Налоги долг

Содержание

������������������ ������ ���������������� ������������������ ���� �������������� ������������ �� ���������������� ������������

Налоги долг

�������������� ������������ �������������������� �������� ������������ ���������������� ��������������������������, �������������� ���� �������� ���������������������� ���� �������������� ���������������� ����������. �� ���������� ������������ �������������������� �������������� ���������������������� ������������������������.

“���������������� ���������� ���� ������������������������������ �� �������������������� ���������������� ��������������, �������� ���������������������� �������������������� �� �������������������� ������������������ �������������� ����������������”, – �������������� �� ������������������.

�� ���������������������� ���������� ������������ ������ ���������������������������� ������������. ��������, �������� ���������������� ���� �������������������� ������-���� ��������������������, ������������������������ ������ ���������� �������� ���������������� ������ ��������������.

�������������� �������� ������������ �� ��������, ����, ������ ������������ ���������� ��������, ������ ���� ���������� ���� ��������������������, ������ ������ ���� �������������������������� ������������������������ �� ��������������.

�� ������������, ���� ������������ ������������������ ������������ ������������������ �� ������ ����������. ������������������ ������ ���� �������������������� �� ���������� ��������������.

���������� �������������� ���������������� �������������� ��������������, ������ �������������������� ������������ �� ���������������� ���������������� ���������� ���������������������������������� ������������, ������������������������������ ������������������������ ������������������.

“������ ������������ ���� ���������� �������������������������� ������������������ �������� ������������, �������������� �������������������������� �������������������� ������ �������������� ��������������, ����������, ���������� �������������������� ����������, �������������� ���� ������������ �������������������� ������ �� ���������������� ������������������������ ������������, ���� �������� �������������� �� ���������������������� ����������, ���������������������� ��������, – �������������� ����. – ������������ ������������ ������������ ���� ���������� ������������������������ ���������� �������� ��������������, �� ����������������-�������������������� ���������������� �������� �������������������������� �������������� �� ���������������������� ���������������� �������������������� ������������������������ �� ���������������������� ���������������� ������������ ���� ���������� ������ ������������”.

�������������� �������������� �� �������������������� ���������� ������������������������ ������������ ���� ������������ ������������������.

“�� �������������������� ���������� ������������������������ ������������ �������������� ���������� ������������������ ����������������, – �������������� ��������������.

– �� �������������������� �������������������� ������������������ �������� ���� ������������������������ ���������������� ���������� ������ ��������������, �� ������������, �������� �������� ���� ���������������������� �� �������������������������� ������������.

�� ������������������ ���������� ������������, �������������� ���������� ���������������� ���� ������������������ “������������������” ���������������� ������������������ �������������� �������������������������� ���������������� ���������� ������ �������������� �� ���������������� ���������� “��������������������” ����������, ���� �������� ���� ���������� ������ ���������� ���������� ����������, �������������� �������������� �������������������� ���������������� �������������� ���� �������������� ���������������������� ������ ���������������������������������� ���������� ����������������”.

�� �������� ��������������, ���������������� ���������������������� ������������ ������������������ ������������������ ������������������ ������������ �������������������������� ���������� ��������������������.

“���������������������������� �������������������������� ���������������� �� �������� ���������� ������ ��������������, ���������� ���������������������� ������������������ ���������� ����, – �������������������� ����.

– ������ ���������������� ���������������� ����������, ���� �������� ������������������, ������ ������ �������� �������������� �� �������������������������� ���������������� ���� �������������� ���������� ������������������������ ������������, �� ���������� ���� �������������� �������������������� �������������� ���� �� ������������������ ������������”.

���� ������ ������������, ���������� ���� ���������� �������������� �������������� �������� ������������������ ���������������������� �������������������� ���������������� ���������� ������ �������������������� ����������������������.

“���� ���������������� ������������������ ����������������, ���������� ���������� ���������� ���������������� �� ���������������� ������������������ ���� �������������� ���� �������������� ���� ����, ������ ������ ���������� ���������������� ���������� ���������� ���������� ���������������� ���������� ���������� �� ���������� ���������� ���������������������� �������������������� ������������������ ������ ���������� ������������������������������ �� �������� �������������� �������������� ���������� ������������������������ ������������, – ������������ ���������������� ������. – �� ������������ ������������ ������������������ ������ ���� ���������� ������������, ������ �������������������� ���� �������������� �������������������� ������������ ���� ���������� ���������� �������� ���� �������� ������������������ ���������� ���� ����������������”.

