Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Определение 1

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это действия государства по формированию нормативно-правовой базы осуществления бизнеса.

Определение 2

Предпринимательство – это самостоятельная и инициативная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли от производства продукции, выполнения работ, оказания услуг, осуществляемая под свою ответственность и сопряженная с риском.

Конечная цель каждого предпринимателя состоит в получении максимальной прибыли при минимуме затрат. То есть экономический субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, в своих интересах должен исходить только из рыночных принципов.

Экономический субъект в условиях рынка не учитывает социальный аспект своих решений. В связи с этим в условиях рынка в отношении предпринимательской деятельности возрастает роль государства, которое призвано минимизировать отрицательные рыночные эффекты.

По этим причинам государство обязательно исполняет роль регулятора предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства направлено на решение следующих задач:

  1. обеспечение охраны окружающей среды, которой неконтролируемые действия предпринимателей могут нанести существенный урон;
  2. обеспечение сбалансированности экономического цикла, стремление к максимальному сглаживанию пиковых форм – спадов и подъемов;
  3. обеспечение занятости населения на нормальном уровне;
  4. обеспечение защиты здоровья и жизни населения;
  5. противодействие монополизации рынка и поддержка конкурентной среды предпринимательства;
  6. развитие обеспечения государственной поддержки субъектов среднего и малого предпринимательства;
  7. обеспечение специальных мер защиты прав представителей бизнеса и прочее.

Указанные задачи позволяют сделать вывод о необходимости государственного регулирования предпринимательства не только для государства, но и для самих представителей бизнеса.

Виды государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать по ряду признаков:

В соответствии со степенью воздействия государства на общественные отношения. По этому критерию выделяют три вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, максимальный, когда государство используют все доступные ему средства воздействия на предпринимательскую деятельность;
  • во-вторых, средний, когда государство старается регулировать предпринимательскую деятельность, но не злоупотреблять этим;
  • в-третьих, минимальный, когда государство стремится максимально отстраниться от регулирования предпринимательской деятельности.

В соответствии с методами. Согласно этому критерию выделяют два вида государственного регулирования предпринимательства:

  • во-первых, прямое регулирование, суть которого сводится к применению конкретных методов воздействия по отношению к отдельным представителям рынка (к примеру, наложение штрафов при нарушении законодательства в сфере предпринимательства);
  • во-вторых, косвенное, суть которого состоит в применении методов регулирования, распространяющихся на всех субъектов предпринимательства (к примеру, формирование правовой базы осуществления бизнеса).

В соответствии с территориальным критерием государственное регулирование предпринимательства делится на три вида:

  • во-первых, федерального уровня;
  • во-вторых, регионального уровня;
  • в-третьих, местного уровня.

Направления и методы государственного регулирования предпринимательства

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется по ряду направлений, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, осуществления антимонопольного регулирования предпринимательства;
  • во-вторых, применение методов и форм государственного нормирования и планирования;
  • в-третьих, системы государственного регулирования цен;
  • в-четвертых, осуществление государственного контроля за предпринимательством;
  • в-пятых, регулирование системы экономических международных отношений.

Государство применяют для регулирования предпринимательской деятельности определенные методы. Эти методы можно разделить на две основные группы:

  • во-первых, прямые административные методы, к числу которых относят систему государственного заказа, определение целей стратегического развития экономики, отражение этих целей в государственных планах, осуществление государственной регистрации предпринимателей и так далее;
  • во-вторых, косвенные методы, к числу которых относят систему налогов и налоговых льгот, льготное кредитование, плату за ресурсы и так далее.

Важнейшим элементом государственного регулирования предпринимательства выступает и государственный контроль, воплощающий в себе одно из средств государственного регулирования экономической деятельности.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется посредством применения различных средств регулирования, к числу которых относятся следующие:

  • правовые, то есть те, которые воплощены в системе юридических норм, нормативно-правовых актах, правоотношениях, правосознании, актах реализации права и прочем;
  • неправовые, включающие в себя экономические, политические, организационно-технические средства. Причем следует отметить, что последние два вида средств существует только внутри правового регулирования, в то время как экономические средства могут находиться за его пределами. Разновидностью экономических средств являются меры регулирования денежного обращения, эмиссия государственных ценных бумаг, субсидии и прочее.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/gosudarstvennoe_regulirovanie_predprinimatelskoy_deyatelnosti/

Методы государственного регулирования предпринимательства

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательства

Сущность и цели государственного регулирования

предпринимательства

Государственное регулирование – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей осуществляемых органами государственного управления.

