Передача государственного имущества в доверительное управление

Доверительное управление имуществом

Передача государственного имущества в доверительное управление
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Гражданское право – разделы » Собственность » Доверительное управление имуществом

Соглашение, согласно которому осуществляется передача права управлять имуществом назначенному лицу на конкретный срок, юристы определяют как особый договор доверительного управления имуществом.

Соглашение, согласно которому осуществляется передача права управлять имуществом назначенному лицу на конкретный срок, юристы определяют как особый договор доверительного управления имуществом.

Подобный документ считается официальным и требует неукоснительного выполнения. Он начинает действовать с того времени, как произошла передача имущества назначенному доверенному управляющему.

Условия договора доверительного управления имуществом относятся к возмездным.

Важным условием подобного документа считается объем премии доверительному управляющему. Документ не будет считаться оформленным, если не будет оговорена система выплаты положенного вознаграждения.

В принципе, не существует особых препятствий к заключению безвозмездного договора. Однако все условия в обязательном порядке должны прописываться в договоре, они указываются в отдельном параграфе.

договора доверительного управления имуществом обязательно должны включать правила, предписывающие взаимоотношения между доверителем и управляющим. Образующиеся при этом правоотношения могут одновременно относиться сразу к нескольким выгодоприобретателям.

Договор доверительного управления имуществом опирается на конкретную правовую базу. Каждый правовед понимает ее по-разному. Очень часто юристы пытаются обнаружить в существующем доверительном управлении «вещественно правовой субстрат». Как результат, они начинают квалифицировать договор доверительного управления имуществом подобием некой инстанции вещевого права.

Такие попытки, сводятся к игнорированию гражданского права, делящегося на две группы:

  • Вещественные;
  • Обязательные.

Договор доверительного управления имуществом, особенности и цели

Когда хозяин передает собственное имущество конкретному лицу для управления, между ними составляется договор доверительного управления имуществом. Данное имущество всегда передается в индивидуальное управление и преследует одну цель, получить большую прибыли и достичь максимального эффекта от его использования.

Иногда происходит передача объекта как доверительное управление имуществом подопечного. Он может представлять физическое лицо, быт предпринимателем и так далее. Подобное случается при отсутствии лиц, которые обязаны проявлять заботу и ухаживать за физическим лицом

Участниками этого документа становятся:

  • Владелец имущества;
  • Доверенное лицо;
  • Выгодоприобретатель. Если в документе данное лицо не фигурирует, то вся прибыль переходит в руки учредителя управления.

Доверенным управляющим имуществом физических лиц разрешено быть только определенным категориям граждан:

  • Индивидуальным предпринимателям;
  • Юридическим организациям, коммерческого типа.

Логика таких действий понятна, ведь работа управляющего аналогична предпринимательской деятельности.

Подобные договора очень похожи на проведение сделок. Ведь агент, аналогично доверительному управляющему, становится представителем интересов конкретной стороны.

Вам необходима помощь юриста по управлению имуществом?

Каковы нюансы договора доверительного управления имуществом?

  • Чтобы выполнять работы, связанные с управлением имуществом физических лиц, дается определенный срок;
  • Операции с переданным ему имуществом управляющий проводит по собственному желанию и везде ставит свою подпись. Агент должен проводить операции только как представитель физического лица;
  • Работа управляющего преследует одну цель – поддержать интересы хозяина объекта;
  • Агент обязан выполнять только конкретные задания заказчика. Доверенный управляющий может работать без ограничений. Он самостоятельно находит наилучшие варианты управления имуществом. Впоследствии он воплощает их в жизнь;
  • Любое имущество физического лица, отданное в управление, никак не касается основного имущества управляющего. Такой объект не подлежит взысканию, даже когда требуется погасить его долги. Исключение может касаться: объявления банкротства; заложенного имущества.

Доверительный управляющий – его обязанности и права

Все нормативы предписываются гражданским кодексом. Доверенный управляющий должен выполнять все пункты этого закона. Он обязан проводить управление полученным имуществом. Его действия основываются на соблюдение интересов выгодоприобретателя.

Из различных операций складывается доверительное управление имуществом подопечного. Все они дают возможность достичь большой прибыли.

Существует несколько ограничений, предписывающих поведение доверенного управляющего. Исключение составляют только пункты, оговорённые в договоре.

Законодательство предписывают доверительному управляющему проводить только лично операции с полученным имуществом от физического лица. Управляющим совместно с доверенным лицом составляется договор поручения.

Но существует несколько исключений. Управляющему разрешается передавать полномочия управления имуществом другому лицу, если возникли следующие причины:

  • Договор разрешает такие действия;
  • Эти операции получили полное согласие учредителя. Подтверждение такого согласия дается в виде письменного заявления;
  • Передавать управление можно только при вынужденных обстоятельствах.