������������������������ ������������������ �������������������� �������������� ������������ ���������������� �������������� ��������������������, ������ �������������� �������������������� ������������������������ ���������������������� ������������ ������������������������ �� ���������������� ����������: �� ������������ ���������������� �������������������������� ������������������, �� �� ���������� ������������������ �������� ������������, ������������������ ������������ �� ���������������������� ������������������������. “������������, ���������� ���� �������������������� ������������������������ �� �������������� ����������, ������������������ ���������� ����������������������������, – ������������ ����. – �� ������������ ��������������, ������ �������� ���������� �������������� ������������, ������ ������ �� �� ������������ ���������������������������� ����������, �� �� ������������ �������������������� ���������� ���������� ���� �������������������� ������������������������”.

������ �������������� �� ������������������, ������������������ ������������������ �� ���������������� ���� ���������������� ���������� ������������������������������ ���������� ������ �������������� ������������ �� ������ ������������, �������� ���������� ���������������������� ������������������ ������������������ �������������������� ���������������� ���� ���������������������� ���� ������������ ���������� �� ���������������� ��������. �������������������� ���� �������������� �������������������� ������������ ���� ���������� ���������� �������� ���� �������� ������������������ ���������� ���� ����������������.

“�������������������������� ���������� �������� �������������������� ������������������ ���������� ������ ������������������, ������ �� �� ����������, �� ������������������ ������ ������������������, ������ �� ���������������������������� ��������������������, – ���������������� ���������������� ��������������. – ���������� ���� �������� ������ ���������� �������������� �������������������� ���� ���������� ���� �������������������� �������������������������� ������ ���� �������� ���� ���������������� ���������������� ���������� �� ���� ������������ ���������������������� ��������������������������. ���������� ��������������, �������� �������������� ���������������� ���������������� �������� ������, ������ ���� ����������������, ������ �� ���������������� ���������������������� ����������”.

���� �������� �������������� �������������� �� ���������������� ����������, ������ ���� ����������������, ������ �������������� ������-���� �������������� �� ������, �� ������������, ������ �������������� ������������������ ������, ���������������������������� ������������������������ �������������������� ������������������ ���� ��������������������. “�� ������������������ ������������ ������������������ ������������ ������������������������ ���������� ���� ���������������������� ������������������ ������������, ����������������, ���� ������������������ ������������������, – �������������� ���������������� ��������������. – ������������������ �������������������� �������� ������������ �������������������������� ���������� ������������ ���������� ������ ���������������������������������������� ��������������������”.

Источник: https://rg.ru/2020/06/11/verhovnyj-sud-razreshil-grazhdanam-ne-platit-nalogi-s-proshchenyh-dolgov.html

Проверяем поставщика на задолженность по налогам: пошаговая инструкция

Налоги долг

Проверка участников госзакупок — это обязательная процедура, которая предусмотрена действующим законодательством. Изучить возможных исполнителей придется по многим критериям, в том числе проверить задолженность по налогам.

Действующее законодательство в сфере контрактной системы устанавливает, что заказчик обязан организовать контроль всех тех участников госзакупок, которые подали заявки. Причем, требований и принципов проверки довольно много.

Отметим, что полный перечень правил закреплен в 31 статье закона №44-ФЗ. Так, п. 5 ст. 31 гласит, что за участником не может числиться задолженность перед бюджетом по налогам за прошлый отчетный год более чем 25% от общей стоимости его балансового имущества.

Причем, поставщик обязан только задекларировать соответствие данному требованию. То есть компания, подавшая заявку, среди прочей документации должна представить декларацию о соответствии общим требованиям, которая подтверждает полную или частичную оплату задолженности по налогам и отсутствие просрочки. Это позволяет фирме участвовать в госзакупках.

Требовать дополнительное подтверждение данной информации заказчик не вправе. Контрактная служба учреждения, либо, специально назначенный управляющий должны организовать самостоятельную проверку задолженности по налогам.

Разберемся, как узнать, есть ли задолженность по налогам.

Способы проверки

В настоящее время доступно несколько вариантов, где посмотреть задолженность по налогам. Рассмотрим подробно каждый из них.

Способ №1. Онлайн сервис от ФНС

Официальный сайт ФНС проверить задолженность поставщика перед бюджетом позволяет без регистрации. Для этого достаточно перейти по ссылке на сайт, ввести ИНН организации, а также указать проверочный код с картинки. Система позволяет быстро узнать наличие задолженности по налогам, сборам и прочим налоговым обязательствам.

Сервис работает в тестовом режиме, а это значит, что данные в информационной базе ограничены. Сайт выдает информацию только о юридических лицах, которые задолжали в бюджет более 1 000 рублей.

Также в базе имеется информация о несданной отчетности за прошлые периоды.

Иными словами, если за участником числится долг менее 1 000 рублей, то на официальном сайте ФНС узнать задолженность юрлица не получится.

