.

Еще социологи отмечают, что у женщин с низкими доходами гораздо более велик риск оказаться в униженном положении, когда их партнер не соблюдает равенства в семье, даже при том, что сам он также может заниматься низкооплачиваемой работой или вовсе не иметь ее.

Аналитики компании ACNielsen, исследовавшие семейные ценности во всем мире, пришли к выводу, что почти половина населения не верит в то, что супружество может длиться долго, а треть считает, что вступать в брак не стоит, поскольку это явление устаревшее. И в России настроения и отношение к браку не слишком отличаются от общемировых.

А согласно исследованию, проведенному в Англии, ученые сделали вывод, что институт брака просуществует не дольше 2050 года. Корень зла видят в урбанизации современного общества.

Научно-технический прогресс так упрощает условия жизни, что борьба за существование отходит на второй план, как и необходимость в семье, которая была инструментом этой борьбы.

Прелести гражданского брака

Но есть ли у института законного брака какая-нибудь альтернатива? Многие — и в том числе социологи — усматривают ее в гражданском браке. Уже две трети населения Земли не видят разницы между официальными и незарегистрированными отношениями.

По данным опроса в Европе идею гражданского брака поддерживают 77% всех участников исследования, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 72%, в Северной Америке — 52%. В России сторонников и противников гражданских браков поровну — 50 на 50%.

По данным недавнего опроса социологов «Левада-Центра», доля гражданских браков среди москвичей достигла 14%, тогда как в официальном браке проживают уже менее половины жителей столицы.

Психологи отмечают, что гражданский брак привлекает многих своей необязательностью. Появляется своего рода синдром «вечной молодости», что кажется многим крайне привлекательным. Более того, в крупных городах появилась особая категория людей — «свободные эгоисты».

Представители этого типа рациональны, успешны, привыкли много тратить на себя. Они любят моду и готовы платить за то, чтобы хорошо и молодо выглядеть. Их отличительная особенность — жить для себя, они самодостаточны, но это не значит, что в личной жизни они одиноки.

Их отношения — либо брак гостевой, когда партнеры живут отдельно и встречаются несколько раз в неделю, либо ни к чему не обязывающие романы.

Но те же психологи уверяют, что ныне гражданский брак нередко оказывается прочнее официального. И чем дольше гражданский брак длится, тем больше у него шансов превратиться в официальный.

Отмечено, что уже после трех лет совместной жизни отношения официально оформляют около 75% сожителей, а после пяти лет в гражданском браке продолжают жить единицы, так как тогда главное преимущество гражданского брака — легкость разрыва отношений — уже не работает, да и другие проблемы — например, невозможность взять ипотечный кредит на двоих — становятся все более ощутимыми. Кроме того, люди привязываются друг к другу, не желают искать новых партнеров, а чувство тревожности, вызванное подразумеваемой гражданским браком временностью и необязательностью отношений, все усиливается. И в конце концов партнеры женятся.

Стремление к счастью

Появление разнообразных форм семьи изменило прежние способы организации труда, досуга, распределения доходов и заботы о близких.

Некоторые освободились от навязываемого прежде обществом способа жизни — института брака, регламентирующего поведение — и обрели большую степень личной свободы.

А некоторые в результате этого процесса оказались лишены привычных правил поведения и средств к существованию, и не получили взамен никаких новых ценностей, четко определенных общественной системой.

С другой стороны — парадоксально, но факт: если на протяжении всей своей истории институт семьи служил скорее обществу, чем индивиду, и семья выступала посредником между обществом и человеком, то в наше время ситуация поменялась с точностью до наоборот: семья необходима именно для отдельно взятой личности и именно индивид осуществляет посредническую миссию между семьей и обществом. Так что можно сделать вывод: институт брака сохраняется теперь лишь усилиями индивидов, вопреки общественным тенденциям.

И хотя на первый взгляд создается ощущение, что карьера, деньги и прочие ценности современного мира отодвинули семейные ценности на второй план, психологи утверждают, что именно брак делает нас счастливее. Об этом говорят абсолютно все без исключения исследования на эту тему.

Психологические тесты продемонстрировали, что семейные люди оценивают свой образ жизни наиболее высоко, за ними следуют люди, имеющие долговременную любовную связь, за ними — мужчины и женщины, которые периодически переживают романы. И наименее счастливы одиночки.

В любом случае, супруги получают выгоду от ощущения стабильности своей жизни, постоянного присутствия близкого человека. Благотворно отражается семейная жизнь также на финансовом состоянии и продолжительности жизни вообще.

