Виды субъектов авторского права

§ 3. Субъекты авторского права. Гражданское право. Часть2

Виды субъектов авторского права

1. Виды субъектов авторского права и его возникновение

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

В качестве субъектов авторского права могут выступать как физические, так и юридические лица. К числу последних обычно относятся издатели газет, журналов и некоторых других составных произведений, изготовители аудиовизуальных произведений и работодатели авторов служебных произведений.

Авторское право на произведение возникает у его создателя в силу самого факта создания. В этом одно из главных достоинств авторского права по сравнению с патентным правом на изобретение и другие объекты промышленной собственности. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.

Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не обязан) использовать знак охраны авторского права, помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов:

– латинской буквы “С” в окружности;

– имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

– года первого опубликования произведения.

Поскольку знак охраны авторского права служит информационным целям и его помещение имеет факультативный характер, противоречат п. 1 ст. 9 ЗоАП и Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. допускаемые иногда ведомственные предписания об обязательном помещении на каждом издании знака охраны авторского права .

——————————–

БНА РФ. 1993. N 11. С. 58.

Буква “С” является начальной буквой английского слова “copyright” (“авторское право”).

Помещение знака охраны авторского права на экземплярах опубликованных произведений призвано на практике обеспечить выявление случаев несанкционированного (незаконного) использования авторских прав на данные произведения.

С помощью знака охраны службы, бюро и общества (таможенные, авторско-правовые и т.п.), в чьи задачи входит выявление нарушений авторских прав, могут более эффективно бороться с недозволенным использованием охраняемых законом произведений.

Например, таможенные органы, имея перечни опубликованных в стране произведений, следят за наличием на экземплярах импортируемой печатной продукции знака охраны. Отсутствие знака охраны, равно как и его незаконное помещение, может повлечь запрет на ввоз, арест продукции и другие санкции, налагаемые, как правило, судом.

Существует презумпция авторства: при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Данная презумпция распространяется и на случаи создания произведения несколькими авторами, т.е. соавторами.

2. Соавторы как субъекты авторского права

Соавторство порождает факт создания произведения совместным творческим трудом двух или более лиц.

Соавторы имеют единое авторское право на произведение, как образующее одно неразрывное целое, так и состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга.

Первое соавторство именуется нераздельным, а второе – раздельным. Эти два вида соавторства различаются режимом использования произведений.

Примеры нераздельного соавторства – творчество художников Кукрыниксы (Куприянова, Крылова, Ник. Соколова) или писателей И. Ильфа и Е. Петрова (романы “Двенадцать стульев” и “Золотой теленок”). Они не выделяют свои части коллективных произведений.

Типичный пример раздельного соавторства – коллективные учебники для юридических вузов, главы которых, написанные отдельными соавторами, четко разграничены и могут использоваться самостоятельно.

Другой пример – музыкально-драматическое произведение с текстом, например опера. Будучи единым объектом авторского права, она легко распадается на два самостоятельных произведения (либретто и музыку) с двумя разными авторами.

По общему правилу право на использование любого коллективного произведения принадлежит соавторам совместно. При желании они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением.

Вместе с тем при раздельном соавторстве каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения по своему усмотрению, в том числе запретить ее использование, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами.

Напротив, при нераздельном соавторстве, когда произведение образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Вопросы соавторства являются одними из наиболее распространенных и сложных в спорах, возникающих из авторских правоотношений .

Сложившаяся судебная практика исходит из возможности достижения соглашений о соавторстве на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения.

Соавторство на коллективное произведение может возникать и при отсутствии такого соглашения, например при использовании композитором изданных литературных произведений для создания музыкальных произведений с текстом. В любом случае важен факт творческого участия в создании произведения.

Оказание автору или соавторам лишь технической помощи (подбор материалов, вычерчивание схем, диаграмм, графиков и т.п.) соавторства не порождает. Не ведет к соавторству и распространенное ныне спонсорство, т.е. оказание авторам финансовой помощи для создания произведения.

——————————–

См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов. С. 161, 162.

