Защита прав индивидуальных предпринимателей

Содержание

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ

Защита прав индивидуальных предпринимателей

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2009 г., за исключением положений, для которых статьей 27 настоящего Федерального закона предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Положения настоящего Федерального закона в отношении экспертов, экспертных организаций, аккредитованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, применяются с 1 июля 2009 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 30 декабря 2008 г. N 266, в “Парламентской газете” от 31 декабря 2008 г. N 90, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 52 (часть I) ст. 6249

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 декабря 2020 г.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 августа 2020 г.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 476-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу с 13 августа 2019 г.

Федеральный закон от 30 июля 2019 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 марта 2021 г.

Федеральный закон от 6 июня 2019 г. N 130-ФЗ

Изменения вступают в силу с 18 июня 2019 г.

Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 января 2019 г.

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 386-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 316-ФЗ

Изменения вступают в силу 14 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 245-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 января 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

Федеральный закон от 18 апреля 2018 г. N 81-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 апреля 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 332-ФЗ

Изменения вступают в силу с 27 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2016 г. N 412-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 марта 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 2 мая 2015 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 82-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 532-ФЗ

Изменения вступают в силу с 23 января 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 500-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 15, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 208-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г., за исключением изменений в статью 9 и статью 13.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г., за исключением изменений в абзац первый части 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г., за исключением дополнения статьей 13.1, которая вступает в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 408-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 191-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 26 апреля 2010 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 апреля 2010 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г., за исключением изменений в часть 5 статьи 27, которые вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, изменений в часть 11 статьи 11 и в часть 2 статьи 20, которые вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ

[attention type=red][attention type=green]
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
[/attention]
[/attention]

Источник: https://base.garant.ru/12164247/

Защита прав предпринимателей – чем регулируется и особенности защиты

Защита прав индивидуальных предпринимателей

Бизнес-сообщество является неотъемлемой частью правового поля Российской Федерации. Защита прав предпринимателей осуществляется на государственном уровне и на основании нормативно-правовых актов. Любой предприниматель может свободно отстаивать свои права в суде и других организациях. Юридическая защита бизнеса входит в компетенцию адвоката определенной специализации.

Федеральный закон о защите прав предпринимателей

В декабре 2012 года Президент РФ подписал закон федерального значения «О защите прав предпринимателей» (294-ФЗ). Нормативный акт содержит свод обязательных норм и правил, регулирующих отношения бизнес-субъектов с контролирующими органами. Документ направлен на обеспечение соблюдения законности и объективного подхода при проведении проверок компаний различного масштаба и ИП.

В законодательном акте указаны основания для проверок бизнеса, характер, форма, сроки и методы проведения контрольных мероприятий. Пренебрежение нормами данного законодательного акта могут трактоваться как нарушение прав предпринимателя.

В большинстве случаев результат проверки аннулируется, а сотрудники контролирующих органов, допустившие нарушения регламента НПА, привлекаются к ответственности. На страже прав предпринимателей стоят и другие законы и правовые акты РФ.

От кого защищать предпринимателя

Коммерческая деятельность и предпринимательство связано с определенными рисками и угрозами. Условно их можно поделить на группы по субъектам, совершающих в отношении бизнесмена неправомерные деяния. К таким потенциальным источникам угрозы относятся:

  • сотрудники государственных структур;
  • персонал;
  • партнеры и контрагенты;
  • конкуренты;
  • клиенты;
  • злоумышленники и преступные элементы.

Для защиты прав предпринимателей от потенциальных угроз существуют правовые инструменты. Например, для защиты имущественных прав ИП или юридического лица существуют, помимо Закона 294-ФЗ, Гражданский кодекс РФ.

При возникновении споров с сотрудниками в действие вступает Трудовое законодательство. При совершении со стороны злоумышленников преступных деяний в отношении товарно-материальных ценностей, права бизнесмена защищают нормы Уголовного кодекса.

Предприниматель в Москве и других городах России может рассчитывать на юридическую комплексную защиту своего бизнеса.

Формы защиты прав предпринимателей

цель защиты бизнеса — признание или восстановление прав предпринимателей. Для достижения данной цели используются правовые механизмы, закрепленные на законодательном уровне. К способам защиты относятся:

  • штрафные санкции в отношении нарушителя-ответчика — взыскание неустойки, конфискация, компенсация и т. д.;
  • признание права — восстановление, признание сделки недействительной, возмещение понесенных убытков и т. д.;
  • процессуальные методы — обращение в компетентные органы для защиты прав, например, к омбудсмену по правам предпринимателей.