По статистике доход людей, которые никогда не состояли в браке, на 63% ниже, чем у семейных (или разведенных), обладающих аналогичным образованием или уровнем квалификации! И для женатых и замужних шансы скоропостижно скончаться в два раза ниже, чем для их ровесников, никогда не состоявших в браке.

Если семья распадается в результате развода или смерти одного из супругов, то шансы оставшегося преждевременно уйти из жизни увеличиваются на 50%.

Источник: https://www.oracle-today.ru/articles/4971/

История создания и развития органов ЗАГС России

Когда начали регистрировать браки

Все события в жизни человека, от рождения до ухода в мир иной, связаны с органами под известным названием ЗАГС.

Система органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС) развивалась вместе с государством и прошла в своем развитии сложные периоды.

В дореволюционной России не существовало специальных органов. В то время большую роль в общественной жизни государства играла церковь, которая имела свое делопроизводство. В ведении Русской православной церкви находилась регистрация рождения, бракосочетания и смерти.

Регистрация данных актов гражданского состояния осуществлялась в рамках совершения религиозных обрядов. Записи вносились в церковно-приходские книги. В 1721 г.

по Указу Петра I церковные учреждения были включены в систему государственных органов России и все православное население Российской империи приписано к церковным приходам по месту проживания. Церковное делопроизводство осуществлялось духовными притчами храмов, канцеляриями консисторий и духовных правлений.

Церковная реформа, проводимая в тот период в Российской империи, во многом способствовала исполнению законов, регулирующих вопросы семейного права и регистрации записи актов гражданского состояния, поскольку до указанного момента соблюдение законности зависело от знания и добросовестности священнослужителей.

Начиная с 1722 г., рождение, бракосочетание и смерть стали регистрироваться в метрических книгах приходскими священниками. Метрическая книга состояла из трех частей: записи о рождении, браке и смерти.

Правовой основой создания в Советской России органов ЗАГС явились декреты Совета Народных Комиссаров Российской Республики от 18 декабря1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» и от 19 декабря 1917 г. «О расторжении брака».

Фактическое создание органов ЗАГС состоялось немного позже, а именно 4 января 1918 г., когда во исполнение вышеуказанных декретов Народным комиссаром юстиции и Народным комиссариатом по местному самоуправлению утверждается Инструкция «Об организации отделов записей браков и рождений».

В соответствии с данным документом при волостных (земских) и городских управах, в городах Петрограде и Москве – при районных управах – начинают действовать отделы записей браков и рождений. Заведующими в отделах являлись председатели соответствующих управ.

Кроме того, в отделе работали секретарь и необходимое число помощников. Однако при регистрации заключения брака требовалось обязательное присутствие председателя управы либо его заместителя.

В их обязанности входило уточнение личности лиц, вступающих в брак, и соблюдение всех условий, установленных законодательством.

Принятие данных документов коренным образом изменило старый порядок регулирования брачно-семейных отношений и церковь была отстранена от регистрации актов гражданского состояния. Данная норма нашла отражение в Декрете от 23 января 1918 г.

«Об отделении церкви от государства и школы от церкви», согласно пункту 8 которого акты гражданского состояния стали вестись исключительно гражданской властью. В соответствии с Декретом от 18 декабря1917 г. на территории Российской Республики стали признаваться лишь гражданские браки.

Однако, в примечании к документу было указано, что «церковный брак наряду с обязательным гражданским является частным делом брачующихся». Декреты четко установили условия и порядок регистрации рождения и смерти, заключения и расторжения брака.

Несмотря на то, что после принятия вышеуказанных документов церковь полностью была отстранена от обязанностей по регистрации актов гражданского состояния, в некоторых регионах страны из-за отсутствия тщательно разработанных инструкций органы ЗАГС и приходские храмы работали параллельно вплоть до начала 20-х гг.

В этот период между причтами и органами ЗАГС шла оживленная переписка по вопросам передачи документов о регистрации актов гражданского состояния и выдачи повторных документов. И только в конце 20-х гг. архивы метрических книг были почти полностью переданы на хранение отделам ЗАГС.

Остальные документы поступили на хранение в центральные и местные государственные архивы.

Нормативные акты по вопросам деятельности органов ЗАГС в начале 20-х гг.

принимались различными государственными органами: Наркоматом юстиции, Наркоматом внутренних дел (далее – НКВД), Наркоматом по местному самоуправлению, Главархивом.

