Принципы экономического права

Международное экономическое право: принципы и их экономическая составляющая

Принципы экономического права

В международном праве традиционно выделяются принципы международного права и общие принципы международного права. Чтобы понимать разницу, следует дать определением обоим понятиям.

Определение 1

Принципы международного права являются фундаментальными нормами, которые обладают большой юридической силой. Данные принципы считаются универсальными, но они также могут отражать интересы отдельных государственных территорий.

Общие принципы международного права предполагают выражение интересов международного сообщества вообще и коренных интересов стран в частности.

Их также называют договорными, поскольку они нередко действуют в областях, в которых отсутствует конкретное правовое регулирование.

Основные принципы международного права

Основные принципы международного права не прописаны в качестве официальных общепринятых норм. Ученые разных стран публикуют различные доктрины с разным составом основополагающих принципов. На законодательном уровне большим авторитетом пользуются следующие акты:

  • Устав ООН;
  • Декларация о принципах международного права, которая регламентирует дружеские отношения и совместную работу европейских стран в соответствии с Уставом ООН;
  • Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Благодаря этим актам сложился список основных принципов международного права.

  1. Нельзя применять силу или угрозу силой.
  2. Споры должны разрешаться путем мирных переговоров.
  3. Одно государства не должно вмешиваться во внутренние дела другого.
  4. Все страны стремятся к сотрудничеству.
  5. Народы должны быть равноправны.
  6. Государства должны обладать равным суверенитетом и добросовестно выполнять международные обязательства.
  7. Государства обязуются поддерживать территориальную целостность и нерушимость границ.
  8. Права человека не нарушаются.

Замечание 1

Все принципы взаимосвязаны. Они эффективны, только когда взаимодействуют. Каждый из них можно применить, исходя из содержания других принципов. Данные принципы отчасти представляют собой принципы международного экономического права, поскольку в каждом из них есть определенная экономическая составляющая.

Принцип неприменения силы

Данный принцип запрещает применять вооруженную силу и невооруженное насилие. Если первый пункт исполняется, то вопрос об экономическом насилии по-прежнему остается острой проблемой в современном мире.

Заключительный акт СБСЕ указывает, что государства должны воздержаться от актов экономического принуждения. Но подоплека данного понятия не раскрыта и потому каждое государство интерпретирует его по своему.

Поэтому проблема экономического принуждения остается актуальной по сей день.

Мирное разрешение споров

Мирное разрешение споров стало возможным, благодаря действующим органам по разрешению споров. Например, это ВТО или Международный орган по морскому дну. На региональном уровне создаются международные суды. Деятельность двустороннего уровня регулируют межправительственные комиссии.

Принцип невмешательства

Согласно принципу невмешательства во внутренние и внешние дела, одно государство не должно подчинять себе другое государство, при помощи принятых мер в сфере экономики.

Речь идет о том, что все страны в равной мере должны реализовывать свои экономические права и функции без давления на страны-партнеры и конкурирующие государства. Экономическое вмешательство может быть прямым и косвенным.

Пример 1

К первым относятся экономические блокады, отказ от участия в крупных программах экономической помощи, целью которых является подчинить своим интересам суверенные права другого государства.

Сюда же относится стремление воздействовать на процесс национализации и препятствовать выбору формы экономики.

Под вторыми понимаются отдельные действия, которые предпринимают лица и организации, контролируемые другим государством.

Исследователи отмечают сужение сферы внутренних дел, ведь ряд внутренних вопросов выводится под международно-правовое регулирование. Например, когда Россия, Белоруссия и Казахстан заключили таможенный союз, это означало, что национальное регулирование импорта заменяется общим. При этом импорт товаров из Казахстана уже будет внутренним дело РФ.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Принцип равноправия

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает, что каждая страна имеет право свободно определять свое экономическое развитие. Он запрещает колониализм и гнет иностранных государств.

Большая часть народов мира самоопределяется либо в федеративных, либо в национальных государствах. Путь и выбранные средства развития экономики для конкретного народа государства определяют при помощи действующего законодательства.

При этом народы дискриминации не подвергаются.

Принцип территориальной целостности

Принцип территориальной целостности запрещает посягать на государственное пространство и государственные ресурсы. Одна страна не имеет право проникнуть на чужую территорию или самостоятельно пересечь сухопутные, морские, воздушные или подземные границы.

Принцип уважения прав человека

Принцип уважения прав человека строится на том, что каждое государство обеспечивает права человека и несет за это ответственность. В частности, речь идет о правах физических лиц: иностранцев, иммигрантов, а также инвесторов в разных сферах экономической деятельности.

Принцип выполнения международных обязательств

Добросовестное выполнение международных обязательств подразумевает выполнение установленных договорных и обычно-правовых норм. Согласно ему государства регулируют внутреннее устройство в соответствии с международными правовыми нормами. Предполагается соблюдение обязательств по всем договорам между странами, включая экономические.

Принцип суверенного равенства

Принцип суверенного равенства запрещает дискриминировать страны в сфере экономики и дает право свободного участия в экономических отношениях.