Существует две основные формы защиты прав предпринимателей:

  • Судебная — к ней относятся суды общей юрисдикции, арбитраж, Верховный и Конституционный суды.
  • Внесудебная — предполагает осуществление защиты предпринимательской деятельности субъектов бизнеса вне рамок судебного процесса. К такой форме относятся третейский суд, международный коммерческий арбитражный суд, нотариальная защита, внесудебное урегулирование.

Особенности защиты прав предпринимателей при проведении контрольных мероприятий и государственного надзора

Привлеченный юрист при проведении проверок государственными контролирующими органами отслеживает соблюдение норм Закона «О защите прав предпринимателей», а именно:

  • уведомительный характер;
  • полномочия проверяющих;
  • правомерность истребования информации, носителей и документов, раскрытия коммерческой тайны и т. д.

Адвокат до начала проверки, во время проведения проверочных мероприятий и после них консультирует своего доверителя, предупреждает о возможных последствиях, проверяет результаты.

Защита прав предпринимателей при возмещении вреда

Неправомерные решения или деяния уполномоченных лиц могут причинить вред и нанести убытки предпринимателю. Возмещение такого вреда — законное право субъектов бизнеса.

Как правило, защита прав предпринимателей по возмещению вреда и убытков из-за действий контролирующих органов происходит в судебном порядке.

Возмездное участие юриста в таких делах можно отнести к убыткам хозяйствующего объекта и внести их в сумму иска.

Порядок обращения в судебные органы

Предприниматель может быть и истцом, и ответчиком в суде. Защищать свои права он может самостоятельно либо с привлечением адвоката соответствующей квалификации.

Субъекты бизнеса пользуются общими правилами обращения в судебные органы.

Перед тем как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательства нарушения прав, провести подготовку, выполнить необходимые процедуры досудебного урегулирования.

Рассмотрение заявлений предпринимателей в Конституционном суде

Права и интересы субъектов предпринимательства, нарушенные в ходе рассмотрения дел в судах разных юрисдикций, могут быть защищены Конституционным судом РФ.

Обращение в конституционную судебную инстанцию должно быть мотивированным и основываться на нарушении конкретных прав и свобод предпринимателя. Привлеченный юрист находит аргументы для обращения в КС РФ, составляет жалобу и участвует в рассмотрении дела по существу.

Конституционный суд рассматривает жалобы предпринимателей о несоответствии главному закону страны конкретных нормативно-правовых актов или их отдельных положений.

Защита прав предпринимателей в арбитражном суде

По Арбитражному кодексу РФ суды данной юрисдикции рассматривают экономические претензии и споры между хозяйствующими субъектами, другими организациями и частными лицами.

Порядок обращения в арбитражный суд предусматривает досудебную претензионную процедуру по исковым заявлениям.

Другие категории дел, связанные с коммерческой деятельностью предпринимателя, рассматриваются в заявительном порядке.

Для рассмотрения дела по существу в арбитраже следует основательно подготовить пакет документов, которые доказывают нарушение прав и интересов бизнеса.

Обращение в суды общей юрисдикции

В судах общей юрисдикции также обеспечивается защита прав и интересов граждан-предпринимателей. Судебные инстанции рассматривают следующие категории дел, не связанные с деятельностью заявителя:

  • если один из участников спора не является субъектом предпринимательства;
  • трудовые споры, где предприниматель является работодателем;
  • административные правонарушения, совершенные в отношении субъектов бизнеса.

Также в подведомственность судов общей юрисдикции подпадают дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности:

  • восстановление прав на утраченные ценные бумаги;
  • обжалование действий и решений сотрудников органов государственного управления;
  • оспаривание нотариальных сделок.

В целом, в подсудность судов общей юрисдикции входят все споры, за исключением тех, которые отнесены к подведомственности Арбитражных судов.

Защита прав предпринимателей в государственных организациях и судах — сложный процесс, требующий огромного опыта и специфических знаний. Адвокат, который работает в направлении защиты бизнеса от неправомерных действий со стороны контролирующих органов, контрагентов и других лиц, помогает правильно выстроить линию защиты, аргументировать претензии, сформировать комплекс доказательств.

Источник: https://msk-legal.ru/news/zashhita-prav-predprinimatelej-formy-i-osobennosti/

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Защита прав индивидуальных предпринимателей
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Строительный контроль и надзор » Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Основной целью деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является получение максимальной прибыли и порой в этой погоне они забывают о соблюдении законодательства. Для предотвращения нарушений был введен в действие механизм государственного контроля за действиями организаций и частных предпринимателей.

Однако, на практике встречаются случаи злоупотребления правом органами государственного контроля при проведении проверок.