3. Составители как субъекты авторского права

Правовой статус авторов отдельных, прежде всего составных и производных произведений, обладает определенной спецификой.

Автору сборника, базы данных или другого составного произведения, именуемому составителем, принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов.

Составительство, будучи творческим трудом, порождает авторские права даже в том случае, когда систематизируемые идеи или факты не являются объектами авторского права.

Например, авторское право не охраняет факты принадлежности телефонных номеров конкретным абонентам. Поэтому у разных составителей может быть авторское право на телефонные справочники даже в пределах одного населенного пункта.

Важно лишь, чтобы справочники разных составителей, содержащие одинаковые телефонные номера одних и тех же абонентов, существенно различались по подбору и расположению предметного каталога, его отдельных рубрик, фотоиллюстраций, рекламных материалов, а также по возможному сопроводительному переводу текстовых материалов на иностранные языки, цветовому оформлению и архитектонике буквенных, цифровых и графических компонентов. При таком условии не будет иметь правового значения, кто из составителей раньше или позже использовал для подготовки справочника исходную неохраняемую фактическую информацию. Согласно абз. 4 п. 1 ст. 11 ЗоАП авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Разумеется, составители, имеющие дело с произведениями, охраняемыми авторским правом, обязаны считаться с авторами данных произведений.

Более того, составитель пользуется авторским правом лишь при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включаемых в составное произведение. Попросту говоря, необходимо заручиться письменным согласием этих авторов.

Напротив, авторы включаемых в сборники произведений (если иное не предусмотрено авторским договором) вправе распоряжаться ими по своему усмотрению независимо от составного произведения.

На отдельные составные произведения авторское право принадлежит издателям. Речь идет об энциклопедических словарях, периодических и продолжающихся сборниках научных трудов, газетах, журналах и других периодических изданиях.

Исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом сохраняются за авторами произведений, включаемых в такие издания. Однако исключительное право на использование подобного издания в целом принадлежит издателю. В роли издателя обычно выступает юридическое лицо.

Издатель вправе при любом использовании издания указывать свое наименование либо требовать такого указания.

4. Авторы производных произведений

К числу наиболее распространенных авторов производных произведений относятся переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, а также лица, осуществляющие иную переделку либо переработку произведений, например драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей или рассказов.

Поскольку авторы производных произведений всегда имеют дело с объектами чужих авторских прав, они пользуются авторскими правами лишь при условии соблюдения ими прав авторов произведений, подвергшихся переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Вместе с тем наличие авторского права переводчиков и авторов других производных произведений не мешает иным лицам на тех же условиях делать свои переводы и переработки одних и тех же произведений.

Подобно отдельным составным произведениям, наличие нескольких субъектов присуще также аудиовизуальным произведениям.

Это обусловлено тем, что любое аудиовизуальное произведение, будучи синтетическим по своей природе, аккумулирует творчество различных лиц: сценариста, композитора, режиссера-постановщика.

Одновременно создание аудиовизуального произведения требует осуществления массы хозяйственных, технических, административных, финансовых и тому подобных действий. Их выполнение ложится на изготовителя аудиовизуального произведения, т.е.

физическое или юридическое лицо (кино- и телестудию и т.п.), взявшее на себя инициативу и ответственность за изготовление такого произведения. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этом произведении.

Вследствие этого применительно к создателям аудиовизуальных произведений различают их авторов и изготовителей. Авторами являются:

– режиссер-постановщик;

– автор сценария (сценарист) и автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для аудиовизуального произведения (композитор).

Изготовитель заключает с авторами договоры на создание аудиовизуального произведения.

Если в договоре не предусмотрено иное, его заключение влечет передачу изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение данного произведения, а также на субтитрирование и дублирование его текста.

Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (например, автор романа, положенного в основу сценария), так и созданных в процессе работы над ним (скажем, оператор или художник-постановщик), не считаются авторами данного произведения: каждый из них пользуется авторским правом лишь на свое собственное произведение.