Все государства имеют право вступать в международные организации и заключать международные соглашения. Экономические системы могут различаться, но это не отменяет равноправия государств.

Одной из составляющих данного принципа является принцип взаимовыгодного сотрудничества. Он имеет особенно важное значение в сфере международной экономики.

Принцип сотрудничества

Принцип сотрудничества обязывает страны сотрудничать между собой. Различают две формы сотрудничества: когда государство сотрудничает в сфере экономики правомерными способами и когда оно применяет экономические средства, чтобы сотрудничать во всех остальных сферах деятельности.

Теоретики считают, что в ХХI веке основу экономических отношений составит именно сотрудничество. При этом государства по-прежнему будут соперничать и конкурировать друг с другом. Страны должны совместно решать глобальные проблемы современности, перестраивать отношения на справедливой основе, а также стремиться и содействовать экономическому развитию.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo/mezhdunarodnoe-ekonomicheskoe-pravo/

Персональный сайт – Введение в экономическое право

Принципы экономического права

Тема №5: Введение в экономическое право.

5.1 Понятие и предмет экономического право

5.2. Субъект и принципы экономического права

5.3. Система и источники экономического права.

1. Традиционным для правовой науки и правопорядка многих развитых европейских стран является разделение права на публичное и частное.  Такое различие было обосновано еще древнеримскими юристами.

По словам древнеримского юриста Ульпиана публичное право есть то, которое относится  к положению римского государства, а частное, которое относится к пользе отдельных лиц.

Экономическое право – это комплекс общих и специальных норм гражданского права (частного права), определяющих правовое положение лиц, признаваемых по закону предпринимателями, а также регулирующих отношения между этими лицами или с их участием по поводу осуществления ими предпринимательской деятельности.

Экономическое право в РМ необходимо рассматривать  не как самостоятельную отрасль права, а как часть гражданского, частного права.

Иначе говоря экономическое право – это подотрасль гражданского права, выраженная в совокупности специальных гражданских правовых норм, подчинённых общим нормам гражданского права, совместно регулирующих специфические гражданские правовые отношения между лицами признанными по закону предпринимателями и с их участием в процессе и по поводу осуществления ими предпринимательской деятельности. Гражданско-правовые нормы, которыми урегулированы отношения между предпринимателями можно условно классифицировать на 3 группы:

В первую группу таких норм входят нормы, регулирующие отношения, в которых участвуют исключительно предприниматели.

Ко второй группе норм экономического права относятся нормы, предполагающие (презумирующие) участие предпринимателя в качестве одного из субъектов регулируемых ими отношений.

К третьей категории норм следует включить общие нормы гражданского права, распространяющие свое действие на всех без исключения субъектов гражданского права, в том числе и на лиц, обладающих статусом предпринимателя.

Предметом правового регулирования всякой отрасли права является определенный круг общественных отношений, которым свойственен определенный, специфический и самостоятельный характер.

Важнейшей характеристикой экономического оборота как специфической части гражданского оборота является его преимущественная возможность к возмездности, что объясняется наличием предпринимателя основной цели, а именно получение прибыли от осуществляемой им предпринимательской деятельности.

Предметом отрасли гражданского права являются имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения, основанные на взаимном равенстве сторон этих отношений и их имущественной самостоятельности.

Предмет экономического права как подотрасли гражданского права являются те же имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения, но в которых участвуют лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Предпринимательская деятельность ( предпринимательство) – это инициативная деятельность, осуществляемая самостоятельно от своего имени на свой риск и под свою имущественную ответственность, легальная деятельность физических и юридических лиц зарегистрированных в качестве предпринимателей, целью которой является извлечение прибыли от производства и реализации продукции, выполнение работ, оказание услуг. Для предпринимательской деятельности специфичны следующие признаки:

1. Предпринимательство представляет собой общественно полезную и легальную деятельность.

2. Предпринимательство – это инициативное и самостоятельная деятельность

3. Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая от своего имени

4. Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность.

5. Предпринимательство – это деятельность, осуществляемая гражданами и юридическими лицами, которые официально зарегистрированы в качестве коммерсантов, предпринимателей.

6. Предпринимательство – это деятельность, которая носит профессиональный, систематический характер, что создаёт предпринимателю постоянный источник доходов.

7. Предпринимательство – это естественно целенаправленная деятельность.

2. Субъекты экономического права признаются все участвующие в предпринимательском обороте лица, отношения между которыми урегулированы, нормами экономического права как подотрасли гражданского права.

Лица, участвующие в экономическом обороте- это субъекты гражданского права. А именно: физические лица, юридические лица, а также публично-правовые образования.

Участник экономического оборота делится на 2 группы.

В первую входят профессиональные участники предпринимательского оборота, т.е. лица, обладающие статусом предпринимателя.

Ко второй относятся непрофессиональные участники оборота, не обладающие статусом коммерсантов.