Следует отметить, что именно с этого периода регистрации актов гражданского состояния стало отводиться не только демографическое, но и, в первую очередь, политическое значение.

Общее руководство органами ЗАГС РСФСР стал осуществлять Центральный отдел ЗАГС при НКВД РСФСР. Данным органом была разработана структура ведомственной и территориальной подчиненности и соподчиненности органов ЗАГС.

22 октября 1918 г. на заседании ВЦИК был принят первый советский кодекс – «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве».

С принятием данного документа семейное право было выделено в отдельную самостоятельную отрасль и регулирование семейных отношений стало производиться отдельно от гражданских.

Семейные отношения напротив, нуждались в четком регулировании, в связи с этим при отсутствии гражданского законодательства и был принят отдельный кодекс. В соответствии с Кодексом 1918 г. регистрация актов гражданского состояния окончательно была передана гражданской власти.

Органы ЗАГС в то время вели: книги записей рождений, книги записей смертей, книги записей отсутствующих, книги записей браков, книги записей разводов, книги заявлений о происхождении зачатых детей, книги записей лиц, изменивших фамилии и прозвища, и алфавит к ним.

С 1918 г. начала формироваться система консульских учреждений РСФСР, уже в 1921 г. был принят первый документ, регламентирующий их работу.

В 1918-1919 гг. были намечены меры к изъятию из церквей метрических книг и размещению их в архивах при отделах ЗАГС.

В связи с образованием СССР в 1923 г. была развернута подготовка к созданию нового семейного кодекса и 19 ноября 1926 г. был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (далее – КоБСО). С введением в действие КоБСО (1 января 1927г.

) отделы записей браков и рождений переименовываются в бюро записей актов гражданского состояния, которые создаются в городах и районных центрах. В развитие норм КоБСО 20 марта 1933 г. принимается Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния, которая подробно регламентировала вопросы регистрации актов гражданского состояния.

Учитывая политическую обстановку, сложившуюся в стране, начиная с 30-х гг. органы ЗАГС приобретают определенный статус.

В июле 1934 г. органы ЗАГС как ведомство, хранящее первостепенную информацию по текущему учету населения, были включены в структуру Народного комиссариата внутренних дел.

Все сотрудники отделов ЗАГС приобретают милицейские чины, начальники отделов становятся лейтенантами. В соответствии с приказом НКВД СССР от 27 августа 1937 г.

руководство работой органов по Союзу ССР стал осуществлять Отдел актов гражданского состояния НКВД СССР.

После Великой Отечественной войны требовалось коренным образом перестроить работу органов ЗАГС. В 1946 г. НКВД было переименовано в МВД.

25 октября 1956 г. органы ЗАГС были выведены из подчинения Министерства внутренних дел и переданы в ведение местных Советов народных депутатов.

7 июня 1957 г. Совет Министров РСФСР принимает постановление № 524 «Об организации руководства ЗАГС».

В соответствии с данным документом в штатах Совета Министров автономных республик, крайисполкомов, облисполкомов и горисполкомов городов республиканского подчинения были утверждены должности инспекторов по ЗАГС для руководства и контроля за работой органов ЗАГС.

Методическое руководство за работой органов ЗАГС согласно указанному постановлению, было возложено на Министерство юстиции РСФСР (в составе центрального аппарата Минюста был организован отдел по ЗАГС). На основании постановления Совета Министров РСФСР от 07 июня 1957 г.

№ 524 Минюстом РСФСР 20 января 1958 г. по согласованию с МВД РСФСР и Минфином РСФСР была разработана и утверждена Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния.

В 1969 г.

был принят Кодекс о браке и семье РСФСР, в соответствии с которым регистрация актов гражданского состояния в городах и районных центрах стала производиться отделами (бюро) ЗАГС исполнительных комитетов районных, городских, Советов народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах – исполнительными комитетами поселковых и сельских Советов народных депутатов. Кодекс регулировал вопросы актов гражданского состояния вплоть до принятия Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Примерно в таком виде семейное законодательство и законодательство, регулирующее вопросы регистрации актов гражданского состояния, просуществовало вплоть до 1968 г., когда были разработаны «Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и союзных республик». Данный документ стал основой для разработки третьего по счету Кодекса о браке и семье, принятого 30 июля 1969 г.

На смену данному документу пришли Семейный кодекс, принятый Государственной Думой 8 декабря 1995 г., и Федеральный закон от 15 ноября1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», регулирующие в настоящее время семейные отношения и вопросы регистрации актов гражданского состояния.

Источник: https://www.izh.ru/i/info/17015.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.