Способ №2. Официальный запрос в ФНС

Самый надежный вариант, как проверить есть ли задолженность по налогам у участника закупок — это запросить информацию напрямую в налоговом органе.

Для получения документального подтверждения, что поставщик не имеет долгов перед государством, составляется официальный запрос.

Причем, документ в налоговую службу (узнать задолженность по налогам) можно направить, как в бумажном, так и в электронном виде. Запрос составляется в произвольном виде, однако, следует указать обязательные реквизиты:

  1. Наименование ТО ИФНС, должность и ФИО руководителя отдела.
  2. Наименование компании-заявителя, ФИО руководителя или контрактного управляющего.
  3. Адрес, телефон и прочую контактную информацию о заявителе.
  4. Сведения об участнике (полное наименование, ИНН, ОГРН, либо иные сведения для идентификации).
  5. Дата составления и подпись заявителя.

Срок подготовки ответа от ИФНС — не менее 10 рабочих дней. Запланируйте контрольные мероприятия с учетом времени на проверку.

Способ №3. Долги по судебным решениям

Если компания имеет долги, по которым ФНС уже обратилась в суд, то сведения о принятом решении можно проконтролировать на официальном сайте судебных приставов.

Отметим, что сервис позволяет узнать о долгах, по которым было инициировано взыскание задолженности по налогам в судебном порядке.

К тому же, информационные базы предоставляют сведения только по индивидуальным предпринимателям и физлицам.

Заключительный этап проверки

Допустим, что справка из налогового органа на руках, как теперь проверить соответствие УГЗ установленным требованиям? Рассмотрим на конкретном примере.

ООО «Весна» является участником госзакупок. По сведениям ИФНС за компанией числится недоимка по налогу на прибыль за 2017 год в сумме 15 000 рублей. В соответствии с п. 5 ст. 31 закона №44-ФЗ, долг не может превышать 25% от общей балансовой стоимости активов.

Выясняем показатель стоимости активов на основании бухгалтерской отчетности, а именно, на основании бухгалтерского баланс за 2017 год. Получить сведения можно на официальном сайте поставщика, в налоговой инспекции, либо по письменному запросу.

Данные бухгалтерского баланса ООО «Весна» за 2017г.:

Анализируем данные строки 1600 «Баланс» по активам. В нашем примере показатель равен 33 083 тысяч. рублей. Следовательно, 25% от этой суммы составит 8 272,75 тысяч рублей, что намного больше 15 000 рублей недоимки по налогу на прибыль.

Делаем вывод, что ООО «Весна» имеет право принимать участие в государственных закупках, даже при наличии долга по налоговым обязательствам (15 000 руб.).

Если компания имеет долг по налоговым обязательствам перед бюджетом, свыше установленного лимита, но по данному долгу подано заявление об обжаловании (пересмотрение размера, предоставление рассрочки и прочее), и решение налоговиками еще не принято, то такая компания имеет право участвовать в тендере (ч. 1 ст. 31 закона №44-ФЗ).

Источник: https://goscontract.info/tender/proveryaem-postavshchika-na-zadolzhennost-po-nalogam-poshagovaya-instruktsiya

Причины налоговой задолженности и способы её устранения

Налоги долг
20-08-2019 адрес, документы, ЕНВД, ИП, налог, отчетность, ФНС

Уплата налогов – бремя бизнесмена и его личная ответственность. Если подоходный налог и прочие общеобязательные платежи взимаются с обычного гражданина автоматически, то предприниматель обязан самостоятельно рассчитывать причитающиеся налоги и уплачивать их в бюджет. 

Следить за налоговым учетом предприятия достаточно сложно, порой с этой задачей не справляются даже специально принятые в штат бухгалтерские работники, что уж и говорить о самоличном ведении бухгалтерии бизнесменом.

Малейшая неточность в налоговом учете способна спровоцировать возникновение долгов, и, как результат – их систематический рост.

При этом, сам предприниматель может и не подозревать о сложившейся ситуации, а потом – получить «снежный ком» из накопившихся налоговых предписаний.

Чтобы избежать неприятностей, необходимо иметь представление о причинах возникновения долгов по налогам, о методах недопущения их появления, а также о способах избавления от нависающей над предприятием задолженности. 

Долги по налогам возникают не только у тех, кто хочет обмануть государство, но и у добросовестных налогоплательщиков, ведь не каждый в силах разобраться во всех хитросплетениях налогового законодательства.