Субъективный состав отношений экономического оборота характеризуется обязательным участием в нем предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Предприниматель является квалифицированным профессиональным участником коммерческого оборота, т.к.

участвует в нем постоянно, осуществляя предпринимательскую деятельность, направленную на цели обеспечения собственной экономической выгоды.

Среди непрофессиональных участников экономического оборота, вступающих во взаимоотношения с предпринимателями, выделяются такие категории как физические лица, как правило выступающие в качестве потребителей.

ПРИНЦИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА

Принципы права – основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов.

Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.

Принципы права определяют пути совершенствования правовых норм, выступая в качестве руководящих идей для законодателя. Они являются связующим звеном между основными закономерностями развития и функционирования общества и правовой системой. Благодаря принципам, правовая система адаптируется к важнейшим интересам и потребностям человека и общества, становится совместимой с ними.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип индивидуализации наказания в уголовном праве, /к межотраслевым — принцип состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном праве.

Основные принципы гражданско-правового регулирования:

1)      Принцип равенства участников регулируемых отношений – согласно ему субъекты регулируемых отношений формально находятся на равных позициях.

Эти лица признаются обладателями автономной воли, имущественно самостоятельны, независимы друг от друга и взаимно не соподчинены.

Согласно этому принципу, государство и административно-территориальные единицы принимают участие в частноправовых отношениях на равных началах с остальными субъектами.

2)      Принцип неприкосновенности собственности. Собственность, как базовый институт рыночного хозяйства, всегда находится под особым регулированием и охраной государства.

Суть принципа неприкосновенности сводится к гарантированности защиты и эффективности осуществления права собственности, которое может принадлежать различным субъектам, а не к разграничению собственности на виды, типы и формы.

3)      Принцип свободы договора. Договор в условиях рыночных отношений является основной правовой формой закрепления деловых отношений коммерсантов ,а также способом реализации интересов лиц, вступающих в отношения с коммерсантами для удовлетворения собственных нужд. Данная правовая форма обслуживает движение и оборот товаров, финансов, работ ,услуг, информации.

4) Принцип недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела. За участниками частного оборота признаются автономия воли и имущественная самостоятельность, что предполагает недопустимость произвольного вмешательства в их частные дела, в первую очередь со стороны государства.

5) Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав. В соответствии с данным принципом каждое лицо имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления любой легальной деятельности, в том числе и предпренимательской.

6) Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и судебной защиты. Конституцией и законодательством РМ гарантировано право на защиту и восстановление нарушенных прав, при этом основным методом защиты и восстановления нарушенных прав является судебный.

7) Принцип добросовестности участников регулируемых отношений

источники права.

Под источником права подразумевается форма выражения юридической нормы, которую принимает право  в совокупности своих норм. Выражение « источники права» являются специальным юридическим термином, применяемым для обозначения форм выражения юридических норм, следовательно, источниками права являются официальные государственные документы, в которых дается описание юридических норм.

Понятие « источник права» тесно связанно  с правотворческой деятельностью путем прямой непосредственной формулировки юридических норм  в различных нормативных актах или придания приданием юридической  силы , определенным правилам поведения , появившимся другим способом( как обычай, судебный прецедент, акт о негосударственных органах и т.д.), которые этими полномочиями или признанием становятся источниками права.

   Существует определенная дифференциации источников права:

1.нормативный акт

2.правовой обычай

3.судебный прецедент.

Источник (форма) права – способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Самым первым источником права следует считать правовой обычай.

Термин «источник права» также употребляется некоторыми учёными в значении «правовой памятник», а также для обозначения моральных истоков права.

Различают источник права в материальном и формальном (юридическом) смысле.

Источник права в материальном смысле – это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т.п.

Источник права в формальном (юридическом) смысле – это способ закрепления и существования норм права. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]:

Состав и система источников права, существующих в той или иной стране определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье(англосаксонской, романо-германской, социалистической и т.д.).

Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев существующих в данной местности.

Врелигиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины.

Источник: http://volkofff-1990.narod.ru/index/0-160

Юридические статьи

Принципы экономического права

Международноеэкономическое право является одной из ключевых отраслей международного права,поскольку многие виды деятельности, регулируемые международным правом, носятэкономический характер (разработка ресурсов морского дна, космическиеисследования, освоение Антарктики и др.).

Таким образом, к соответствующимотношениям должны применяться не только нормы международного морского иликосмического права, но и принципы МЭП. МЭП имеет собственную систему принципов,под которыми в праве традиционно понимают основные, исходные начала.

Каквнутригосударственные отрасли имеют несколько уровней принципов, начиная сконституционных и заканчивая институциональными, так и МЭП имеет наборпринципов, образующих иерархичную систему.

Основой для правового регулированияотношений, составляющих предмет МЭП, служат основные принципы международногоправа, зафиксированные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международногоправа, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами,1970 г. и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г.

Международное сообщество выработало специальные принципы международногоэкономического права. Однако, в отличие от основных принципов международногоправа — jus cogens — принципы МЭП носят не императивный, а конвенционныйхарактер, то есть они действуют в том случае, если включены в соответствующийдоговор.