Необходимость государственного регулирования экономической жизни общества ни у кого не вызывает возражений. Тем не менее, объем, формы, направления (цели) и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности относятся к числу тех проблем экономической теории, вокруг которых вот уже более двух столетий не стихают споры.

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод.

Суть государственного регулирования предпринимательства состоит в выполнении государством определенных видов деятельности для достижения конкретных целей, направленных на обеспечение эффективности предпринимательской деятельности в рыночных условиях хозяйствования с применением мер и средств, составляющих его экономический механизм.

Государственное регулирование предпринимательства преследует как глобальные, так и конкретные цели.

К глобальным целям можно отнести следующие:

· создание условий, обеспечивающих стабильное развитие экономики и нормальное функционирование на этой основе предпринимательства;

· создание целесообразных правовых и экономических условий для функционирования сельского хозяйства и частного предпринимательства;

· осуществление контроля над соблюдением правовых норм и законодательства субъектами рыночных отношений;

· обеспечение условий для стабильного участия предпринимателей своей страны в мирохозяйственных связях и получение от этого оптимальных выгод.

Реализация глобальных целей государственного регулирования предпринимательства осуществляется путем постановки и решения конкретных целей и задач.

Конкретные цели и задачи можно систематизировать по различным критериям.

Обеспечение организационно-правовых основ предпринимательской деятельности предполагает:

1. Правовое обеспечение предпринимательской деятельности;

2. Обеспечение экономической и правовой защиты предпринимателя;

3. Обеспечение защиты прав потребителей.

Создание и обеспечение правовых условий функционирования рыночного механизма хозяйствования и условий свободного предпринимательства предполагает:

1. Создание благоприятных условий функционирования всех рыночных механизмов;

2. Регулирование межфирменных рыночных отношений;

3. Ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий.

Установление и обеспечение соблюдения рыночных правил и этико-правовых норм предпринимательства предполагает:

1. Разработку, принятие и обеспечение соблюдения этико-правовых норм предпринимательства;

2. Обеспечение добросовестного соблюдения предпринимателями норм торговой практики.

Обеспечение повышения эффективности производства хозяйствующими субъектами предполагает:

1. Оптимизацию структуры производства;

2. Обеспечение рационального размещения производства;

3. Интенсификацию производства: развитие наиболее выгодного доступа к ресурсам; создание благоприятного инвестиционного климата; привлечение иностранных инвестиций; реализацию ускоренной политики ускоренной амортизации капитала;

4. Содействие повышению конкурентоспособности продукции местных производителей.

Обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры: работа транспорта и контроль за тарифами; система коммуникаций и связи; регулирование страховой деятельности.

Оказание содействия предпринимателям в их хозяйственной деятельности предполагает оказание:

1. Организационного и финансового содействия предпринимателям малого бизнеса;

2. Содействия в развитии промышленного и научно-технического международного сотрудничества;

3. Содействия экспортерам в повышении конкурентоспособности их продукции на внешнем рынке;

4. Создание условий поддержки предпринимательства путем организации научных и учебных центров, инновационных и страховых фондов, предоставления информационных и консультационных услуг.

Обеспечение социально-экономических основ предпринимательства предполагает:

1. Разработку норм трудового законодательства и контроль за их соблюдением: обеспечение справедливых основ частного найма и оплаты труда; обеспечение максимальной занятости населения, увеличение числа рабочих мест;

2. Решение важнейших социально-экономических проблем: создание рынка труда и безопасности; обеспечение образования и профессионального обучения; реализация политики охраны окружающей среды [6].