Например, когда доверитель не может быстро передать указания доверенному лицу.

При любых обстоятельствах, даже при исполнении доверительного управления имуществом подопечного другим человеком, отвечать за выполненные действия обязан только доверенный управляющий. Он обязан представлять полный отчет физическому лицу о проделанной работе. Срок предоставления данного отчета, а также порядок сдачи оговариваются договором.

Существует определенный порядок, устанавливающий права доверенного управляющего, предписывающий его обязанности. Например, при действиях с имуществом, возможны его изменения. Доверенному управляющему разрешено выполнять такие операции без ограничений. Все обязательства, возникающие после подобных действий доверенного управляющего, проводятся за счет имеющегося имущества.

Какие имеются основания для прекращения договора доверительного управления

Данная сделка относится к категории срочной, поэтому такой договор теряет свою силу после окончания срока. Важным основанием для окончательного прекращения договора с физическим лицом считается несколько обстоятельств:

  • Кончина управляющего;
  • Недееспособность;
  • Исчезновение;
  • Ликвидация ИП или другой организации, которую представлял управляющий.

Договор теряет силу, если управляющий имуществом физического лица признан банкротом. Он вынужден закрыть свое ИП, что становится причиной автоматической потери прав на проведение работ доверительного управления. Произойдет ликвидация коммерческой организация, ее объявят банкротом, и она перестанет существовать.

Серьезное заболевание индивидуального предпринимателя часто является причиной невозможности выполнять им функций доверительного управления имуществом физического лица.

В сложившихся обстоятельствах учредитель обладает правом прекратить действие оформленного договора. Он обязательно должен поставить в известность контрагента о разрыве договора. На это ему дается три месяца.

Если конечно в нем не оговариваются другие условия уведомления о разрыве.

Учредитель управления обладает правом разорвать выполнения договора. Однако у него остается обязанность произвести выплату вознаграждения, прописанного в договоре доверенному управляющему.

Право разорвать договор, разработано законодательством специально для физического лица, чтобы он мог сохранить правомочность распоряжаться своим имуществом. Безусловно, при разрыве договора учредитель обязан учитывать законные интересы назначенного управляющего. Он должен выплатить ему компенсацию за понесенные предпринимателем убытки.

Данный договор не является лично-доверительным. Поэтому прописанные в нем обязанности сторон допускают возможность правопреемственности. Список оснований для разрыва такого документа намного меньше, чем перечень обязанностей договора поручения.

Он больше похож на основания закрытия агентского договора. Например, законодательством не предусматривается возможность управляющего самолично отказаться от соблюдения пунктов договора.

Исключением могут считаться только форс-мажорные обстоятельства, когда невозможно проводить доверительное управление имуществом физического лица.

Подобный договор доверительного управления имуществом считается не действительным после объявления физического лица банкротом. Имущество необходимо отдать на конкурсную реализацию.

Обязанности управления автоматически переходят к оставшимся наследникам. Если происходит ликвидация учредителя, как юридического лица, автоматически теряют силу все обязательства. Касается это и оформленного договора.

Если выгодоприобретатель отказывается от прибыли и выражает решение отказаться продолжать работы по управлению, то согласно правилам, существующий договор теряет свою силу и считается неправомочным.

Иногда в договоре указываются и другие возможные последствия такой ситуации. Учредитель может получить права бенефициара.

Если назначенный доверенный управляющий внезапно скончался, это может стать причиной прекращения договора. Произойдет закрытие юридического лица. Отсюда вывод, если отсутствует выгодоприобретатель, оформленный договор перестает быть правомочным.

Если управляющий признан недееспособным, если не известно его место жительства, если происходит реорганизация юридической компании, договор может остаться в силе. Все полномочия переходят к наследникам умершего бенефициара.

После разрыва договора, все отданное имущество, обязательно должно возвратиться физическому лицу. Иногда для передачи имущества предусматриваются также и особые условия. Например, осуществляется передача имущества доверенному лицу. Он может даже его приобрести, если такой пункт оговорен документом.

Ответственность за нарушение договора доверительного управления имуществом

Когда доверенный управляющий, назначенный физическим лицом, не выполняет свои обязательства, он должен отвечать за выполненные действия, причем совершенно неважна степень его вины. Он будет освобожден от любой ответственности, если сможет доказать, что понесенные убытки стали следствием форс-мажорных обстоятельств или неправомочных действий учредителя.

Указанный норматив в статье гражданского кодекса имеет общий вид. Его можно отнести к любым документам, относящимся к доверительному управлению.

Вероятно, такая норма возлагает ответственность на физическое лицо, индивидуального предпринимателя и представителя некоммерческой организации, выполняющей свою деятельность, не касающуюся предпринимательства.