5. Субъекты авторского права на служебные произведения

Своеобразный состав субъектов авторского права складывается в отношении служебных произведений. Служебным признается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя.

Закон не дает определений понятий служебных обязанностей, служебного задания и работодателя. Обычно работодателем считается юридическое или физическое лицо, состоящее с работником в трудовых (служебных) отношениях в соответствии с трудовым законодательством.

Лицо, выполняющее в рамках этих отношений определенные обязанности, признается работником. Круг служебных обязанностей работника определяется должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях, уставами организаций и предприятий.

Служебным обычно является конкретное задание работнику, исходящее от работодателя в лице его органов и зафиксированное в документации, с которой работник был ознакомлен до создания произведения.

Права автора служебного произведения ограничены. Он имеет только личные неимущественные права, в том числе право на обнародование произведения. Исключительные же права на использование служебного произведения, если иное не оговорено в трудовом договоре, принадлежат работодателю. Закон предусматривает обширный перечень имущественных прав.

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания. Данные правила не применяются, однако, к создаваемым в служебном порядке энциклопедиям и периодическим изданиям.

Поэтому авторы служебных произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

6. Правопреемники и иные лица как субъекты авторского права

Поскольку авторское право переходит по наследству (ст. 29 ЗоАП), наследники умершего автора входят в круг субъектов авторского права. Правопреемство в отношении произведений науки, литературы и искусства может осуществляться также в силу закона или договора о передаче имущественных прав. Так, в соответствии со ст. ст.

17 – 26 ЗоАП третьи лица вправе в определенных границах без согласия авторов использовать охраняемые произведения с выплатой или без выплаты авторского вознаграждения при условии, что такое использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию произведений и не ущемляет необоснованным образом законные интересы авторов.

Договорное правопреемство наступает в соответствии с условиями авторских договоров. На их основе субъектами авторского права становятся издательства, театры, студии и другие организации, а также физические лица, к которым переходят имущественные права.

  • 52
  • 53
  • 54
  • 55
  • 56
  • 57
  • 58
  • 59
  • 60
  • 61
  • 62
  • 63
  • 64
  • 65
  • 66
  • 67
  • 68

Источник: https://bzbook.ru/Grazhdanskoe-pravo-Chastj2.60.html

Особенности и характеристики субъекта авторского права

Виды субъектов авторского права

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве.

В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений.

Способность выступать субъектами авторского права возникает у физ.лиц с рождения.

Общая характеристика

Авторское право – это разновидность права собственности, которое автоматически есть у автора после создания интеллектуальной собственности. Публикация для вступления прав в силу не нужна, достаточно придать объекту авторского права любую соответствующую контексту произведения форму. Субъектами авторского права могут быть как физические лица, так и юридические.

Право может передаваться законными путями от одного лица к другому (акт купли-продажи или передача по наследству) и передаваться повторно. Владелец прав может полностью распоряжаться ими по своему усмотрению.

Способы передачи прав от одного лица другому:

  • продажа;
  • передача по наследству (происходит автоматически, если в завещании прежнего владельца не указано условие, противоречащее этому).

После передачи авторского права его бывший субъект больше не сможет каким-то образом влиять на события, происходящие с этой интеллектуальной собственностью (например, запретить публикацию, потребовать денежную выплату, если она не была прописана в договоре). Сама передача может быть как полной, так и частичной – по этому признаку обычно классифицируют субъектов авторского права.

О том, как получить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • на песню и музыку;
  • в интернете;

читайте в статьях по ссылкам.

Кто может быть субъектом авторского права?

Считаться субъектом может как человек, так и фирма, организация. С произведениями (музыка, книги) часто происходит так, что владельцем прав на продукт является издатель, а автор получает процент или уже получил свою единоразовую выплату при продаже.

Автор не обязан продавать права, чтобы издаваться, но многие из них соглашаются на подобное ради компромисса с издателем или просто потому, что находят сделку выгодной. Так, кто относится с субъектам авторского права?