Нам известно три основных причины возникновения задолженности по налогам:

  • несвоевременная уплата налогов – налоговые декларации заполняются в определенные законом сроки, поэтому даже минимальная задержка подачи отчетности служит основанием для перевода причитающейся выплаты в статус долга, на сумму которого налоговики тотчас начислят пени. Даже если сразу же уплатить всю сумму налога, пеня не спишется – её придется перечислять дополнительно.
  • некорректный расчет базы налогообложения – предприниматель может неправильно рассчитать сумму налогового платежа в силу собственной некомпетентности вначале бизнес-пути либо, когда им одновременно ведется несколько видов хозяйственной деятельности, находящихся на разных режимах налогообложения. Соответственно, ошибка в расчетах потянет за собой уменьшение или увеличение налоговой базы, а это –дополнительные финансовые издержки. Минимизировать риски допущения всевозможных ошибок помогут профессиональные бухгалтеры (нанятые в штат или приглашенные по договору аутсорса) либо самостоятельное пользование специализированной онлайн-бухгалтерией.
  • ошибки в отчетах – некорректно заполненная налоговая декларация может привести к тому, что уплаченная сумма налога попросту не поступит на расчетные счета ФНС, а это, соответственно, послужит основанием для образования долга.

Чтобы исключить вышеуказанные ситуации, необходимо тщательно изучать налоговое законодательство, внимательно оформлять отчетную документацию, а также контролировать сроки перечисления налоговых платежей в соответствующий бюджет.

Как проверить отсутствие налоговых долгов?

Внимательность и щепетильность – верная защита бизнесмена от возможной налоговой задолженности.

Исключить проблемы с контролирующими органами поможет систематическая сверка данных по уплате причитающихся с предприятия налогов.

Проверить фактическое положение дел предприятия по отношению к налоговым платежам можно следующими способами:

  • личный визит в ИФНС – бизнесмен отправляется к налоговым инспекторам, которые проверяют поступление налоговых платежей от предприятия и, в случае наличия непогашенной задолженности, объясняют, каким образом от нее можно избавиться;
  • дистанционная сверка – на официальном сайте ФНС каждый предприниматель с помощью ИНН может создать личный кабинет, в котором отслеживать поступление средств и отсутствие долгов за предприятием;
  • работа в интернет-бухгалтерии – бухгалтерские онлайн-сервисы держат бизнесменов в курсе всех событий, в том числе, напоминают о приближающихся сроках уплаты налогов, а также оповещают о наличии задолженности, связанной с просрочкой или иными причинами неуплаты налога;
  • ожидание налоговых предписаний – если у предпринимателя нет желания обращаться к налоговикам либо проверять уплату налогов в онлайн-режиме, можно продолжать работать в неведении, дожидаясь письменного оповещения ИФНС с требованием уплатить задолженность по налогам, а с ней – и штрафные санкции за просрочки.

Санкции за налоговые просрочки

Несвоевременная уплата или некорректный расчет налогов зачастую тянут за собой финансовые издержки. Мера наказания зависит не только от суммы долга, но и от того, увидят ли налоговые инспекторы умысел в действиях предпринимателя.

Так, за умышленное уклонение от уплаты налогов на бизнесмена могут наложить штраф в размере 40% от рассчитанной суммы налога.

Кроме того, может быть арестован расчетный счет предприятия, вследствие чего будут принудительно списаны денежные средства в счет погашения долговых обязательств перед бюджетом.

Если налоговые долги потянут на особо крупные размеры, предпринимателя могут привлечь к уголовной ответственности.

Если будет доказано, что бизнесмен уклонился от уплаты налога неумышленно (просрочил на пару дней по весомым основаниям или просчитался в сумме), санкции будут менее жесткими. Как правило, можно отделаться легким испугом, уплатив штраф в размере 10-20% от суммы выставленной задолженности.

Способы погашения налоговой задолженности

Выявленный долг требует немедленной оплаты. Что же нужно сделать, чтобы избавиться от бремени налоговой задолженности? Существует несколько способов погашения долгов перед бюджетом.

Формирование и оплата платежного поручения

Чтобы оплатить налоговый долг, достаточно составить платёжное поручение в банке, обслуживающем расчётный счёт предприятия. Для этого необходимо личное присутствие уполномоченного лица компании либо регистрация в онлайн-банкинге для дистанционного получения указанного документа.

Для оформления платежного поручения в личном кабинете необходимо указать реквизиты предприятия, данные банковского учреждения, сумму к уплате, а также вид платежа. Если предприниматель не дружит с онлайн-банкингом, можно скачать бланк платежки с сайта банка, распечатать и заполнить его вручную, а после – оплатить наличными деньгами в банковском отделении.

Распечатка квитанции с официального сайта ФНС

Квитанцию на оплату долга можно распечатать непосредственно с личного кабинета на сайте ФНС, отправиться с ней в банк и провести оплату наличным деньгами. Вытянуть квитанцию с сайта можно и без входа в кабинет, для этого нужно кликнуть по иконке «заполнить платежное поручение». В появившемся окне необходимо ввести код ИФНС или ОКТМО.