Поэтому должна существовать нормативно-правовая база, которая регламентирует порядок осуществления контроля и соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, частью которой выступает Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

  • 1. Принцип уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Полный список работ и услуг, относительно которых необходимы предоставляться уведомления о начале деятельности предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 584 “Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности”. В этот перечень входят такие виды, как предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, производство строительных материалов и изделий.
  • 2. Принцип презумпции добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Сущность данного положения в том, что организации и предприниматели, в отношении которых проводятся проверки, не обязаны доказывать свою невиновность, факт нарушения должны обосновать органы государственного и муниципального контроля.
  • 3. Принцип открытости и доступности информации об осуществлении государственного контроля. Данный принцип подразумевает прозрачность осуществления государственного контроля, за исключением ситуаций, связанных с информацией, передача которой запрещена или ограничена нормами права.
  • 4. Принцип соответствия полномочий органа государственного контроля с непосредственно осуществляемой проверкой. Однако, порой компетенция может быть настолько нечетко сформулирована, что позволяет толковать ее достаточно широко. В подобных случаях нужно четко выяснить имеет ли данное должностное лицо право проводить проверку или нет.
  • 5. Принцип недопустимости проведения проверки одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя по аналогичным основаниям несколькими органами государственного контроля.
  • 6. Принцип недопустимости требования о получении организацией, предпринимателем разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти для начала осуществления предпринимательской деятельности, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами. Если законодательством не регламентировано получение подобных документов, то проверяющий орган не имеет права требовать их у проверяемого субъекта.
  • 7. Принцип ответственности проверяющих субъектов за нарушение российского законодательства при осуществлении государственного контроля. Данное положение служит сдерживающим фактором злоупотреблений контролирующих органов.
  • 8. Принцип недопустимости взимания органами государственного контроля проверяемых субъектов платы за проведение проверки. Контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводится бесплатно.
  • 9. Принцип финансирования проверок за счет средств соответствующих бюджетов.
  • 10. Принцип разграничения полномочий федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности.

Ограничения при проведении проверки

При проведении проверки на контролирующие органы возлагаются ограничения, несоблюдение которых может повлечь недействительность результатов проверки. Субъекты при осуществлении государственного контроля не вправе распространять информацию, доступ к которой был получен в процессе проведения проверки и которая представляет собой:

  • – государственную тайну;
  • – коммерческую тайну;
  • – служебную тайну;
  • – иную охраняемую законом тайну.

Права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки

Законодатель выделяет определенных лиц, имеющих права при проведении проверок:

  • а) руководитель юридического лица;
  • б) иное должностное лицо юридического лица;
  • в) уполномоченный представитель юридического лица;
  • г) индивидуальный предприниматель;
  • д) уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя.
  • Вышеперечисленные лица обладают правом присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, но не обязанностью (ст. 51 Конституции РФ для индивидуального предпринимателя). При этом контролирующий субъект обязан письменно зафиксировать данные заявления, так как иначе у проверяемого лица возникает корреспондирующее право на обжалование данных действий в соответствии с Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке.

Орган государственного контроля обязан предоставлять информацию, относящуюся к предмету проверки.

К ней можно отнести приказ о назначении выездной проверки; документы, подтверждающие компетентность лиц, проводящих выездную проверку; цели, задачи, основания проведения выездной проверки; вид и объем мероприятий по контролю; состав экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке; сроки и условия проведения проверки; ознакомление с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности; разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки.

    Проверяемое лицо имеет право потребовать внести в акт проверки запись о согласии или несогласии с результатами проверки.

А также проверяемому субъекту предоставлено право административного или судебного обжалования результатов проверки, процедуры, действий проверяющих лиц и признать их незаконными, включая возможность инициировать привлечение должностных лиц проверяющих органов к административной ответственности.

Если при проведении проверки проверяемому субъекту был причинен вред, то понесенные убытки подлежат возмещению из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля

Организация вправе оспорить в суде решение либо действие (бездействие) органа государственной власти, если имеются доказательства, что нарушены их права и свободы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными – решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, – если есть основания полагать, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предусмотрено административное обжалование ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц соответствующими нормами: организация вправе обратиться в суд или в иной вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу.

Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” установлены сроки, в течение которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут обратиться в суд с заявлением об обжаловании:

  •  – 3 месяца со дня, когда стало известно о нарушении права;
  •  – 1 месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если не был получен на нее письменный ответ.

АПК РФ установила, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Данный срок пресекательным не считается, в случаях пропуска срока по уважительным причинам есть возможность восстановить его по ходатайству заинтересованного лица.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

ООО «НПО Энергосфера» осуществляет деятельность, связанную со строительством, эксплуатацией объектов переработки, хранения нефти, газа и продуктов их переработки.