Создатель произведения

Это первоначальный субъект авторского права. Как только интеллектуальная собственность обретает форму – музыка записывается на диск или в виде нот, книга или научный труд обзаводятся рукописью, авторское право вступает в силу.

Теперь оно закреплено за первоначальным автором в теории, но на практике при возникающих разногласиях и подозрениях других лиц в плагиате, автор должен будет предоставить доказательства, из которых будет ясен настоящий временной период создания.

Автор вправе полностью распоряжаться своим произведением, пока не продаст авторские права. Их можно заверить нотариально – для этого нужно обратиться к ближайшему нотариусу, который законодательно закрепит факт наличия авторского права на конкретное произведение в течение нескольких рабочих дней.

Лица-владельцы по договору

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве. Автор может заключить исключительный договор по передаче прав на интеллектуальную собственность с любыми условиями.

Таким образом субъектами становятся физические лица, ранее не имеющие никакого отношения к объекту права, а также юридические лица. Последнее случается чаще – авторы нередко продают права компаниям, чтобы прославиться или выйти на рынок в своей области. Лица-владельцы исключительных прав могут распоряжаться их объектом полностью – если это не противоречит действующему законодательству.

Работодатели

В том случае, когда интеллектуальная собственность является результатом официальной работы по найму, владельцем авторских прав считается работодатель, а не сотрудник. Это касается любого объекта авторских прав, который осознанно создаётся автором в пользу работодателя во время трудовых часов или в любое произвольное время, если график свободный.

Сотрудники-авторы не обладают авторскими правами на продукты своего труда, так как это прописано в трудовом договоре – работник отказывается от всех прав на результаты своего труда, получая заработную плату. Автор имеет право объявить себя таковым, но юридической или финансовой силы такое заявление иметь не будет, принося только репутационную прибыль в некоторых редких случаях.

Организации и корпорации

Под началом особо крупного производителя или компании с любым другим массовым видом деятельности трудятся сотни и тысячи авторов.

Весь контент, так или иначе создаваемый ими, принадлежит не конкретному руководителю, а корпорации, которая очень часто управляется группой людей и является коллективной собственностью (акционерская система). Это называется корпоративным правом.

Работая на такую организацию и получая за свой труд оплату, автор автоматически отказывается от дальнейшего получения от него какой-либо отдельной прибыли. Автор не может запретить использовать объект авторского права так, как считает неподобающим, а также не может заниматься реализацией такой интеллектуальной собственности самостоятельно.

Если в регламенте организации прописаны условия неразглашения на тот или иной объект авторского права, автор обязан соблюдать их. За разглашение, намеренную помощь другим организациям по вопросу этой конкретной интеллектуальной собственности сотрудник может понести ответственность.

Наследники

Когда автор произведения умирает, владея при этом действующими авторскими правами, они классифицируются как наследство и передаются наследникам так же, как и другое имущество.

Автор может указать в нотариально заверенном завещании судьбу своей интеллектуальной собственности, если захочет.

Передавать в наследство авторские права можно не только физическим, но и юридическим лицам.

Наследники получают бессрочное авторское право во владение и могут распоряжаться им так же свободно, как и сам автор – продать, использовать для получения прибыли, видоизменять и модернизировать интеллектуальную собственность. Право передавать её в наследство также вступает в силу.

Если интеллектуальная собственность уже была продана на момент жизни автора-владельца, наследники уже не имеют на неё никаких прав.

Единственная возможность – оспорить сам факт передачи прав, ссылаясь на недееспособность покойного, если передача произошла незадолго до смерти по причине преклонного возраста или болезни, подразумевающей нарушения психики.

Составители сборников

Сборники создаются из многих видов интеллектуальной собственности – музыкальные композиции, литературные произведения, кинофильмы. Включение произведения в сборник, предназначенный для получения выгоды законным путём возможно только с согласия субъекта авторского права, владеющего интеллектуальной собственностью на данный момент.

Практически всегда данное соглашение подразумевает прибыль для владельца произведения. Обойти его согласие – прямое нарушение авторского права. Исключение составляют сборники, чей составитель не рассчитывает на получение прибыли.