Если предпринимателю они не известны, эту графу заполнять не обязательно, достаточно прописать адрес, по которому зарегистрирована фирма и система в автоматическом режиме подберет код. В графе «вид расчётного документа» следует указать «платёжный документ» (для распечатки и оплаты наличными) или «платежное поручение» (для дистанционной оплаты через клиент-банк).

Дополнительно нужно выбрать способ оплаты, а также прописать статус и реквизиты субъекта хозяйственной деятельности, расчетный период оплаты и сумму платежа. Останется только распечатать платежку и отправиться в банк для оплаты.

Оплата через терминалы

С помощью терминала в считанные секунды удастся расплатиться по долгам. Терминал принимает и карты, и наличные деньги. В меню нужно выбрать пункт «Налоговые платежи», получателем указать соответствующую ИФНС и ввести код квитанции, распечатанной с сайта ФНС. По факту произведения оплаты терминал выдаст чек, его нужно сохранить.

Оплата через интернет-сервисы

Бухгалтерские онлайн-платформы соединяются с серверами налоговых органов посредством электронных каналов связи, поэтому в личном кабинете каждый бизнесмен может ознакомиться с текущим положением дел по уплате налогов, в том числе и увидеть непогашенную задолженность. Более того, благодаря инновационным технологиям произвести оплату долгов можно дистанционно через интернет-бухгалтерию.

Что делать с крупной задолженностью?

Как правило, налоговики направляют должнику официальное требование о погашении долга, строк оплаты которого составляет 10 дней.

Просрочка хоть на день потянет за собой арест банковского счета предприятия с последующим снятием с него денежных средств для погашения налоговой задолженности.

Если на счету нет денег или их не хватает для полного покрытия долга, скорее всего, дело дойдет до судебного разбирательства.

Судебная инстанция не станет церемониться с должником, обязав его уплатить не только долги, но и внушительные штрафные санкции. В критической ситуации суд своим решением может уполномочить налоговиков арестовать имущество и предприятия, и бизнесмена. Это точка невозврата, после таких санкций предприятию будет крайне тяжело вернуться к нормальному функционированию.

Подводя итог, скажем одно – налоговых долгов следует избегать. Достаточно внимательно вести систематический налоговый учет, своевременно вносить все причитающиеся платежи в бюджет и предоставлять отчеты контролирующим органам.

Действительно, это тяжелая ноша и бизнесмену зачастую нелегко самостоятельно справиться с такой нагрузкой.

Следовательно, бухгалтерию и налоговый учет лучше доверить ответственным специалистам – они сэкономят и время, и нервы, и деньги предпринимателя.

Источник: https://kolomna-bc.ru/prichiny-nalogovoj-zadolzhennosti-i-sposoby-eyo-ustraneniya/

Кто может ответить по налоговым долгам фирмы?

Налоги долг

Олег Мясников

Руководитель налоговой практики юридической фирмы Howard Russia, к. ю. н.

специально для ГАРАНТ.РУ

По общему правилу каждая организация должна самостоятельно исполнить свою обязанность по уплате налогов. Однако из этого правила есть исключения и если налогоплательщик своевременно не уплатит налоги, то за него это придется сделать другим лицам. Рассмотрим ситуации, при которых налоговые органы могут перевести долги организации на третье лицо.

Взыскание налога с зависимого лица налогоплательщика

Отдельные фирмы, стремясь избежать взыскания налогов, переводят бизнес на другие организации. Подобные манипуляции хорошо известны сотрудникам налоговых органов, которые предъявляют судебные претензии этим компаниям, руководствуясь положениями п. 2 ст. 45 Налогового кодекса.

Налоговый орган вправе взыскать недоимку налогоплательщика с зависимого лица в следующих случаях:

  1. на банковские счета зависимого лица поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги);
  2. зависимому лицу переданы денежные средства и иное имущество налогоплательщика.

В законе прямо названы в качестве зависимых лиц только основное и дочернее общества, однако суд вправе признать и иных лиц зависимыми между собой (подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ).

Проиллюстрируем сказанное на следующем примере из арбитражной практики.

Организация в целях неисполнения налоговых обязательств фактически перевела свою финансово-хозяйственную деятельность зависимому лицу. Последнее было учреждено взаимозависимым по отношению к налогоплательщику лицом. Работники налогоплательщика массово перешли на работу в зависимое лицо, которое продолжило продажу одежды на тех же торговых площадях, которые ранее занимал налогоплательщик.

На складе зависимого лица находится товар, выручка, от которого поступает на счета зависимого лица до момента несения соответствующих расходов по его приобретению. Зависимое лицо имело взаимоотношения с теми же организациями, которые ранее являлись контрагентами налогоплательщика.