Принципнедискриминации опирается на всюсистему основных принципов международного права, сложился в качестве обычнойнормы как один из продуктов реализации принципа суверенного равенствагосударств, а затем получил широкое подтверждение в документах ООН, ОБСЕ и иныхмеждународных договорах.

Согласно данному принципу, государствапринимают обязанность действовать, не допуская дискриминации и устраняясуществующие ограничения.

В его основе лежит предоставление государством наначалах взаимности другому государству, его организациям и гражданам общихусловий, которые не хуже, чем предоставляемые третьему государству, егоорганизациям и гражданам.

Указанный принцип не касается предоставления назаконных основаниях льгот и преференций в международной торговле (об этомпринципе речь пойдет далее).

Назначение данного принципа — не ухудшать длягосударства-партнера общих условий, единых требований и поощрений, действующихв отношении остальных, третьих государств. Меры, принимаемые государствами позащите внутреннего рынка и национальной экономики, должны применяться в равнойстепени ко всем государствам, их физическим и юридическим лицам.

Действие принципа недискриминациипредусматривает ряд исключений, к которым относятся, например, реторсии и общиеневзаимные преференции, предоставляемые развивающимся странам.

Принципнаиболее благоприятствуемой нации(режим наибольшего благоприятствования). В числе общих принципов КонференцияООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г. указала: международная торговлядолжна осуществляться «ко взаимной выгоде на основе режима наиболееблагоприятствуемой нации».

Рассматриваемый режим отличается от принципанедискриминации тем, что в соответствии с ним государство на основе взаимностипредоставляет другому государству, его организациям и физическим лицам столь жеблагоприятные условия (различные гарантии, привилегии, льготы, иммунитеты), каки те, что предоставляются любому третьему государству, его организациям ифизическим лицам.

Ввиду того, что область применения данного принципа конкретизируетсяв конкретном международном договоре (о торговом сотрудничестве, защитеинвестиций, о концессиях и др.), то положение о наибольшем благоприятствованиипринято рассматривать как типичную конвенционную норму.

Как правило, международныеторгово-экономические договоры содержат оговорку (клаузулу) о режименаибольшего благоприятствования. Режим распространяется либо на всеэкономические отношения, либо на определенную их часть в зависимости отсоглашения.

Основной сферой действия режима являютсяторговые отношения, международное торговое право.

При этом данный режим нераспространяется на преференции, предоставляемые отдельным государствам,например соседним странам, членам регионального или интеграционного объединенияили развивающимся странам.

Принцип наибольшего благоприятствования, равно как ипринцип недискриминации, направлен на демократизацию международныхэкономических отношений.

Принципнационального режима направлен наюридическое уравнивание иностранных физических и юридических лиц с гражданами июридическими лицами «своего» государства по основным видам правоотношений. Чащевсего это имеет отношение к статусным нормам, определяющим гражданскуюправоспособность иностранных граждан и организаций.

Какправило, данный принцип устанавливается национальнымзаконодательством либо национальным законодательством и международными договорами,причем наибольшее распространение получило законодательное закрепление навнутригосударственном уровне.

Сфера действия национального режимазначительно шире, чем режима наибольшего благоприятствования, поскольку онаохватывает практически всю частноправовую сферу.

На основе данного принципафизические лица и организации иностранного государства приравниваются в своихправах к национальным физическим и юридическим лицам с некоторыми изъятиями.

Несмотря на то, что национальный режим во внешнеэкономической сфере сужаетвозможности защиты национальных субъектов хозяйственной деятельности отконкуренции со стороны иностранного капитала, он активно внедряется в этуобласть по мере усиления интеграционных процессов и многостороннегорегулирования экономических связей.

Национальный режим двояк по своейсути. Так, необходимо проводить границу между национальным принципом вотношении общих прав и в отношении специальных экономических прав.

Что касаетсяпервого, то он во все большем числе государств предоставляется всем иностранцами лицам без гражданства, которые в правах и обязанностях приравниваются кместным гражданам, за исключением случаев, установленных федеральным закономили международным договором (ч.

3 ст. 62 Конституции РФ). Если мы говорим оспециальных экономических правах, то приравнивание статуса иностранцев к правовомуположению местных граждан невозможно, так как это поставило бы под угрозунациональную экономику.

Достаточно вспомнить последствия распространенных впрошлом режимов «равных возможностей» и «открытых дверей», которые навязывалисьзависимым государствам.

Преференциальныйрежим устанавливает, как правило,определенные экономические или торговые льготы. Названный принцип можетдействовать на различных уровнях: как во взаимоотношениях двухгосударств-партнеров, так и внутри группы государств, например, региональногообъединения.

Установление преференциального режима являетсяотступлением от принципа наибольшего благоприятствования, но в то же времяпредоставление такого режима развивающимся странам стало самостоятельнымпринципом международного экономического права. Данное положение закреплено в «Женевскихпринципах» Конференции ООН по торговле и развитию 1964 г.