Произведения в таких сборниках должны находиться в открытом доступе, владелец ни одного из произведений не должен быть против свободного некоммерческого распространения его собственности.

Составитель сборника не становится совладельцем прав на интеллектуальную собственность с автором или субъектом авторского права.

Он получает право на придуманный и реализованный им порядок составления, что не мешает другим лицам составлять свои сборники из тех же произведений, не повторяя порядок и другие индивидуальные особенности этой конкретной сборки – это уже считается плагиатом.

Создатель вторичного творения

Производное произведение создаётся на основе уже имеющегося оригинала.

Наиболее яркими примерами являются киноадаптации, переводы на другие, отличные от оригинала языки, адаптация произведения для какой-либо из социальных или национальных групп, театральные постановки на основе других произведений, а также множественные музыкальные аранжировки и перезаписи музыки в другом качестве.

Производное произведение может появиться только с согласия автора оригинала или других лиц, которые владеют исключительными авторскими правами.

Важно отметить, что такое произведение не становится частью оригинальной интеллектуальной собственности, а создаёт новый копирайт.
Оригинал и производное произведение – два разных объекта авторского права, даже если изменения минимальны.

Автор последнего имеет авторское право только на результат своей работы, не получая никаких прав на оригинал.

Писатель служебного произведения

Служебные произведения – интеллектуальная собственность работодателя, так как созданы в результате регламентированной трудовой деятельности. Если трудоустройство официальное, первоначальный (фактический) автор не имеет никаких прав на реализацию произведения в коммерческих целях и не может рассчитывать на прибыль.

Соавторство

Соавторством называется авторское право нескольких лиц на одно произведение.

Не имеет значение, состоит ли интеллектуальная собственность из нескольких частей или её нельзя разделить без потери содержания (литературное произведение, музыкальная композиция, изображение), соавторство действует одинаково.

Соавторство может быть безусловным, когда все субъекты авторского права наделены одинаковыми полномочиями, так и выделять некоторых среди других. Второй вариант легче всего просматривается на примере соавторства в научных работах, где выделен ведущий автор и тот, кто в силу меньшего опыта и возможностей вложил в общий результат меньший объём труда.

Однако вне зависимости от объёма, вложенного любым из соавторов, он остаётся в своём праве даже в спорных ситуациях. Разделение прибыли от авторства нередко становится причиной судебных разбирательств.

Авторское право разделено на множество разделов и подразделов по той причине, что может применяться в любой из сфер деятельности человека. Защитить автора – создателя или владельца, исключительно в интересах законодательства, так как это способствует здоровой конкуренции и развитию в соответствующей контексту области.

Источник: https://znaipravo.com/intellektualnoe-pravo/avtorskoe/kto-mozhet-byt-subektom.html

Субъекты авторского права | Студент-Сервис

Виды субъектов авторского права

В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных ГК РФ (п. 3 ст. 1228), является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора.

К другим лицам указанное право может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом.

Автором признается гражданин, творческим трудом которого произведение создано. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст. 1228 ГК РФ).

В том числе граждане, оказавшие автору такого результата только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использование.

Не признаются авторами также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Так, например, автором такого произведения, как курсовая или дипломная работа, является его создатель – студент, а не научный руководитель.

Разумеется, он признается автором при условии, что его  работа не скачана из Интернета и носит самостоятельный, творческий характер.

Согласно ст. 18 ГК РФ возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Следует особо подчеркнуть, что для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности.

Например, на практике встречаются случаи, когда в возрасте трех – шести лет рисунки создают дети, страдающие аутизмом (от греч. “autos” – сам – психопатологическое состояние, при котором личность погружена в собственные внутренние переживания).

Для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны).

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителяосуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст. 26 ГК РФ).

Граждане, ограниченные судом в дееспособности, могут осуществлять свои авторские права только с согласия попечителей (ст. 30 ГК РФ). За граждан, признанных судом недееспособными, авторские права осуществляют их опекуны (ст. ст. 29, 32 ГК РФ).