В итоге суд взыскал задолженность налогоплательщика по уплате обязательных платежей с зависимого лица (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 19 июля 2019 г. № Ф05-958/2018 по делу № А41-98154/2017).

Субсидиарная ответственность контролирующего должника лица при банкротстве

Иногда компания может задолжать крупные суммы не только бюджету, но и другим кредиторам. При недостаточности активов для погашения долгов организация рискует пополнить ряды банкротов.

Тогда по долгам несостоятельного предприятия будут отвечать контролирующие должника лица, если их действия и (или) бездействия сделали невозможным полное погашение требований кредиторов. Это предусмотрено п. 1 ст. 61.

11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Под контролирующим должника лицом понимается физическое или юридическое лицо, имеющее право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий.

Контролирующими лицами должника могут быть признаны, в частности, следующие субъекты:

  • генеральный директор;
  • финансовый директор;
  • главный бухгалтер;
  • управляющая организация;
  • учредитель.

В качестве примера приведем судебный прецедент о привлечении учредителя должника и его руководителя к ответственности за налоговые долги организации.

По итогам выездной налоговой проверки инспекторы установили необоснованное занижение компанией доходов от реализации услуг общественного питания в налоговой и бухгалтерской отчетности.

Банкротство должника было вызвано не самим фактом доначисления налогов по результатам проверки, а действиями контролирующих должника лиц по сокрытию реальной выручки и занижению налогооблагаемого дохода. Конкретные указания директору должника давал учредитель.

При этом директор не утрачивал возможности влиять на действия возглавляемой организации.

В условиях отсутствия ликвидного имущества банкротство должника вызвано неправомерными действиями контролирующих лиц по сокрытию реальной выручки и занижению налогооблагаемого дохода. Поэтому погасить долги банкрота перед бюджетом должны его учредитель и генеральный директор (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2020 г. № Ф05-3769/2020 по делу № А40-135899/2018).

Имущественная ответственность руководителя по уголовному делу

За уклонение от уплаты налогов установлена уголовная ответственность должностных лиц организации. Уголовное дело по статье 199 Уголовного кодекса может быть возбуждено при неуплате налогов в сумме свыше 15 млн руб.

В том случае, если сама организация не рассчитается по налоговой задолженности, налоговые органы предъявят претензии к ее руководству.

Так, суд установил, что генеральный директор организации совершал противоправные действия, направленные на уклонение от уплаты налогов, в результате чего причинен ущерб бюджету. Данный ущерб государству в виде неуплаченных налогов причинен физическим лицом, возглавляющим юридическое лицо и являющимся его законным представителем.

Суд пришел к выводу о том, что ущерб государственной казне в виде неуплаченных налогов причинен по вине руководителя организации, который является лицом, ответственным за возмещение причиненного государству ущерба (апелляционное определение Московского городского суда от 16 июня 2020 г. по делу № 33-21214/2020).

Между тем привлечение физического лица к ответственности за неуплату налогов организацией возможно лишь при исчерпании либо отсутствии правовых способов взыскания налогов за счет самой организации или лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам.

В частности, руководитель организации может быть ответчиком по иску налоговой инспекции в следующих случаях:

  • после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении организации;
  • организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем невозможно взыскание с нее или с указанных лиц налоговой недоимки и пени.

Данные выводы сделаны в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2017 г. № 39-П.

Как показывает практика, суды руководствуются приведенной правовой позицией.

По приговору суда была установлена вина генерального директора в уклонении от уплаты организацией налогов. Основанием для привлечения руководителя к гражданско-правовой ответственности послужили следующие обстоятельства.

Все принятые судебным приставом-исполнителем меры по отысканию имущества организации оказались безрезультатными в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание. Вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю.

Организация-налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем взыскание с нее недоимки в порядке налогового и гражданского законодательства невозможно.

Поскольку отсутствовала возможность иным образом компенсировать потери бюджета, суд возложил ответственность за неуплату организацией налогов на ее директора (апелляционное определение Свердловского областного суда от 3 июня 2020 по делу № 33-5610/2020).

Таким образом, ответственность учредителей, руководителей, работников налогоплательщика и иных лиц за неуплату организацией налогов не является общим правилом.

Взыскание с указанных физических лиц налоговой недоимки и возложение на них ответственности по долгам юридического лица перед бюджетом допускаются лишь в случаях, специально предусмотренных законом (Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2017 г. № 39-П). 

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/myasnikov/1418221/

Проверка налоговой задолженности, сбор налогового долга

Налоги долг

Бесплатная юридическая консультация

Определение термина задолженность по налогам вытекает напрямую из определения понятий задолженности по налогам, недоимки, налога и порядок взыскания. Соответственно со статьей 57 Конституция РФ “каждый должен оплатить установленные законно сборы и налоги”.