В примечаниях оговаривается, что данные лица освобождаются от ответственности за происшедшие события.

При определении степени ответственности, которое касается доверенного управляющего перед физическим лицом, статьи гражданского кодекса, предписывают виновному полностью возместить все убытки.

Физическое лицо должно получить все убытки, которые произошли из-за нарушения обязательств. Другими словами, должна быть возмещена утерянная прибыль. Он должен получить деньги за нанесенный ему реальный ущерб, особенно при повреждении имущества и потерянной прибыли.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/doveritelnoe-upravlenie-imushhestvom.html

Система доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом

Передача государственного имущества в доверительное управление

Система доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом – это система урегулированных законодательными положениями общественных отношений, одна сторона которых – Российская Федерация, регион или муниципальное образование – как учредитель управление передает имущество, находящееся в собственности государства или муниципального образования, другой стороне для организации и реализации эффективного управления таким имуществом.

Правовая основа системы доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом

Конструкция доверительного управления, используемая государством и муниципалитетами, была разработана частноправовой теорией и практикой и закреплена гражданским законодательством.

Так, действующими положениями отечественного договорного права предусматривается договорная конструкция доверительного управления, опосредующая общественные отношения, в которых одна сторона, учреждающая управление, передает второй стороне, управляющему, свое имущество для управления в интересах учреждающей управление стороны или лица, ей указанного, так называемого выгодоприобретателя.

Передача имущества в профессиональное управление характеризуется объективными преимуществами:

  • управление имуществом организуется профессиональными участниками, что позволяет обеспечить его более эффективное использование при сохранении личных ресурсов;
  • имущество используется эффективно: идеальная ситуация предполагает не только покрытие расходов на содержание имущества, но и прибыль от использования.

Замечание 1

В качестве предмета доверительного управления может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. Собственность на имущество, переданное управляющему, к нему не переходит.

Государство и муниципальные образования аккумулируют значительные имущественные комплексы, которые требуют профессионального эффективного управления. Кроме того, управление государственным и муниципальным имуществом определяется спецификой назначения такого имущества.

В свою очередь, специфика сферы государственного управления требует и специального правового регулирования – вопросам доверительного управления федеральным, региональным и муниципальным имуществом посвящены нормативно-правовые акты соответствующего уровня. Необходимо подчеркнуть, что специальное регулирование предусматривается не только для имущества публично-правовых образований различного уровня, но и для отдельных видов имущества.

Характеристика системы доверительного управления государственным (муниципальным) имуществом

В сфере публичного управления договорная конструкция доверительного управления приобретает свою специфику.

Это обусловлено назначением имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной собственности.

В самом общем виде, такое назначение может быть определено как обеспечение интересов населения конкретной территории, более конкретно, такое имущество обеспечивает решение множества частных задач публичного управления:

  • служит для развития стратегически важных для отечественной экономической системы отраслей, а также функционирование отраслей, имеющих важное социальное значение, но характеризующихся невысокой прибыльностью;
  • обеспечивает функционирование системы государственного механизма, реализацию стратегических целей и оперативных задач публичного управления;
  • компенсирует кризисные явления в экономике и пр.

Вышесказанное обуславливает необходимость организации эффективного управления государственным (муниципальным) имуществом.

Система доверительного управления допускает наличие трех сторон в системе доверительного управления:

  • это субъект, учреждающий управление, то есть учредитель управления;
  • это субъект, организующий и реализующий управление, то есть управляющий;
  • это субъект, в пользу которого учреждается управление, то есть выгодоприобретатель. Этот субъект может совпадать с учредителем управления.

В области публично-правовых отношений субъектный состав доверительного управления традиционно выглядит следующим образом:

  • в качестве субъекта, учреждающего управление, выступает публично-правовое образование соответствующего уровня – государство или муниципальное образование. При этом полномочия учредителя осуществляет специальный орган публичного управления;
  • в качестве субъекта, реализующего управление, выступает некоммерческая организация, специально учрежденная государством для осуществления указанной деятельности, или частная организация, с которой договор доверительного управления заключается на конкурсной основе;
  • в качестве субъекта, в пользу которого учреждается доверительное управление, номинально выступает учредитель – публично-правовое образование соответствующего уровня, фактически эти полномочия от лица государства реализует Министерство финансов РФ, от лица муниципального образования – финансовый муниципальный орган.