Как и ст. 9 ЗоАП РФ, ст. 1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

Для возникновения авторских прав необходим юридический факт – создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ. Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов.

Согласно ст. 1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство условно подразделяется на два вида, которые отличаются различным режимом использования произведений:

– раздельное соавторство возникает тогда, когда соавторы имеют единое авторское право на произведение, состоящее из самостоятельных частей, которые могут быть использованы независимо друг от друга (например, песня, состоящая из слов и музыки).

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами;

– нераздельное соавторство предполагает, что соавторы имеют единое авторское право на произведение, образующее единое неразрывное целое (произведения братьев Вайнеров). При этом ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.

Право на использование любого совместного произведения принадлежит всем соавторам. Они могут регламентировать свои отношения взаимным соглашением, которое может быть заключено на любой стадии создания коллективного произведения или даже после его завершения.

Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, распределяются между всеми правообладателями поровну. Иной порядок распределения доходов может быть предусмотрен соглашением соавторов.

Распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве, осуществляется правообладателями совместно, если ГК РФ не предусмотрено иное. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе тогда, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения.

Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

К субъектам авторского права, согласно ст. 1260 ГК РФ, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство).

Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Авторские права переводчика, составителя и иного автора производного или составного произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное или составное произведение.

Так, например, решением арбитражного суда отказано в иске ЗАО к ЗАО “ПрайсВотерхаусКуперс Аудит” о прекращении нарушения авторских прав истца на русский перевод Т. литературного произведения МСФО путем прекращения размещения произведения истца на сайте ответчика в сети Интернет и взыскания компенсации.

Суд мотивировал отказ в иске тем, что разумным действием является ограничение имущественных авторских прав на перевод произведения путем их передачи лицу, владеющему основными имущественными авторскими правами.

Суд, в частности, отметил, что еще до возникновения имущественных авторских прав на русский перевод произведения, автором которого является Т., он уступил их Комитету по МСФО (КМСФО) – владельцу исключительных авторских прав на произведение.

Об этом свидетельствует лицензионное соглашение. Путем толкования условий лицензионного соглашения суд пришел к выводу о том, что у истца отсутствуют исключительные имущественные авторские права на использование русского перевода МСФО, выполненного Т.

В силу лицензионного соглашения судом констатируется принадлежность авторских прав Комитета на МСФО на всех языках и признание лицензиатом авторских прав Комитета на русском языке.

Кассационная инстанция указала, что суд первой инстанции верно мотивировал свой вывод о том, что ограничение имущественных авторских прав на перевод произведения путем их передачи лицу, владеющему основными имущественными авторскими правами, является разумным действием.

Это подтверждается в том числе и оцененным судом письмом Фонда Комитета по МФСО об основных целях деятельности этого Комитета в сравнении с обстоятельствами дела.

Кроме того, суд правильно дополнительно сослался на то, что защите подлежат права обладателей исключительных авторских прав на произведение, в том числе путем прекращения нарушения прав и выплаты компенсации.

Однако истец такими правами не обладает, а переводчик пользуется только авторским правом на созданное им производное произведение только при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу. В связи с этим решение арбитражного суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.

Автор произведения, помещенного в сборнике или ином составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено договором с создателем составного произведения.

Авторские права на перевод, сборник, иное производное или составное произведение не препятствуют другим лицам переводить либо перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать свои составные произведения путем иного подбора или расположения тех же материалов.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий принадлежит право использования таких изданий. Издатель вправе при любом использовании такого издания указывать свое наименование или требовать его указания.

Например, многие издательства пользуются такой формулировкой: “Перепечатка и любое использование материалов возможны только с письменного разрешения редакции”. Авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют эти права независимо от права издателя или других лиц на использование таких изданий в целом.

Исключением из этого правила являются случаи, когда эти исключительные права были переданы издателю или другим лицам либо перешли к издателю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно ст.

1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если иное не предусмотрено трудовым или иным договором между работодателем и автором.

Исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне.

Если в течение трех лет работодатель начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, автор имеет право на вознаграждение.

Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок.

Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора – судом.

В случае, когда в соответствии с п. 2 ст. 1295 ГК РФ исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение, если договором между ним и работником не предусмотрено иное.

При этом не ограничивается право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания, а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя.

При использовании служебного произведения работодатель может указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

Основанием для государственной регистрации перехода исключительного права по наследству является свидетельство о праве на наследство, за исключением случая, предусмотренного ст. 1165 Кодекса.

Согласно ст. 1267 ГК РФ автор вправе указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (ст. 1134). Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Согласно ст. 1242 ГК РФ обладатели авторских и смежных прав могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/subekty-avtorskogo-prava/

Понятие и виды субъектов авторского права

Виды субъектов авторского права


Статья посвящена вопросу понятия и видов субъектов авторского права. Автор, анализируя действующее гражданское законодательство, определяет основные виды субъектов авторского права.

Ключевые слова: авторское право, субъекты авторского права, первоначальное авторское право, производное авторское право

Авторское право возникает в связи с созданием произведения науки, литературы или искусства, поэтому основным субъектом, обладающим авторскими правами, будет лицо, которое в результате творческой деятельности создало произведение — автор. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Необходимо отметить, для появления авторских прав у лица, создавшего произведение, не требуется соблюдения каких-либо формальностей, иными словами, признание того или иного лица автором произведения не связно с официальной регистрацией или получением правоустанавливающих документов, поскольку сам процесс создания порождает субъективное право автора. Поэтому, как отмечает Е. А. Суханов, в авторском праве установлена презумпция авторства: «При отсутствии доказательств иного автором произведения, — пишет он, — считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения» [1, с. 732].

Действующее гражданское законодательство содержит легальное определение понятия «автор». Так, в силу ст. 1257 ГК РФ, автором признается гражданин, творческим трудом которого было создано произведение науки, литературы или искусства.

Творческий характер труда, проявленный лицом при создании произведения, является обязательным условием возникновения авторских прав. Так, лицо, переписавшее уже созданное произведение, нельзя назвать автором этого произведения. Э. П.

Гаврилов утверждает: «Творческий характер труда создателя, выразившийся в произведении — это единственный и универсальный критерий для возникновения права авторства» [2, с. 114].

Вторым признаком, позволяющим признать произведение объектом авторского права, будет объективная форма выражения. А. П.

Сергеев связывает момент возникновения субъективного авторского права на произведение с моментом выражения результата творческой деятельности в какой-либо объективной форме, доступной для восприятия другими лицами [3, с.

167]. При этом отсутствие завершенности, назначение и достоинство произведения не имеют значения.

Специалисты авторско-правовой доктрины выделяют две группы субъективного авторского права: первоначальное и производное авторское право.

Автор, результатом творческой деятельности которого стало создание произведения, обладает всей совокупностью прав в отношении него в силу самого факта создания, поэтому он является обладателем первоначального авторского права.

Наследники и правопреемники автора обладают производным авторским правом, так как их права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов: вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, открытие и принятие наследства, заключение договора и пр.

Выделение первоначального и производного авторского права имеет практическое значение, поскольку позволяет определить, возникло ли субъективное авторское право на произведение непосредственно из процесса создания либо путем перехода права от автора к иным лицам.

Так, справедливо отметил М. В.

Гордон: «Для производного авторского права характерно то, что это право принадлежало ранее иному определенному лицу, и значит, содержание права производного определяется правомочиями, принадлежавшими носителю первоначального авторского права» [4, с. 32].

В настоящий момент, гражданское законодательство автором произведения признает только физическое лицо, результатом творческой деятельности которого является произведение.

Представляется, что такой подход, несомненно, более точно отражает сущность первоначального авторского права.

Проблема правовой неопределенности субъекта, обладающего исключительным правом на составное произведение, была решена путем предоставления издателю совокупности прав: право использовать произведение, право указывать и требовать указания своего наименования при использовании произведения. При этом подчеркивается, что автор и иное лицо, обладающее исключительным правом на произведение, включенное в издание, не теряет своего субъективного права независимо от права издателя и других лиц на использование таких изданий (п. 7 ст. 1260 ГК РФ).