По инициативе Главного управления МВД России по Уральскому Федеральному округу в ООО «НПО Энергосфера» Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Тюменской области была проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере природопользования и экологической безопасности.

\rВ результате проверки был выявлен ряд нарушений. На предприятии, в частности, отсутствовали лицензия на переработку отходов, проект по первичной переработке промышленных отходов, рабочий проект на прием и хранение нефтепродуктов, положительное заключение государственной экологической экспертизы по проектам.

По результатам проверки был составлен акт с участием представителя заявителя. В связи с перечисленными нарушениями заявителю было предложено в добровольном порядке устранить данные нарушения и определен для этого срок. Постановление о привлечении к установленной законом административной ответственности не вынесено.

\rОпределите, были ли нарушены в данном случае требования Федерального закона от 08.08.2001 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля»? В каких случаях и по каким основаниям допускается проведение внеплановых проверок? Дайте оценку правомерности действий контролирующего органа.

Зара27.11.2020 11:21

Добрый день!

Для решения юридической задачи советуем обратить внимание на ст. 10 294-ФЗ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/27650359c98f25ee0dd36771b5c50565552b6eb3/

Если у вас возникнут трудности в решении данного вопроса, можете обратится в нашу компанию за консультацией.Юридическая группа МИП – Москва№1 в рейтинге адвокатов России – top-advokats.ruКонсультации проводят адвокаты с 20 летним опытом в офисе, по скайпу или телефону

Телефон для записи +7 (499) 995-18-31

Максимова Людмила Сергеевна29.11.2020 22:44

Задать дополнительный вопрос

Имеют ли право проводить проверки и выписывать предписания ” правнадзор”

Лидия27.06.2019 14:24

Добрый день! Проводить проверки и выписывать предписания могут только сотрудники государственных органов. Если Вы имеете ввиду ООО “Правнадзор”, то у этой организации нет таких полномочий.

Коленская Светлана Александровна27.06.2019 18:31

Задать дополнительный вопрос

лидия27.06.2019 14:46

сегодня приходили две женщины от туда, нашли мелкие нарушения в отсутствие одного сертификата. в магазине сидела сестра, она испугалась и дала им деньги. Что делать в этом случае?

Так и есть.

Колпакова Галина Юрьевна28.06.2019 16:33

Задать дополнительный вопрос

Добрый день, на каких основаниях я могу не оказать услугу, а точнее не продать кофейный безалкогольный напиток, человеку, кто не соблюдает правила личной гигиены, одет в грязную, одежду, выглядит неопрятно и при этом причиняет неудобства другим людям, кто также находится в кафе? При этом он готов заплатить за напиток

Оксана25.06.2019 07:53

Добрый день.

Источник: https://advokat-malov.ru/stroitelnyj-kontrol-i-nadzor/zashhita-prav-yuridicheskih-lic-i-individualnyh-predprinimatelej-pri-osushhestvlenii-gosudarstvennogo-kontrolya.html

Федеральный закон о защите прав индивидуальных предпринимателей: способы защиты, проверки, обязанности должностных лиц | Правоведус

Защита прав индивидуальных предпринимателей

Защита прав предпринимателей – это относительно молодое направление в политике России.

Поддержка реализуется специальными мерами, направленными на улучшение жизни российских бизнесменов посредством их защиты от бюрократизма, коррупции и вымогательства.

Государственные меры защиты прав предпринимателей призваны организовать контроль коммерческой деятельности, который не нарушает законных прав ее участников.

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 

  1. Защита материального права – материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения. 

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это: 

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Основной закон о защите прав предпринимателей

Все вопросы защиты прав предпринимателей, включая способы и формы защиты, регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который был создан на основании Указа Президента РФ №797 «О неотложных мерах по ликвидации административных нарушений при осуществлении предпринимательской деятельности». 

Законодательный акт направлен на регулирование работы контролирующих органов государственной и муниципальной власти в области предпринимательства. В нем четко обозначены не только права и обязанности владельцев бизнеса и контролирующих органов, но и формы их взаимодействия между собой.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок.

Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя. 

Кроме того, проверки подразделяются на: 

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки). 

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это: 
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 
     

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано.

Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.

 

В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля. 

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней. 
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают: 

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. 

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны: 

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя. 

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.

1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право: 

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ. 

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ). 

Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает: 

  • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
  • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. 

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке.

Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством.

Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

Источник: https://PravoVedus.ru/library/laws/federalnyy-zakon-o-zashchite-prav-individualnykh-predprinimateley/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.