К основным, то есть приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят: антимонопольное законодательство, валютные ограничения, регулирование тарифов и цен, патентное законодательство, защиту прав потребителей, государственные контракты, государственное содействие частному предпринимательству [4].

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования.

Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

Методы государственного регулирования предпринимательства

Методы государственного регулирования предпринимательства, связанные с ориентацией на рыночный механизм, могут быть прямыми косвенными.

Прямой (административный) метод предполагает вмешательство в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы; ограничение изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и др.

Косвенный (экономический) метод предполагает осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры[4].

Разграничение прямых и косвенных методов довольно условно (Приложение А). Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования.

К числу административных методов относятся:

· установление контроля над монопольными рынками, в том числе естественными монополиями;

· обеспечение экономической безопасности путем запрещения использования экономически вредных технологий;

· разработка стандартов, контроль за их соблюдением участниками экономической системы;

· защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей путем лицензирования импорта, установления государственного контроля над импортом капитала.

К числу экономических методов относятся:

Денежная политика. В связи с важнейшим значением цен как инструмента формирования рынка государство оказывает влияние на их образование и применение, используя различные методы воздействия. Оно определяет порядок установления и применения цен и контролирует его соблюдение.

В предусмотренных законом случаях государственные органы прямо воздействуют на цены путем установления предельного их размера, либо предельного уровня рентабельности, учреждения фиксированных цен [5, С.138].

Цель денежной политики противостояние инфляции: регулирования инвестиционного процесса путем изменения процентных ставок, занятости, движения курса акций через регулирование процентных ставок.

Инструментами денежной политики являются: норма обязательных резервов, ставка межбанковского кредита, операции центрального банка на рынке ценных бумаг.

Налоговая система как метод государственного регулирования предпринимательства имеет две противоположные цели: с одной стороны, она должна стимулировать развитие предпринимательства, с другой – обеспечить необходимый доход государственного бюджета [5, С.148].

Таким образом, налоговая политика используется для: эффективного стимулирования экономического роста; перераспределения доходов; предоставления налоговых льгот малому бизнесу, вновь создаваемым предприятиям; распределения государственных расходов; управления государственным долгом.

В мировой практике сложились различные варианты налогообложения бизнеса. Возможен всеобъемлющий подоходный налог на все виды дохода, при котором облагаемый доход практически тождественен реальному экономическому доходу.

Этот вариант обеспечивает широкую налоговую базу, является справедливым и нейтральным.

Однако обложение налогом всего дохода имеет смысл только в том случае, если в стране отсутствует инфляция или делается поправка на инфляцию.

Более простой вариант налогообложения бизнеса – номинальный подоходный налог, так же опирающийся на достаточно широкую экономическую базу. В этом случае не используются льготное налогообложение амортизации и другие налоговые скидки и в то же время отсутствует инфляционная поддержка, в связи с чем в условиях инфляции такая система приводит к неравенству налогоплательщиков.

В настоящее время используется система, при которой правительство определяет ряд направлений предпринимательской деятельности, которые получают налоговые льготы: льготные ставки налогообложения, скидки на инвестиции [5, С.147].

Внешнеэкономическая политика направлена на:

· стимулирование экспорта;

· регулирование импорта путем проведения гибкой таможенно-тарифной политики:

· регулирование иностранных инвестиций;

· регулирование платежного баланса страны.

Для современного этапа характерна тенденция к унификации форм и методов государственного регулирования в развитых странах, где происходит много общих и сходных процессов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства.

Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики.

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей и, в частности, по административному надзору и нормативному регулированию. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции, разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества.

Важным направлением государственного регулирования стала патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов.

Инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является и предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компании за счет государственных средств. Эти средства применяются, если частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднения.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s36483t4.html

Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Государственное регулирование в предпринимательской сфере подразделяется на:

1) косвенное, представляющее собой систему льгот и налогов; ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки; влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т. д.;

2) прямое. Сюда относят регулирование финансовой деятельности, экологической, санитарной, пожарной безопасности, меры весов и денежной единицы, качества продукции, а также ее сертификации.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловлено определенными обстоятельствами:

1) предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности;

2) борьбой с криминализацией предпринимательских отношений;

3) предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений;

4) контролем за использованием общенациональных ресурсов;

5) социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.