Обладателями производного авторского права, наряду с юридическими лицами, будут физические лица и публично-правовые образования, унаследовавшие авторские права от автора произведения.

В юридической литературе советского периода получило широкое распространение мнение, согласно которому к наследникам переходили только имущественные права, в то время как личные неимущественные права в состав наследства не входили [5, с. 34].

Современные специалисты авторского и наследственного права отмечают, что в законодательстве отсутствует четкая регламентация рассматриваемого вопроса. Так, А. М. Голощапов и К. Ю.

Рождественская указывают: «Классическое деление наследуемых прав на имущественные, которые переходят в порядке наследования и неимущественные, которые не подлежат такому переходу, не соответствует фактическому положению дел, так и отдельным положениям Гражданского кодекса» [6, с. 14].

В подтверждение своей позиции специалисты приводят пример о правах наследника обнародовать или изменить произведение, являющихся по своей сути неимущественными правами.

Одним из дискуссионных вопросов в правоприменительной практике является признание авторства в отношении тех, кто не является субъектом права — животные и технические устройства.

За последнее время состоялся ряд судебных процессов, в которых истцами доказывался факт, принадлежности авторских прав животным. Одним из самых громких стало дело по иску организации «Люди за этичное отношение к животным» против британского фотографа Дэвида Слейтера.

Во время поездки фотографа в Индонезию в 2011 году, воспользовавшись фотоаппаратом натуралиста, павиан Наруто сделал несколько снимков хорошего качества, в том числе самого себя, которые в дальнейшем были распространены в сети «Интернет». Д.

Слейтер потребовал удалить размещенные фотографии, поскольку авторские права на них, по его мнению, принадлежали ему.

Хостинги отказались выполнить просьбу фотографа, поскольку снимки, сделанные животным, являются «общественным достоянием», как следствие, состоялось судебное разбирательство, где авторские права были признаны за Д. Слейтером.

Позднее состоялись следующие процессы, где организация по защите прав животных, отстаивала интересы павиана. Итогом многочисленных судебных разбирательств стало мировое соглашение, в котором фотограф обязался пожертвовать 25 % доходов от продажи, сделанных снимков, в пользу благотворительных организаций.

Следует отметить, не смотря на «прецедент», авторских прав никто не признал за павианом Наруто, поскольку, во-первых, Д. Слейтер доказал, что специально оставил технические средства для того, чтобы обезьяны смогли сделать снимки, а, во-вторых, работы животных, и в целом природы, не могут охраняться авторским правом, поскольку они не являются субъектами права.

Вопрос о технических средствах как «субъектах авторского права» приобретает все большую актуальность, поскольку «искусственный интеллект» способен уже создавать художественные, музыкальные и литературные произведения.

Тем не менее, одним из основных аргументов «против» расширения круга субъектов авторского права является тот факт, что по своей природе технические средства являются объектами, а не субъектами права.

При таком обстоятельстве нельзя исключать авторских прав у лица, создавшего техническое устройство, способное на создание произведения, обладающего признаками объекта авторского права.

В целом, можно констатировать, что животные и технические средства не могут обладать авторскими правами, поскольку не являются субъектами права в целом и, соответственно, не обладают правосубъектностью.

Литература:

  1. Суханов Е. А. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. — М.: Статут, 2011. — 958 c.
  2. Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Наука, 1984. — 222 с.
  3. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
  4. Гордон М. В. Советское авторское право. — М.: Госюриздат, 1955. — 230 с.
  5. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  6. Голощапов А. М., Рождественская К. Ю. Особенности наследования авторских прав. М.: Р. Валент, 2011. — 144 с.

Основные термины(генерируются автоматически): автор произведения, лицо, произведение, творческая деятельность, автор, авторские, создание произведения, ГК РФ, действующее гражданское законодательство, физическое лицо.

Источник: https://moluch.ru/archive/258/59161/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.