Так, вовнешнеэкономических отношениях развитых государств с развивающимися, а такжемежду развивающимися государствами странам рекомендовано использованиепреференциального режима, которое в названных случаях не рассматривается какнарушение принципа наибольшего благоприятствования.

Практика установленияпреференциального режима для развивающихся стран не требует указания насоздания такого режима для страны в каждом договоре.

Источник: http://mylawsuit.ru/publ/raboty/mezhdunarodnoe_pravo/principy_mezhdunarodnogo_ehkonomicheskogo_prava/30-1-0-60

Понятие, источники и принципы международного экономического права

Принципы экономического права

Международное экономическое право как отрасль общего международного права представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения субъектов международного публичного права в связи с их деятельностью в области экономических отношений. Объектом регулирования выступают межгосударственные экономические отношения.

Характерная особенность источников международного экономического права — обилие рекомендательных норм, зафиксированных в резолюциях международных организациях и актах международных конференций. Специфика таких источников заключается в их ненормативном характере.

В сфере международного экономического права пока не существует универсального международного договора, который бы создав общую правовую основу для такого сотрудничества. Общие положения и принципы экономического сотрудничества сформулированы в резолюциях и решениях международных организаций. Решения и рекомендации международных организаций определяют его главное содержание.

В 1964 г.

Конференция по торговле и развитию ООН приняла комплекс «женевских принципов» (Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию), определяющих международные торговые отношения и торговую политику: предоставление развивающимся странам национальных преференциальных таможенных льгот. Такие льготы могли бы считаться дискриминационными в отношении других государств в отсутствие соответствующей нормы.

Международный договор является основным источником международного экономического права. Особую роль играют универсальные многосторонние соглашения: Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947 г. (ГАТТ); Марракешское соглашение 1994 г.

, модифицировавшее ГАТТ и создавшее ВТО; Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.; Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.; Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г.

(Гамбургские правила) и др.

Специальные договоры:

1) торговые договоры (закрепление определенного торгово-экономического режима во взаимных отношениях государств)

2) платежные соглашения (расчеты в определенных национально свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых, неконвертируемых валютах).

3) клиринговые соглашения (взаимный зачет поступлений и расходов во встречных торговых, экономических операциях) – соглашения, заключённые между правительствами или центральными эмиссионными банками двух государств о взаимном зачёте всех или части долгов и требований по торговле и другим хозяйственным отношениям договаривающихся государств без применения для расчётов золота или иностранной валюты.

4) кредитные соглашения (предоставления кредитного займа)

В международном экономическом праве действуют общепризнанные принципы международного права (прежде всего; принципы сотрудничества и добросовестного выполнения международных обязательств). Кроме того, международное экономическое право имеет комплекс специальных принципов, которые можно разделить на две группы:

1. Основополагающие специальные принципы, вытекающие из общепризнанных принципов общего международного права и имеющие как договорный, так и обычный характер. Их соблюдение обязательно для всех государств.

2. Конвенционные принципы, действующие во взаимоотношениях между государствами только тогда, когда конкретные государства взяли на себя договорные обязательства соблюдать такие принципы в своих взаимоотношениях.

К первой группе относятся:

1. Принцип всеучастия. 2. Принцип неотъемлемого суверенитета государств над их природными богатствами и естественными ресурсами. 3. Принцип свободы выбора формы организации внешнеэкономических связей.4. Принцип экономической недискриминации вытекает из прицципа равноправия государств. 5.

Принцип равноправия и взаимной выгоды государств в международных экономических отношениях (принцип международной социальной справедливости). 6. Принцип развития взаимовыгодного сотрудничества в области торговли, экономики, науки и техники. 7.

Принцип свободного доступа к морским пространствам для внутриконтинентальных государств.

В основе второй группы специальных принципов международного экономического права заложен метод сопоставления и уравнивания условий. Такие принципы рассматриваются как юридико-технические стандарты, способы организации отношений:

1. Принцип режима наибольшего благоприятствования. 2. Принцип национального режима. 3. Принцип преференциального режима (предоставление торговых льгот,). 4. Принцип специального режима означает введение каких-либо особых прав или обязанностей для иностранных лиц. 5. Принцип взаимности.

80. Понятие, источники и принципы международного экологического права. Международно-правовая охрана отдельных природных объектов (морской среды, атмосферы, животного и растительного мира).

Международное экологическое право (МЭП) ‑ совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные отношения в области окружающей среды.

Предмет МЭП – международные правовые отношения, возникающие в сфере взаимодействия с окружающей средой по поводу а) охраны окружающей среды от вредных, как правило, антропогенно обусловленных воздействий; б) использования компонентов природной среды в целях обеспечения оптимальных условий жизни нынешнего и будущих поколений – международные экологические правоотношения.