Но нужно отметить, что не каждый налог, который установлен и введен на определенной территории по воле административно-территориального образования или государства, которая выражена в необходимом акте, рождает появление у лиц, которые указаны в нем, как налогоплательщики, обязанность оплатить данный налог.

Основной критерий — это законность установления нового сбора или налога.

Конституционный суд РФ в 1997 году, в одном из собственных постановлений, разъяснил официально содержание статьи 57 Конституции РФ: “сбор или налог может являться установленным законно лишь в том случае, когда закон зафиксировал значительные элементы налогового обязательства, установить налог возможно лишь при помощи перечисления напрямую в законе о налоге значительных элементов налогового обязательства”.

Обязанность оплачивать налоги, которые закреплены в Конституции РФ, распространяется в качестве своего требования государства на всех налогоплательщиках. Конституционный принцип оплаты установленных законно налогов раскрывают в пункте 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации.

В указанном пункте перечисляют элементы налогового обложения, определяя которые вместе налог может являться установленным законодательно. Данные положения статьи 17 Налогового Кодекса РФ отвечают главным принципам налогового права – принципу определенности и законности налогового обязательства.

Данные принципы закрепляются в положениях пункта 6 статьи 3 Налогового Кодексва РФ, соответственно с которыми “когда устанавливаются налоги, необходимо определить все элементы налогового обложения” и в положении пункта 5 статьи 3 Налогового Кодекса РФ, в согласии с которыми “ни на кого нельзя возложить обязанность оплачивать сборы и налоги и другие платежи и взносы, которые обладают признаками сборов и налогов, которые установлены Налоговым кодексом РФ, не предусмотрены Налоговым кодексом РФ или установлены в другом порядке, нежели это определяется Налоговым кодексом РФ”.

Обязанность по оплате конкретного сбора или налога возлагают на налогоплательщика от появления обстоятельств, которые установлены законодательством о сборах и налогах и предусматривают оплату этого сбора или налога, и должна быть исполнена в срок, который установлен налоговым законодательством для каждого необходимого налога или при наличии досрочно данного желания.

Выполнение данной обязанности обеспечивает сила госпринуждения, которая осуществляется налоговыми органами и, если необходимо, и прочими органами гос власти.

Ненадлежащее исполнение или вообще неисполнение обязанности по оплате в срок налога, который устанавливается законодательством о сборах и налогах, приведет к возникновению у налогоплательщика долга перед бюджетами разных уровней и внебюджетными госфондами.

Что относят к различным видам налоговой задолженности

Задолженность по налогам – это возникшее, но еще непогашенное обязательство перед бюджетом.

В отличие от недоимки задолженность появляется сразу при начислении налога, даже если сроки выплаты еще не наступили.

В задолженность по налогам и сборам также помимо недоимки (просроченных обязательств) входят реструктуризированная задолженность, приостановленные платежи и те налоги, срок уплаты по которым изменился.

Та задолженность, которая образуется из-за изменения срока уплаты, включает в себя сам неуплаченный налог, сборы, а также сумму набежавших процентов.

Некоторые специалисты под термином «задолженность», помимо недоимки пени, которые начисляются за просроченный платеж, понимают также и неуплаченные штрафы.

Множество факторов могут спровоцировать возникновение долга. При этом его величина зависит от ряда условий.

Специализированная экономическая литература охватывает общие закономерности, которые приводят к формированию задолженности, но, помимо этого, существуют и достаточно специфические факторы.

Если тщательно проанализировать, почему возникает налоговая задолженность, то станет понятно, как ее эффективно снижать и какие шаги нужно предпринять для улучшения ситуации.

Сама задолженность состоит не только из суммы неуплаченного налога, но также и из пени, которые начисляются за каждый день просрочки. Пени – это дополнительные платежи, призванные минимизировать потери госбюджета в результате недоимки и задержки уплаты. Все нюансы, затрагивающие уплату пени, упомянуты в ст.75 Налогового кодекса РФ.

Помимо этого, существуют еще налоговые санкции и штрафы. Они начисляются налогоплательщику по итогам налоговой проверки за несоблюдение норм фискального законодательства либо за нарушение правил, которые регулируют порядок государственной регистрации организаций и предпринимателей.

По каким видам налогов образуется налоговая задолженность

У нас используется упрощенная косвенная модель расчета добавленной стоимости. Получается, что подсчеты идут не прямо на основании величины добавленной стоимости, ведь очень сложно работать с этим показателем, а по объему реализации произведенных товаров, откуда вычитаются расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты и т. д.