К основным направлениям в государственном регулировании рыночных отношений относят:

1) установление целей развития рынка. В государственном законодательстве указываются только общие ориентиры развития, а граждане вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны;

2) закрепление и гарантирование всех форм собственности и их равенства государственным законодательством.

В обществе существуют две формы управления, государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).

Государственное управление в широком смысле – это управление делами общества через законодательные, исполнительные и судебные органы власти; и в узком смысле – это деятельность исполнительных органов власти.

Методы государственного регулирования делятся на:

1) административные (запрет, юридическая ответственность, принуждение к действиям), т. е. прямое регулирование;

2) экономические (цены, тарифы, квоты, налоги, лицензии), т. е. косвенное регулирование;

3) морально-политические (убеждение, массовая информация).

Функции государственного управления:

1) прогнозирование. Прогноз бывает ежегодным, краткосрочным и долгосрочным, носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием;

2) планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение) ;

3) подбор и расстановка кадров;

4) материально-техническое обеспечение;

5) финансирование;

6) информационное обеспечение;

7) оперативное управление собственностью;

8) нормативное регулирование;

9) учет и контроль.

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. Создание условий цивилизованного функционирования рынка:

· определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления

· создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров

· защита интересов и прав потребителей

· установление стандартов и мер

· предупреждение споров между предпринимателями

· Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса

2. Решение макроэкономических проблем:

· пропорциональность развития экономики

· темпы экономического роста

· объем национального производства

· внешнеэкономические связи страны

· уровень занятости и социальная защита населения

Контроль и последующее гос. регулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой и косвенный.

Косвенный контроль включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки и переподготовки, информационное обеспечение и создание развитой инфраструктуры.

К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный и пожарный контроль, а также контроль за качеством и сертификацией продукции.

Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности обусловлено:

· Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем

· Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности

· Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений

· Контролем за использованием общенациональных ресурсов

· Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения

Функции государственного управления:

· Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение

· Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений

· Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов

· Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

· Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность.

Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий.

Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации.

ЗАДАЧА 9

Комитет по управлению имуществом г. Комсомольска – на – Амуре объявил в печати конкурс по продаже магазина «Овощи». В условиях конкурса было указано, что продаваемое предприятие имеет кредиторскую задолженность в размере 1 млн. руб. Конкурс выиграло ООО «Дружба». После оформления договора купли-продажи выяснилось, что фактическая кредиторская задолженность предприятия составляет 4 млн. руб.

ООО «Дружба» обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом о внесении изменений в договор купли-продажи. Истец просил включить в договор пункт о том, что покупатель становится правопреемником прав и обязательств приобретаемого предприятия в соответствии с условиями конкурса. Арбитражный суд в иске отказал.

Обоснуйте решение арбитражного суда. Какие действия должно предпринять ООО «Дружба» в данной ситуации?

Решение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 559 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (статья 132 Кодекса), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.

В пункте 2 статьи 132 указано, что в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, права требования, долги, а также права на обозначения и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Внесение в договор условия, которое ограничивало бы правопреемство покупателя по обязательствам приобретенного предприятия объемом кредиторской задолженности, указанным в печатном сообщении об условиях конкурса по продаже магазина, не основано на приведенных выше положениях Кодекса.

В то же время покупатель в силу пункта 3 статьи 565 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать уменьшения покупной цены в случае передачи ему в составе предприятия долгов (обязательств) продавца, которые не были указаны в договоре продажи предприятия или передаточном акте, если продавец не докажет, что покупатель знал о таких долгах (обязательствах) во время заключения договора и передачи предприятия. Такие требования истцом не заявлялись и не были предметом судебного разбирательства.

Поэтому ООО «Дружба» может заново подать иск в суд, но с иным основанием, а именно: уменьшение покупной цены предприятия.

Источник: https://lektsii.org/8-58755.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.