Международные экологические правоотношения: –

Классификации: от вида воздействия на природную среду, по компоненту природной среды как объекту воздействия международные экологические правоотношения, по содержанию,

Объекты:

– окружающая среда в целом,

– входящие в ее состав компоненты природной среды (земля, воды, растительный мир, животный мир, атмосфера, озоновый слой, космическое пространство),

– явления и факторы (например, климат и его изменение вследствие антропогенного воздействия),

– материальные процессы, вытекающие из самого факта существования людей и их жизнедеятельности (например, загрязнение окружающей среды, размещение отходов).

Объекты делятся на:

а) объекты, находящиеся под национальной юрисдикцией и контролем

б) разделяемые природные объекты (ресурсы)

в) международные природные объекты, т.е. расположенные в международных пространствах

Источники:

1. международный договор – активно используется в связи с созданием норм, которые до этого не существовали в форме обычая, + требуется детальная регламентация проблем, вкл. технические стандарты и регламенты. __, МД – 2 группы: 1. детальный МД, 2. рамочный МД. Значительное число Мд на универсальном и региональном уровнях.

2. международный обычай – применяется меньше, чем в иных сферах, e.g. запрет причинения трансграничного ущерба своей деятельностью.

3. Soft Law: Комиссия МП: Проект статей об ответственности государств 2001 г., Проект статей о предотвращении трансграничного ущерба от опасных видов деятельности, незапрещенной международным правом 2001 г.

, Проект принципов о распределении убытков в случае причинения трансграничного ущерба в результате осуществления опасных видов деятельности 2006., работа над Проектом статей об общих природных ресурсах. + декларации спец. конференций по МЭП: Декларация Стокгольмской Конференции ООН по окружающей человека среде, 17 июня 1972 г.

Всемирная хартия природы 1982 г., Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 14 июня 1992 г. и др.

принципы МЭП: общие принципы МП (принцип уважения гос. Суверенитета, принцип добросовестного исполнения международных обязательств, принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип невмешательства…) + специальные принципы МЭП – закреплены в декларациях конференция по МЭП;

специальные принципы МП: Принципы, закрепляющие право человека на благоприятную окружающую среду. Принцип устойчивого развития. Охрана окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Принцип суверенитета государств над природными ресурсами, расположенными на их территории. Принципы, закрепляющие ответственность за охрану окружающей среды.

Принципы международного природоохранительного сотрудничества. Принцип контроля за соблюдением международных обязательств в области охраны окружающей среды. Принцип предотвращения трансграничного ущерба окружающей среде. Принцип предварительной оценки воздействия на окружающую среду.

Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду.

Механизмы контроля за соблюдением международных обязательств по охране окружающей среды:

1. Регулярные встречи сторон (Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.), разработка правил, руководств, стандартов (в первую очередь к рамочным международным договорам).

2. Отчеты государств о выполнении обязательств (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения 1973 г., Рамочная конвенция ООН об изменении климата 1992 г., Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.)

3. Инспекции на местах, осуществляемые международными организациями, государствами (Договор об Антарктике 1959 г. и Протокол 1991 года, Конвенция ЮНЕСКО о защите всемирного культурного и природного наследия 1972 г., Международная конвенция о запрещении загрязнения с судов 1973 г.).

4. Использование «процедуры невыполнения» – исследование отчетов государств на специальном собрании государств-членов либо уполномоченным органом (Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой 1987 г., Рамочная конвенция об изменении климата 1992 г., Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием 1994 г.).

5. Общий сбор информации для предотвращения возможного вреда окружающей среде: Глобальная система экологического мониторинга, Программа ЮНЕП по наблюдению за землей, Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ). Международная справочная система источников информации по окружающей среде (МСС ИНФОТЕРРА). Центры программной деятельности.

6. Организационные механизмы: деятельность Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию, Международного органа по морскому дну.

Источник: https://infopedia.su/11xa28.html

Международное право. Особенная часть

Принципы экономического права

Являясь отраслью международного права, МЭП выступает в виде обособленной совокупности взаимосвязанных норм, что дает основание характеризовать его как систему. Связи между элементами МЭП — нормами и институтами – образуют стабильное единство. Как система МЭП самостоятельно вступает во взаимодействие с другими системами — иными отраслями международного права и национальным правом.

Единство МЭП обеспечивают отраслевые принципы, отражающие специфику международных экономических отношений. Они являются неоспоримым правом и общей основой для большого массива норм, образующих целый ряд подотраслей МЭП.

Связи между подотраслями обусловлены сложностью предмета регулирования, в котором переплетаются разнообразные экономические интересы. Так, при осуществлении иностранных инвестиций возникают вопросы, регулируемые международным торговым и финансовым правом, проблемы международной охраны интеллектуальной собственности и др.

Взаимодействие МЭП с другими отраслями международного права происходит благодаря тому, что многие виды деятельности, регулируемой международным правом, носят экономический характер (разработка ресурсов морского дна, космические исследования, освоение Антарктики и др.). Таким образом, к соответствующим отношениям должны применяться не только нормы международного морского или космического права, но и принципы МЭП.

https://www.youtube.com/watch?v=v5eirJ7T6f8\u0026list=PL8RcQaADy-ZG_MydSKQAF3SSFJnrhlq_j

В соотношении МЭП и национального права можно выделить то, что является общим для международного права в целом и всех его отраслей, и специфическое, присущее исключительно или в большей степени МЭП.