По большей части именно по этим налогам возникают основные виды налоговой задолженности, которые и несут значительный ущерб бюджету. Когда объем долгов растет, фискальная система начинает испытывать сложности.

Как формируется налоговая задолженность?

Налоговая задолженность формируется не позднее пяти дней после того, как наступит срок уплаты, указанный в едином налоговом уведомлении. Затем в течение трех месяцев вам направят требование об уплате. Если сумма недоимки составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено вам в течение года.

Уплатить задолженность необходимо в течение срока, указанного в требовании (не менее восьми дней).

В случае неуплаты налога в установленные законом сроки вам будут начислены пени (1/300 от ставки рефинансирования ЦБ) за каждый календарный день просрочки.

Что ещё включается в задолженность

Определенные исследователи включают в состав термина задолженности, кроме недоимки пени, которые начислены за несвоевременную оплату налога и суммы неоплаченных штрафов.

Под штрафом понимается налоговая санкция, предусматриваемая за нарушение законодательства о сборах и налогах. Штраф по своей экономической сути является не задолженностью по оплате налога, а мерой наказания за его неоплату.

Яркий пример этого — штрафы, которые налагаются на должностных лиц организации (главного бухгалтера, руководителя). Данные санкции имеют личное отношение к сотрудникам организации, которые виновным в совершении нарушения.

В отношении включения пени в долг по налогам можно сделать похожий вывод, что и в отношении штрафов. Пеню необходимо рассмотреть как добавочный платеж, который призван компенсировать потери госказны в итоге недополучения сумм налогов в срок при задержке оплаты налога. Значимый момент здесь определение пени как добавочного платежа и указание на ее свойства по компенсации.

Вывод по этому параграфу — то, что содержание термина “задолженность” является аналогичным понятию недоимки, и представляет собой в общем случае сумму налоговых платежей, которые были не уплачены, штрафов по ним, пеней.

В то же самое время долги организации, которые связаны с начисленными пенями и штрафными санкциями, нужно рассматривать не в качестве элементов задолженности по налогам, а как задолженности по пеням и штрафам соответственно.

Поэтому структура задолженности по налогам, которая включает в себя недоимку и увеличена на сумму рассроченных и отсроченных платежей и сумму платежей, приостановленных временно к взысканию, отражает в полной мере экономическую суть налогового долга.

Как проверить налоговую задолженность?

Узнать, есть ли у вас налоговая задолженность, можно:

  • онлайн, указав свой ИНН на портале государственных услуг РФ
  • онлайн, в личном кабинете налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы (требуется регистрация на сайте ФНС или на портале госуслуг РФ);
  • лично, при визите в налоговую инспекцию (нужно предъявить документ, удостоверяющий личность и, при желании, свидетельство ИНН). Записаться на прием в инспекцию можно онлайн;
  • лично, в одном из
  • ЦАО: Флагманский офис, Красносельский, Якиманка;
  • ЗАО: Очаково-Матвеевское, Солнцево, Филевский парк, Фили-Давыдково;
  • САО: Аэропорт, Беговой, Дмитровский, Коптево;
  • СВАО: Алтуфьевский, Бабушкинский, Свиблово, Ярославский, Марфино;
  • СЗАО: Митино, Покровское-Стрешнево, Северное и Южное Тушино, Строгино;
  • ВАО: Вешняки, Северное Измайлово, Сокольники;
  • ЮАО: Даниловский, Москворечье-Сабурово, Орехово-Борисово Южное, Чертаново Южное;
  • ЮВАО: Капотня, Некрасовка, Печатники, Текстильщики;
  • ЮЗАО: Котловка, Ломоносовский, Теплый Стан, Ясенево, Флагманский офис;
  • ЗелАО: Матушкино, Силино;
  • ТиНАО: Московский, Троицк.
  • “>40 центров госуслуг «Мои документы». Для этого вам нужно будет заполнить заявление на признание конфиденциальных налоговых сведений (всех либо части за определенный период) общедоступными;

  • через СМС-сообщения или по электронной почте (необходимо дать письменное согласие на такое информирование).
  • Для того чтобы проверить налоговые начисления и задолженности Вам понадобится номер одного из следующих документов:

    1. ИНН – Идентификационный номер налогоплательщика
    2. СНИЛС – Страховой номер индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде России (зелёная пластиковая карточка)
    3. УИН или индекс документа – номер уведомления ФНС о начисленных налогах

    Проверка налогов осуществляется по номеру документа, введенных в соответствующие поля формы поиска. Вы можете проверить налоги, указав одновременно оба документа. Номер СНИЛС вводится без дефисов и пробелов, только цифры.

Источник: https://zarplatto.ru/proverka-nalogovoj-zadolzhennosti-sbor-nalogovogo-dolga/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.