Доверительное управление муниципальным имуществом реализуется в двух формах:

  • целевое назначение: государственное или муниципальное имущество здесь не предполагает передачи частному управляющему, для его управления государством или муниципальным образованием учреждается некоммерческая организация – государственная или муниципальная компания. Ей на основе передаточного акта передается соответствующее имущество, при этом ограниченные вещные права специального органа или учреждения публичного управления (права оперативного ведения или право хозяйственного управления) в отношении него прекращаются;
  • установление доверительного управления на конкурсной основе: управляющие организации частного сектора привлекаются к управлению государственным ил муниципальным имуществом посредством проведения конкурса, по результатам которого заключается договор доверительного управления.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/sistema_doveritelnogo_upravleniya_gosudarstvennym_municipalnym_imuschestvom/

Доверительное управление государственным имуществом » FXdu.ru

Передача государственного имущества в доверительное управление

В данной статье будет рассмотрено предназначение и основные особенности на тему доверительное управление государственным имуществом. Процесс включает два основных блока: стратегическое управление и оперативное управление.

К вопросам стратегического управления относятся инвестиционные решения и решения по вопросам долговых обязательств предприятий, особенно перед государственным бюджетом (как по налогам, так и по выданным кредитам и гарантиям), проблемы выбора направлений развития конкретных государственных предприятий.

Оперативное доверительное управление государственным имуществом включает три основные группы задач: планирование, контроль и принятие управленческих решений.

Высокая эффективность доверительного управления государственным имуществом может быть обеспечена посредством реализации, одной из наиболее распространенных концепций современного менеджмента, – “управление по целям”.

Управление по целям предполагает наличие ясных, измеримых и достижимых целей, а также стратегии и плана действий, которые обеспечат достижение поставленных целей.

По результатам анализа эффективности текущей деятельности предприятий, должны приниматься управленческие решения.

Фактически, управленческие решения – это воздействия, посредством которых государство реализует свою политику управления имуществом.

В отличие от стратегических решений (перепрофилирование, ликвидация, приватизация, реструктуризация и т.п.), оперативные управленческие решения направлены на решение двух основных задач:

  • внесение корректив и утверждение уточненного бизнес-плана предприятия, в соответствие с объективными изменениями внешней среды (рыночного спроса, законодательства, пересмотра государственных программ и т.п.);
  • решение кадровых вопросов: смещение и замена высшего руководства предприятия, в случае не выполнения согласованных и утвержденных плановых показателей.

Государство, как любой другой собственник, должно обеспечивать доверительное управление государственным имуществом с максимально эффективностью.

Собственник осуществляет управление своим имуществом посредством своих полномочных представителей, принимающих участие в органах управления предприятиями (Советах директоров и Общих собраниях акционеров), полностью или частично принадлежащих государству.

Классификация объектов государственного имущества, которые могут быть переданы в доверительное управление

Все объекты государственного имущества можно разделить на две основные группы:

  • Предприятия, которые должны находиться исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты);
  • Объекты, с возможностью коммерческого использования (предприятие, действующее на открытом конкурентном рынке).

Такое разделение предопределяет принципы управления имуществом.

По отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно в государственной собственности государство выполняет функции старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий.

В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия.

При этом целью государства – менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.

По отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец).

В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте.

Целью государства – инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).

Объекты – исключительно государственной собственности.

К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:

  • Оборонные предприятия;
  • Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства;
  • Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения;
  • Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т.п. (могут находиться, как в государственной, так и в частной собственности);
  • Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).

Как уже отмечалось ранее, важнейшим отличием предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:

  1. Экспертиза плана деятельности предприятия;
  2. Определение значений основных финансово-экономических показателей;
  3. Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда;
  4. Регулярный текущий контроль исполнения плана;
  5. Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).

Планирование на государственных предприятиях осуществляется, как правило, на основе государственного заказа. При этом государство определяет:

  • Номенклатуру продукции или услуг;
  • Объемы и условия поставки;
  • Закупочные цены;
  • Нормативы себестоимости и рентабельности, включая размеры дотаций в случае плановой убыточности предприятия;
  • Источники и условия финансирования.
  • Объекты с возможностью коммерческого использования.

Управляя коммерческими объектами, государство, как собственник руководствуется принципами инвестиционного менеджмента. К коммерческим объектам относятся предприятия, частично или полностью принадлежащие государству и осуществляющие свои операции на открытом, конкурентном рынке.

Важнейшим критерием при определении коммерческой природы предприятия является наличие реальных или потенциальных конкурентов, которые также могут предложить свои продукты или услуги для того целевого рынка, на котором действует предприятие.

При управлении коммерческими объектами важнейшей задачей государства является формирование и доверительное управление государственным имуществом (продажа или приобретение пакетов акций) инвестиционного портфеля, обеспечивающего минимальные риски и максимальную доходность инвестированного капитала, не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

При этом, учитывая, что многие объекты собственности имеют высокую государственную значимость (экономическую, социальную и т.п.) и требуют индивидуального подхода, а структура и состав портфеля определен и ограничен, функции управления государства-инвестора, в своей основе, близки функциям фонда прямых инвестиций.

Источник: https://fxdu.ru/gosimuschestvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.