К общему относятся используемые для всех случаев механизмы имплементации международного права в национальное законодательство, признание в той или иной форме приоритета общепризнанных принципов и норм МЭП в национальных правовых системах, порядок применения и правила толкования МЭП в национальной судебной процедуре.

Особенное состоит в том, что договоры в сфере МЭП чаще других бывают самоисполнимыми и имеют прямое действие в национальной правовой системе (например, Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров, Конвенция о международном финансовом лизинге).

Для международных экономических договоров характерно также положение о приведении в соответствие с ними национального законодательства (Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации).

В отношении соглашений, заключаемых в других сферах, этот вопрос, как правило, специально не оговаривается, поскольку государства вправе самостоятельно решать, что им необходимо предпринять для выполнения своих обязательств.

Отмеченные особенности международных экономических соглашений служат предпосылкой для гармонизации и унификации национального внешнеэкономического и экономического частного права, что можно рассматривать как тенденцию к правовой глобализации.

Основой для правового регулирования отношений, составляющих предмет МЭП, служат основные принципы международного права, зафиксированные в Уставе ООН, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г.

и в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Как отмечается в международно-правовой литературе, практически все эти принципы несут в себе экономическое содержание1См.: Международное право: Учебник/ Отв. ред. А.А. Ковалев, С.В. Черниченко. С. 442.

, которое выявляется как в их толковании, так и в самой формулировке.

Особое значение для МЭП имеет принцип сотрудничества. В Уставе ООН (п. 3 ст. 1), где закреплен этот принцип, на первое место поставлено сотрудничество в разрешении проблем экономического характера, и практически во всех случаях сотрудничество предполагает налаживание экономических связей.

Юридическое содержание принципа сотрудничества раскрывается специфично, в зависимости от того, к каким отношениям он применяется: в области дипломатии это одни обязательства, в области гуманитарного права — другие и т.д.

В Хартии экономических прав и обязанностей государств неоднократно указывается, что государства должны, обязаны сотрудничать в экономической, социальной и культурной, научной и технической областях, в деле содействия более рациональным и справедливым международным экономическим отношениям.

Принцип сотрудничества в экономической сфере базируется на совпадающих публичных интересах государств, которые стремятся к взаимодействию.

во-первых, традиционно в целях экономического развития своего социального организма, а во-вторых, что является характерной чертой современного периода, в целях содействия наименее развитым странам.

Этот второй элемент в содержании публичных экономических интересов имеет уже не внутригосударственную, а глобальную направленность.

Выступая руководящим началом для регулирования международных экономических отношений, принцип сотрудничества не создает для государства обязанности налаживать связи со всеми другими государствами2См.: Тюрина Н.Е.

Роль международного торгово-экономического сотрудничества в достижении целей международного права // Российский ежегодник международного права. 2005. СПб., 2006. С. 318, 322..

Однако в случае установления взаимных связей по доброй воле требуется, чтобы отношения между государствами были не чем иным, как сотрудничеством, суть которого воплощают специальные общепризнанные правила – принципы международного экономического права.

https://www.youtube.com/watch?v=IpaHp8oL9X4\u0026list=PL8RcQaADy-ZG_MydSKQAF3SSFJnrhlq_j

Данные принципы получили закрепление в ряде документов: Декларации об установлении нового международного экономического порядка 1974 г., Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г.

, других резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, Сеульской декларации о прогрессивном развитии принципов международного публичного права, относящихся к новому международному экономическому порядку, 1986 г.

, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., а также в международных договорах.

Принципами МЭП, составляющими правовую основу для всех видов экономических отношений, являются: принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью; принцип свободы выбора и форм организации внешнеэкономических связей; принцип экономической недискриминации; принцип взаимной выгоды; принцип наиболее благоприятствуемой нации; принцип предоставления национального режима. Рассмотрим вытекающие из них права и обязанности государств.

Принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами (ресурсами) и экономической деятельностью конкретизирует принцип суверенного равенства государств применительно к экономическим отношениям.

Свое юридическое закрепление он получил благодаря ряду резолюций Генеральной Ассамблеи ООН: 1515 (XV) от 15 декабря 1960 г., 1803 (XVII) «О неотъемлемом суверенитете над естественными ресурсами» от 14 декабря 1962 г.

, Декларации об установлении нового международного экономического порядка и Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г., а также Международным пактам об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах 1966 г.

Кроме того, данный принцип упоминается в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В соответствии с указанными выше документами каждое государство, осуществляя полный постоянный суверенитет над своими богатствами, ресурсами и экономической деятельностью, имеет право владеть, использовать и эксплуатировать свои богатства и ресурсы; регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК; национализировать, экспроприировать или передавать иностранную собственность. Ни одно государство не может быть подвергнуто экономическому, политическому или любому другому виду принуждения с целью помешать свободному и полному осуществлению этого неотъемлемого права.

Принцип свободы выбора государством формы организации внешнеэкономических связей также базируется на основных принципах международного права: суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела и самоопределения народов (наций).

В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г.

каждое государство имеет неотъемлемое право выбирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства в какой-либо форме со стороны какого бы то ни было другого государства. Согласно Хартии 1974 г.

при осуществлении международной торговли и других видов экономического сотрудничества каждое государство свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений и заключать двусторонние и многосторонние соглашения экономического сотрудничества, соответствующие его международным обязательствам и потребностям международного общения, и обязано уважать аналогичное право других государств.

Принцип экономической недискриминации опирается на всю систему основных принципов международного права. В Декларации социального прогресса и развития, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1969 г.

(Резолюция 2542 (XXIV)), к основным условиям социального прогресса и развития отнесено сотрудничество государств независимо от различий между их социальными, экономическими и политическими системами. Положения других документов – Декларации и Хартии 1974 г.

, ряда соглашений, принятых членами Всемирной торговой организации, сводятся к тому, что ни одно государство не должно подвергаться какой-либо дискриминации в зависимости от различий в политических, экономических и социальных системах. Обязанностью государств, вытекающей изданного принципа, является недопущение дискриминации и устранение существующих ограничений.

Меры, принимаемые государствами по защите внутреннего рынка и национальной экономики, должны применяться в равной степени ко всем государствам, их физическим и юридическим лицам. Исключением из принципа недискриминации являются реторсии и общие невзаимные преференции, предоставляемые развивающимся и наименее развитым странам.

принципа взаимной выгоды определяется спецификой сотрудничества в экономической сфере. Основной целью данного сотрудничества является ликвидация диспропорций и обеспечение процветания для всех, которая предполагает справедливое распределение выгод.

В отношениях между государствами, находящимися на одном уровне экономического развития, это обеспечивается эквивалентным обменом ресурсами в режиме взаимности.

В отношениях между развитыми и развивающимися странами получение взаимной выгоды достигается за счет предоставления односторонних преимуществ более слабому в экономическом развитии партнеру в преференциальном режиме.

Принцип взаимной выгоды прямо вытекает из Общих принципов, определяющих международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, 1964 г. (Женевские принципы), Протокола о торговле и развитии 1966 г., ставшего частью ГАТТ 1948 г., Декларации и Хартии 1974 г.

Принцип наиболее благоприятствуемой нации представляет собой международный обычай, в соответствии с которым государства в конвенционном порядке предоставляют друг другу (своим юридическим и физическим лицам, товарам и ресурсам, составляющим предмет экономического оборота) режим наибольшего благоприятствования.

Поскольку область применения данного режима определяется в конкретном международном договоре (о торговом сотрудничестве, защите инвестиций, о концессиях и др.

), то положение о наибольшем благоприятствовании принято рассматривать как конвенционную норму4В юридической литературе было высказано предложение о целесообразности характеристики принципа наиболее благоприятствуемой нации как договорно-обычного. См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2001. С. 50..

На основе этой нормы одно из договаривающихся государств вправе требовать, а другое обязано предоставить ему все преимущества, которые были установлены для любых третьих государств в оговоренной области. Многосторонней основой принципа наиболее благоприятствуемой нации является ГАТТ 1948/1994.

Из режима наибольшего благоприятствования допускаются исключения. Ими могут быть льготы для соседних государств, для государств, образующих с определенным государством таможенный союз или зону свободной торговли, преференции для развивающихся стран.

Принцип предоставления национального режима заключается в обычае предоставлять данный режим, предусматривая его национальным законодательством либо национальным законодательством и международными договорами. Наибольшее распространение получило законодательное закрепление.

Сфера действия национального режима значительно шире, чем режима наибольшего благоприятствования. Она охватывает практически всю частноправовую сферу.

На основе данного принципа физические и юридические лица иностранного государства приравниваются в своих правах к национальным физическим и юридическим лицам с определенными изъятиями.

Несмотря на то что национальный режим во внешнеэкономической сфере сужает возможности защиты национальных субъектов хозяйственной деятельности от конкуренции со стороны иностранного капитала, он активно внедряется в эту область по мере усиления интеграционных процессов и многостороннего регулирования экономических связей.

Принципы МЭП принято характеризовать как отраслевые, однако, поскольку экономические интересы имеют место практически во всех сферах, где регулятором выступает международное право, действие данных принципов не ограничивается отношениями, составляющими предмет МЭП.

Они представляют собой элемент международного права, который входит в основу всей его системы, а сама отрасль — МЭП — выступает на современном этапе важным фактором ее развития5См.: Тюрина Н.Е.

Международное экономическое право как фактор развития системы международного права // Применение международных договоров в области прав человека в правовой системе Российской федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, 2003. С. 79-82..

В перспективе принципы МЭП должны быть положены в основу глобального правопорядка.

Источник: https://isfic.info/vlakgu/mpos42.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.